Библиографическое описание:

Иванычев П. С. Государственные организации как объект исследования в системе социального управления [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 17-20.

В статье рассматриваются государственные организации (предприятия и учреждения) как объект исследования в системе социального управления. Обосновывается необходимость понимания организации как открытой системы. Внимание уделяется аспектам реализации социального управления посредством осуществления социальной функции управления государственными предприятиями и учреждениями.

Ключевые слова: государственная организация, социальное управление предприятиями и учреждениями, социальная функция управления.


Трансформационные процессы, происходившие в 90-е годы в России, инициировали внимание политических деятелей, бизнес-структур, общественности к феномену управления государственными организациями. Интенсивность развития рыночных процессов в РФ обусловило процессы регионализации отношений собственности, передачу имущественных прав на уровень отдельных субъектов государства, в связи этим, вопросы управления государственными организациями в регионе являются одним из важных аспектов политики повышения эффективности использова­ния государственного имущества. В настоящее время существуют объекты государственной собственности РФ, управление которыми предполагает арендные отношения, приватизационные процессы, куплю-продажу акций, а также отношения, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения государственными организациями: федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Именно данные группы организаций осуществляют производство товаров и продукции, предоставляя населению социально значимые для общества товары (услуги) в различных сферах и отраслях экономики, в частности, в Тюменской области – это предприятия и учреждения сфер здравоохранения, культуры, СМИ, научно-производственные центры сельского хозяйства, геологии, нефти и газа, безопасности окружающей среды (более 400 предприятий и учреждений).

Анализ научной литературы по вопросам управления государственными организациями (предприятиями и учреждениями) [5] и реальной практики управления в Тюменской области [4] позволяет отметить, что на современном этапе развития социально-экономических отношений в данной области имеется проблема - не определены вопросы регулирования, связанные с социальным аспектом функционирования государственных предприятий и учреждений, и, как следствие, отсутствует механизм социального управления государственными организациями и не реализуется социальная функция управления в процессе деятельности государственных предприятий и учреждений.

Отмечается недооценка значения социального управления как одного из механизма совершенствования системы менеджмента, но, в то же время, наблюдается возрастающая роль социальной активности государственных организаций. Следовательно, недостаточное теоретическое осмысление, систематизация форм проявления социальной направленности деятельности государственных организаций, отсутствие методических подходов к оценке результатов социального управления и соответствующего организационного сопровождения предопределяет актуальность темы исследования, которая обусловлена фундаментальным и прикладным значением проблематики социального управления государственными организациями.

Изначально теоретики и практики управления (начало XX в.) рассматривали организацию как «замкнутую» систему, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности; выделяя главный фактор успеха и конкурентоспособности — рост масштабов производства продукции и услуг; задача менеджмента состояла в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда; основными источниками прибавочной стоимости являлись факторы производства и производительность труда рабочих. Следовательно, основа системы управления являлся контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.

Система взглядов в России, в течение 70 лет, определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, формируя моноцентрическую систему хозяйствования, где осуществлялось прямое управление предприятиями и учреждениями со стороны государства и ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, и, как следствие, жесткой системы распределения и связей между организациями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством.

Иная система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформирована в 70-80-е гг. XX в. (в следствие научно-технического прогресса и колоссальной концентрации научного и производственного потенциала) и понимание организации как «открытой» системы: рассматриваемой в единстве факторов внутренней и внешней среды, с ориентацией на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей, где источники прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями и создаются условия для реализации их потенциала. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды, а, система управления, ориентированна на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства. Следовательно, система взглядов на управление хозяйствующими субъектами в переходный период (в 90-е гг. XX в. и начало XXI в), составляет новую современную парадигму управления, базируется на следующих положениях: децентрализация системы управления; переход к полицентрической системе хозяйствования; сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора; концепция управления организациями государственного и негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами.

Основное внимание в принципах управления организациями в настоящее время обращается на социальный аспект управления: предполагающей качество, сервис, нововведения, контроль ресурсов и персонала; видение организации, т.е. чёткое представление о том, какой она должна быть и своевременная реакция на изменения в окружающей среде; коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, и по горизонтали; формируется атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих, и применение методов работы с людьми, обеспечивающими их удовлетворенность работой; перед менеджерами ставится задача - умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п. Следовательно, на современном этапе развития России актуальной становится осуществление технологий социального управления государственными предприятиями и учреждениями. Социальное управление раскрывает представления о социальных целях общества и принципиальных механизмах её реализации в отношении разных объектов, в том числе и государственных организаций. Под социальным управлением В.Д. Граждан определяет реально социальную деятельность как совокупность изменений и преобразований, которую осуществляет социальная общность (группа людей) [2, С.107]; а, воздействие в процессе управления в обществе носит сознательный, следовательно, и социальный характер [3, С.9]. Итак, социальное управление - социальная деятельность в ходе управления образующая те изменения, которые имеют направленный, т.е. управляемый характер.

Социальное управление государственными организациями предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на систему управления (в целом и/или её отдельные элементы), где процессы и действия органов исполнительной власти, основанные на программно-целевом подходе обеспечивают, контролируют и регулируют деятельность людей и их коллективов государственных предприятий и учреждений, призванные регулировать социальные отношения. Управление данной социальной системой обозначает способность субъекта (руководителя) сделать динамику системы прогнозируемой и направляемой для обеспечения социального взаимодействия государственных организаций (предприятий и учреждений) с группами населения, местным сообществом, потребителями (реальными, потенциальными), партнёрами, поставщиками.

Определяя государственные предприятия как организацию, основные средства которого находятся в государственной собственности, управляемые либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления, различая унитарные организации как особую организационно-правовую форму, где права собственника имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; а, государственные учреждения как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации, созданной для выполнения функций некоммерческого характера, создаваемой для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (образование, медицина, органы управления, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых и др. т.д.), не являющейся собственником своего имущества, и на основе права оперативного управления имуществом распоряжаются в соответствии со сметой, выделяя бюджетные, автономные и казенные [1], определим, что под государственными организациями понимается совокупность государственных предприятий и государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных), где:

  • права собственника имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;

  • имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, позволяющее владеть, пользоваться и распоряжаться;

  • созданы для осуществления государством своих функций (социальных, правоохранительных, экономических, управленческих, культурных), и являющиеся социально ориентированными.

Анализ теоретических положений в сфере управления государственными организациями и результаты социологического исследования, проведенного автором на базе Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, позволяют выделить государственные организации как объект исследования в системе социального управления, детерминирует социальный аспект управления государственными организациями, предполагая выполнение социальных функций управления посредством реализации совокупности действий государственных органов власти в сфере управления государственными организациями (коммуникативных, экзистенциальных, референтных, оценочных) в интересах населения в ходе владения, пользования и распоряжения государственными предприятиями и учреждениями, на основе организации принципа социальной ориентации управления и обратной связи. Социальный аспект управления в процессе выполнения социальной функции управления государственными организациями нами представляется как обеспечение социального взаимодействия государственных организаций (предприятий и учреждений) со всеми заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнёрами, с группами населения и местным сообществом) посредством реализации создания социального паспорта государственных организаций. Систему информационно-аналитической базы деятельности государственных организаций в виде «Социального паспорта государственного предприятия/учреждения» в интерне-пространстве, необходимо понимать как инновационный инструмент менеджмента, заключающегося в оценке социальных отношений как внутри предприятия и учреждения, так и за его пределами, позволит своевременно получать информацию и объективно оценивать уровень социального управления государственными организациями непосредственно в регионе, а также иметь представление о состоянии социально-экономической ситуации.

Оптимизация и расширение каналов взаимного обмена информацией посредством усиления обратной связи между потребителями, поставщиками, партнёрами, местным сообществом и государственными организациями, органами исполнительной власти в сфере управления государственными предприятиями и учреждениями посредством Интернет-ресурсов позволит осуществлять широкое информирование общественности о деятельности организаций (в том числе, социальной направленности)., что и будет способствовать выполнению социальной функции управления государственными организациями.


Литература:

  1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в последней ред. № 318-ФЗ от 01.12.2007 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2008.- № 1.; О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2010.- № 6.; О некоммерческих организациях [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 1 января 2003 г. № 131-ФЗ(с изменениями на 16 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003.- № 1.

  2. Граждан, В.Д. Социальная деятельность и управление [Текст]/ В.Д. Граждан.- М.: Изд-во РАГС, 1989.- 129 с.

  3. Глущенко, Е.В. Теория управления. [Текст]/ Е.Е. Глущенко, К.В. Захарова, Ю.В. Тихонравов.- М.: Прогресс, 1997.- 176 с.

  4. Иванычева, Т.А. Социальные аспекты управления государственной собственностью РФ [Текст]/ Т.А. Иванычева, П.С. Иванычев: Монография. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» (ТГАМЭУП), 2010.-196 с.

  5. Конышев, В.А. Государственный сектор России в системе макроэкономического регулирования [Текст]/В.А. Конышев. - М.: Издательство «Экономика», 2004. - 518 c.; Балацкий, Е.В., Российская модель государственного сектора экономики [Текст]/ Е.В. Балацкий, В.А. Конышев.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.- 452 с.; Балацкий, Е.В. Государственный сектор экономики России в переходный период [Текст]/Е.В. Балацкий // Вестник Российской академии наук.- 1998. - №5. - С. 87–92.; Балацкий, Е.В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования [Текст]/Е.В. Балацкий // Проблемы теории и практики управления.- 2001. - №1. - С. 31-41.; Кошкин, Л.И. О повышении эффективности управления государственной собственностью в природно-ресурсном секторе экономики [Текст]/Л.И. Кошкин// Менеджмент в России и зарубежом.- 2006.- №3. - С.86-94.; Плескачевский, В.С. Государство-собственник: резервы эффективности [Текст]/ В.С. Пдескачевский // Экономика и управление собственностью.-2009.- №4. - С.7-10.; Нежельский, А.В. Новые подходы к управлению государственным имуществом в РФ (информация о парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 08.04.2008 г.) [Текст]/ А.В. Нежельский // Экономика и управление собственностью.-2008. - №2. - С. 62-67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle