Библиографическое описание:

Соболева М. Г. Характеристики и принципы инновационных компаний [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 17-18.

В XXI веке, все больше изменяются привычные процессы, ускоряется развитие, старые технологии уступают место инновационным, ломаются стереотипы, казавшиеся до этого непоколебимыми.

Одним из показателей успешного экономического развития являются высокие темпы экономического роста. Под экономическим ростом на практике понимается долговременное увеличение объема реального ВВП на одного человека. В связи с глобальными тенденциями развития, умение управлять инновациями и получать от них прибыль в самом скором времени, скорее всего, станет наиболее актуальной задачей менеджеров.

При долгосрочном экономическом развитии наиболее важными являются вертикальные инновации, которые связаны с изобретением принципиально новых товаров и технологий. Горизонтальные инновации, в свою очередь, призваны увеличивать разнообразие товаров на рынке.

«Развитие организации следует определить как переход из одного состояния в другое, которое считается более эффективным для ее деятельности». [1, с. 26]

Сегодня в быстроменяющихся условиях бизнеса предприятию необходима собственная система управления инновациями, отвечающая настоящим и потенциальным требованиям отрасли и рынка.

Руководители компаний понимают, что для постоянного устойчивого развития требуется создание особой системы управления, нацеленной на непрерывные инновации.

Инновационные организации планируют все возможные инновации заранее и целенаправленно ими управляют.

Управленцы компании стали осознавать, какую пользу может принести организации особое отношение к человеческим ресурсам, по причине того, что каждый сотрудник компании при соответствующих организационных условиях может выдвинуть перспективные идеи, которые в дальнейшем могут трансформироваться в инновации.

Инновации становятся неотъемлемой частью системы управления большинства компаний. На сегодняшний день в мире не существует единого представления о том, что такое инновация.

Впервые понятие «инновация» было упомянуто австрийским Йозефом Шумпетером. В 1911 году он формулировал положение о пяти типичных изменениях, которыми, по его мнению, были:

  • использование новой техники, технологических процессов или рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

  • внедрение продукции с новыми свойствами;

  • использование нового сырья;

  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

  • появление новых рынков сбыта.

Г. Барнетт обозначает инновацию как изобретение чего-либо нового. [2]

Г. Шефард рассматривает инновацию как процесс внедрения в организацию новых процессов либо прекращения поддержки текущей деятельности. [3, с. 440–477]

В. Томпсон приводит определение «инновации», в котором он объединяет стадии инновационного процесса: инновации впервые проведенные инициирование, адаптация и внедрение новых процессов, товаров и услуг в среде организации. [4]

Все-таки, большинство инноваций невозможно без предварительного изменения организационных процессов.

На пути внедрения инноваций на предприятиях существуют определенные проблемы. Одна из проблем заключается в том, что в большинстве компаний нет ответственных за инновации. По данной причине основное внимание уделяется усовершенствованиям, которые сопряжены с минимальным риском. Число компаний, старающихся превратить инновации в системный, встроенный организационный процесс, постоянно растет.

Есть мнение, что инновационную деятельность компании невозможно спланировать, поскольку она связана с творчеством. На самом деле инновационный процесс вполне структурирован, его можно и нужно планировать.

Как утверждает выдающийся ученый, профессор Стэнфордского университета Джеймс Марч «существует потребность и в научном, и в практическом знании»... [5, с.68]

Опыт показывает, что именно совмещение теоретических знаний с практическим опытом может привести к наилучшему результату.

Генерирование идей является первым и важным этапом инновационного процесса. Его результат — определенное количество перспективных идей для компании.

Мотивацию в менеджменте часто обсуждают и придают ей весьма важное значение. Как же иначе? Ведь задачи мотивации очень широки: от создания креативной команды, установления эффективной системы вознаграждения труда и формирования благоприятной организационной культуры до способности достигать поставленных целей.

Сегодняшний процесс управления инновационной деятельностью около пятидесяти лет назад называли управлением качеством компании. Тогда управление качеством осуществлялось на уровне отдела, который можно было выделить на схеме организационной структуры компании. В то время, руководители предприятия осознавали насколько важную роль играет качество, но были не знакомы с системами, которые бы способствовали установлению его высокого уровня. По этой причине в Японии в то время были широко распространены «кружки качества», которые позднее переросли в известную концепцию тотального управления качеством (Total Quality Management — англ. яз). Данная концепция несет в себе процесс заботы о качестве продукта на всех уровнях деятельности компании. Она включена в основную корпоративную культуру и в обязанности каждого сотрудника компании.

Весьма вероятен тот факт, что в самом ближайшем будущем мировые тенденции развития менеджмента будут проявляться и в России.

Российские руководители обратятся к современным инструментам инновационного менеджмента. Это позволит им создавать в своих компаниях успешные модели тотального управления инновациями.

Инновации считаются важным конкурентным преимуществом на рынке и основным источником стоимости компаний, однако руководители уделяют им намного меньше времени, чем другим, менее значимым направлениям деятельности.

При таком подходе важно, чтобы сотрудники компании осознавали, каким образом генерировать идеи и выявлять из них те, которые соответствуют целям предприятия, как их продвигать, преодолевать препятствия и находить необходимые ресурсы для того, чтобы воплотить идею в жизнь.

Компании, в которых ценят человеческие ресурсы, как правило, являются успешными. Человеческий капитал в компании играет ключевую роль, и качественная работа с сотрудниками чаще всего дает ощутимые результаты. Откуда же берутся инновации? Их придумывает человек, поэтому инновации исходят обычно от рядовых сотрудников компании. Важно ценить высокий уровень интеллектуального капитала, беречь его.

На основе изучения опыта компаний, которые преуспели в разработке и использовании инноваций, Роберт Такер выделяет пять ключевых принципов эффективной деятельности инновационных организаций:

  • к инновациям следует подходить как к дисциплине;

  • к инновациям следует подходить всесторонне;

  • инновация предполагает организованный, систематический и постоянный поиск новых возможностей;

  • к инновациям должны привлекаться все сотрудники организации;

  • инновация должна быть ориентирована на потребителя.

Преобразования в инновационных компаниях, нацеленных на свое непрерывное развитие и получение новых идей и знаний –являются важной задачей руководителя. В таким компаниях (их можно назвать преобразующими) идет постоянное профессиональное развитие как персонала так и управленцев. Компании в ХХI веке работают над тем, чтобы результаты инновационных идей всегда воплощались в жизнь.


Литература:

  1. Бовин А. А., Чередникова Л. Е.., Якимович В. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006.

  2. Barnett H. Innovation. New York: McGraw-Hill, 1953

  3. Shepard H. A. Innovation-Resisting and Innovation-Producting Organizations//The Journal of business.1967. vol. 40.p

  4. Thompson V. A. The Innovative Organization: Increasing the Innovative Capacity of Organizations//University of Illlinois-Urbana. Monograph, 1969.

  5. Кутю Д. Интервью с Джеймсом Марчем: идеи как искусство// Harvard Business Review. 2006.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle