Библиографическое описание:

Шарипов А. К. Экологический аудит в оценке инвестиционной и эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности Казахстана [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-54.

Годы независимости в Казахстане стали годами образования и становления совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и природопользованием — хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Это обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Однако на протяжении многих десятилетий в Казахстане складывалась преимущественно сырьевая система природопользования с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду. Поэтому кардинального улучшения экологической ситуации пока не произошло и она по-прежнему характеризуется деградацией природных систем, что ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности общества.

Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан 30 апреля 1996 года, где рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды.

Реформирование всех отраслей национальной экономики стало основой изменения отношения к использованию природных ресурсов, осуществления социально-экономического развития с учетом сохранения окружающей среды.

Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.

Так, в 1997 году приняты законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», в 1998 году — «О радиационной безопасности», в 2002 году — Закон «Об охране атмосферного воздуха». В области рационального природопользования — указы Президента, имеющие силу закона, «О недрах и недропользовании» (1996 г.) и «О нефти» (1995 г.), в 2003 году — Лесной, Водный и Земельный кодексы и в 2007 году- Экологический кодекс. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов.

В целях совершенствования законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписаны 19 международных конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.

В результате прмнятие мер значительно снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов за счет усиления государственного контроля в области охраны окружающей среды и внедрения обязательной экологической экспертизы. Однако, статус государства с экологически уязвимой территорией и нерешенными экологическими проблемами до сих пор остается.

Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы любого государства.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития Казахстана. В практике отечественных предприятий зачастую не проводится аудит эколого-экономической эффективности инвестиций, отсутствуют его методологические основы.

Основной задачей настоящего исследования является анализ источников формирования трансакции вообще, ее трансформация в экономико-экологическую трансакцию и использование его в проведении экологического аудита эффективности инвестиций. Главными целями государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования являются стабилизация качества окружающей среды, обеспечение благоприятной среды обитания человека, сохранение природных ресурсов для будущих поколений.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу привели не только к развитию технического прогресса, но и ухудшению социальных условий. В этой связи все страны мира без исключения столкнулись с проблемой загрязнения окружающей среды, то есть ухудшением экологии, что требует принятия безотлагательных мер по предотвращению хищнического отношения представителей промышленного производства и других к природным богатствам.

В результате глобализации мирового хозяйства решение этих проблем не под силу ни одной отдельно взятой стране. Вопросы улучшения экологической ситуации отдельные государства пытаются решить самостоятельно, а также в составе групп стран. Например, сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП) и др. [1,55с.].

Компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что приводило их к дополнительным финансовым потерям. Это стало следствием противоречия, сложившегося к этому времени в экономике. В погоне за конкурентоспособностью своей продукции фирмы начали снижать ее стоимость на рынке товаров и услуг за счет непроизводственных затрат, в том числе и охраны окружающей среды на своих предприятиях.

Отмеченное обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита.

Под давлением государственных структур и общественных организаций крупные компании западных стран стали разрабатывать программы по оценке влияния результатов хозяйственной деятельности на экологию.

Одними из первых компаний, разработавших собственные программы экологического аудита, были US Steel, Allied Chemical, Occidential Petroleum [2].

В мировой практике экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред. Кроме термина «экологическое аудирование» (environmental auditing) стал использоваться термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды» (heals, safety and environment audit).

Исследованию систем экологического регулирования и проведения аудита инвестиции посвящено значительное количество работ. Среди них особое место занимают работы в области управления природопользованием. Вопросы, касающиеся эколого-экономической оценки эффективности природоохранной деятельности, нашли отражение в трудах ряда зарубежных и отечественных ученых. Изучением отдельных проблем устойчивого развития занимались ученые: Арынов Е. М., Алпысбаева С., Абралиев О. А., Байбараков Е. Б.,Пахомова Н., Эндерс А., Рихтер К., Стамкулова К. У., Форрестер Д. Ф., Шаменов А. М., Шевчук А. В. и др.

В науке экологического права сложились различные представления об экологическом аудите. Так, Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. рассматривают экологический аудит как природоохранную и предпринимательскую деятельность, «в первую очередь направленную на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему природоохранительному законодательству» [3,11c.].

Пахомова Н., Эндерс А., Рихтер К. рассматривают экологический аудит как организационно-управленческий, правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере, исследуемый в контексте защиты экологических прав граждан [4,8c.].

Модельный закон СНГ «Об экологическом страховании» определил экологический аудит как предпринимательскую деятельность по осуществлению независимой оценки информации о состоянии технологического и природоохранного оборудования на предприятии, в организации, учреждении, основной целью которой является установление степени потенциальной техногенной и экологической опасности аудируемого предприятия, организации, учреждения и величины убытка, который может быть причинен гражданам и юридическим лицам (третьим лицам, выгодоприобретателям), возникающего в результате воздействия загрязнений вследствие аварий и техногенных катастроф, произошедших на этих предприятиях, в организациях, учреждениях, а также других чрезвычайных событий окружающей природной среды на население, хозяйственные объекты и территорию [5].

Согласно экологического кодекса РК, принятом в 2007 году ст.80 п.4: «Отношения между экологическими аудиторами, экологическими аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами возникают на основе договора на проведение экологического аудита в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан» [6].

Согласно Международному стандарту ISO 14010–96 экологический аудит — это систематический, документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем, чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информации об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту [7].

Роль экономического аудита хорошо характеризует в своих научных трудах Стамкулова К. У.: «При определении эффективности природоохранной деятельности промышленных предприятий следует учитывать в первую очередь требования, направленные на обеспечение необходимой безопасности и экологического благополучия общества. Результаты природоохранной деятельности должны стать приоритетными по сравнению с экономической эффективностью. В условиях рынка, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами при определении экономического эффекта следует принимать рациональные решения в соответствии с принципом приоритетности социальных и экологических эффектов, с одновременной их проверкой по критериям безопасности и экологичности» [8, 10с.].

Понятие «трансакция» было введено в экономику Дж.Р. Коммонсом, который рассматривал проблему экономической организации в тесной связи с проблемами конфликта, взаимной зависимости и порядка. В понимании Дж.Р. Коммонса трансакции могут быть сокращены до трех видов экономической деятельности, рассматриваемые как транзакции ведения переговоров (торговые трансакции) (1),управленческие транзакции (2) и транзакции нормирования (3). Участники каждой из них контролируемы и освобождены рабочими правилами особого типа моральных, экономических или политических отношений [9, 648с.].

В связи с вышесказанным, одним из важных факторов формирования конкурентного преимущества предприятия, которому в настоящее время уделяется недостаточное внимание, является экологический менеджмент [10,47].

Несмотря на то, что теоретические вопросы формирования и внедрения систем и методов экологического аудита достаточно исследованы, отсутствуют работы по формированию теоретико-методологических основ аудита эффективности природоохранной деятельности и особенностей их внедрения в условиях отечественного производства. Внедрение системы эколого-экономической аудита эффективности природопользования предполагает внесение изменений в сложившуюся систему управления на предприятии. Многие исследования в этой области посвящены вопросам определения экономической эффективности природопользования. Не разработан подход к исследованию экологической эффективности аудита. Кроме того, изучение существующих способов оценки результатов природоохранной деятельности показало, что до сих пор нет четких рекомендаций и методологии определения эффективности природоохранной деятельности на предприятиях, которые позволили бы достоверно оценивать деятельность предприятий. Недостаточная оценка природоохранной деятельности снижает рациональность принимаемых решений, что проявляется возникновением экологически неблагоприятных ситуаций. Также существует необходимость развития научных подходов к аудиту экологической и экономической эффективности природоохранной деятельности на новой методологической основе, с использованием современных методов.

Казахстан на основе глобального партнерства должен использовать международное сотрудничество в качестве ключа к эффективному проведению государственной экологической политики. Принципы устойчивого развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденные на Всемирном саммите в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе. Основные направления данной политики:

  • практическая реализация положений международных соглашений;

  • выработка общих подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды;

  • проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;

  • использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;

  • активизация привлечения средств международных организаций на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития страны.

Практическая реализация такой политики должна способствовать привлечению в Казахстан прогрессивной поддержки для гармонизации его развития и общественного устройства с развитыми демократическими государствами.

Для обеспечения более широкого участия республики в важнейших международных экологических конвенциях и в природоохранной деятельности на международном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окружающей среды должны устанавливаться приоритеты международного сотрудничества и планироваться соответствующие мероприятия по их реализации.

Получение технической и иной помощи должно сопровождаться анализом ее эффективного использования. Следует привлекать местных экспертов и экологических аудиторов к участию в совместных проектах не только для обеспечения достаточного объема информации и более глубокого понимания местных условий, но и для того, чтобы они вырабатывали навыки по управлению природоохранной деятельностью.

Недостаточная научная разработанность исследований по внедрению системы аудита эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности и значительная потребность в практических рекомендациях по совершенствованию процесса их проведения требует дальнейшего глубокого исследования.


Литература:

  1. Чулок А. И. Предпринимательство и инновации: развитие экологического аудита за рубежом и в современной России//Российское предпринимательство.-2010.- № 8 (8).-c.55–60.;

  2. Adoption of the Strategic Plan 2011–2016 and the Johannesburg Accords // www.intosai.org;

  3. Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, -2002.- 456с.;

  4. Пахомова Н., Эндерс А.,Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.:Питер, -2003.-544с.;

  5. Сайт http://meduniver.com/Medical/Biology;

  6. Экологический кодекс от 09.01.2007 г. /http:// www.zakon.kz/ magazine/ archive/ 2007_02_13.asp

  7. Стандарт ISO 14010–96 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»;

  8. Стамкулова К. У. Эколого-экономическая оценка эффективности природопользования: Монография. -Шымкент: Нурлы бейне, -2007. — 256 c.;

  9. Commons John R. Institutional Economics / Commons John R. // American Economic Review, — vol.21 (1931). — PP. 648–657;

  10. Александров А. В., Мироседи С. А.//Формирование конкурентного преимущества предприятия на основе развития экологического менеджмента // Российское предпринимательство.-2010.-№ 3 Вып.2(155).-c. 47–54.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle