Библиографическое описание:

Крячко К. С. Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-59.



Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Рынок отличает высокий уровень образования, предоставляемый учебными заведениями города, наличие выдающихся школ, высокий уровень подготовки кадров, присутствие в городе ведущих вузов страны.

Население Москвы отличает высокий уровень требований к качеству образования, готовность семей инвестировать в развитие образования, уверенность, что хорошее образование служит залогом успешной карьеры и окупается.

В каком состоянии находится современный рынок образовательных услуг, каковы пределы его роста, спрос и предложение на образовательные услуги региона, а также основные тенденции и перспективы развития рынка — основные вопросы, встающие перед потребителем образовательных услуг города.

Целью проведенного маркетингового исследования являлось изучение современного рынка образовательных услуг г. Москвы, определение основных характеристик и перспектив рынка среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также выявление ключевых параметров качества образовательных услуг в области профессионального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • анализ основных показателей текущего состояния сферы образования г. Москвы;

  • определение конкурентных преимуществ сферы образования Московского региона;

  • анализ рынка предложения образовательных услуг города Москвы (рынок общего образование, рынок начального и среднего профессионального образования, рынок высшего и непрерывного профессионального образования);

  • исследование цен на предоставляемые услуги;

  • выявление наиболее востребованных вузов г. Москвы.

Следует начать с того, что основными характеристиками текущего состояния сферы образования Москвы являются:

  • доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение;

  • качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности;

  • кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

Всего на территории Москвы действуют более 5 800 учреждений различных форм собственности и уровней образования, в том числе 4 050 — подведомственных Департаменту образования города Москвы. [1]

В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти школьников посещают музыкальные или художественные школы, театральные кружки и другие творческие занятия; почти столько же школьников посещает спортивные секции. Работодатели, общественные объединения, частные лица также принимают участие в создании и поддержании функционирования образовательных учреждений различных уровней. Однако огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования Москвы используется далеко не в полной мере. [1]

Москва достигла значительных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях специального коррекционного образования обучаются 11,7 тысяч детей. Количество учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. [2]

По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по среднему баллу ЕГЭ, количеству победителей олимпиад, наличию школ с высокой репутацией. Здесь расположены ведущие университеты России (больше трети национальных исследовательских университетов).

В системе начального и среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37 % выпускников поступают в государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования. Однако данные опроса школьников свидетельствуют, что 47,8 % учащихся в течение года занимались с репетиторами, причем каждый четвертый (24,9 %) московский старшеклассник занимается с репетиторами как минимум по двум предметам (для сравнения: по результатам Мониторинга экономики образования25 в среднем по России в 2009 году с репетиторами занимались лишь 27,5 % учащихся).

При этом основными причинами занятий с репетитором являются желание подготовиться к сдаче ЕГЭ (61,3 % школьников) и низкое качество преподавания отдельных предметов в школе (29,6 % школьников). [2]

При наличии крупнейших вузов с мировым именем и высокими показателями качества подготовки студентов, в целом в городе ощущается перепроизводство кадров с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности, особенно по таким специальностям, как «юрист» «экономист», «менеджер», а также по ряду технологических специальностей. О проблемах с качеством высшего образования в Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной деятельности. Вместе с тем, больше трети московских предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15–20 % — квалифицированных экономистов и юристов. [1]

В целом, московские вузы серьезно дифференцированы по качеству образования. Выделяются 4 группы: 1) лидеры, ориентированные на лучших российских абитуриентов (42 %); 2) вузы второго эшелона, ориентированные преимущественно на лучших абитуриентов ЦФО (29 %); 3) вузы среднего уровня, ориентированные на платежеспособный спрос (18 %); 4) вузы-аутсайдеры (11 %). [2]

В системе общего образования города Москвы трудятся около 157 тысяч педагогических работников, в т. ч. 58 тысяч учителей. Около 60 % от общей численности педагогов работает в школах, около 30 % — в дошкольных учреждениях, 10 % — в учреждениях дополнительного и профессионального образования. [1]

Существенную часть педагогического состава общеобразовательных учреждений Москвы составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. Наряду с этим для ситуации в сфере кадрового обеспечения характерна низкая динамика обновления кадров, что ограничивает инновационный потенциал системы образования. Возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля педагогов, проработавших в школе свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется гендерный дисбаланс — более 88 % педагогического состава и более 82 % руководителей образовательных учреждений — женщины. [1]

По данным социологических обследований постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях вузов 5–15 % преподавателей вузов. Ведущие профессора многих вузов старше 65–70 лет и не имеют хорошей смены. [1]

Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров, владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

В решении указанных проблем и задач могут быть использованы следующие ресурсы, которые являются конкурентными преимуществами московской системы образования:

  • высокий уровень образования семей, их высокие ожидания в отношении уровня образования детей и готовность сотрудничать с образовательными учреждениями;

  • наличие выдающихся общеобразовательных школ и педагогов;

  • развитая детско-молодежная индустрия;

  • насыщенная культурная городская среда;

  • высокий платежеспособный спрос граждан в системах дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;

  • наличие в городе ведущих университетов России, участвующих в глобальном научно-образовательном рынке. [1]

Рассмотрим спрос и предложение на рынке среднего, высшего и дополнительного профессионального образования г. Москвы.

Итак, система общего образования города Москвы включает 1515 государственных и 146 негосударственных учреждений и организаций общего образования, в которых обучаются свыше 770 тысяч обучающихся.

В городе Москве сложилась вариативная сеть общеобразовательных учреждений: 60 % обучающихся 11(12) классов общеобразовательных учреждений города Москвы обучается в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов. В систему дополнительного образования детей входят 155 учреждений Департамента образования города Москвы (347 тыс. мест). Более 600 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений занимаются по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях города Москвы. [3]

Более 600 тыс. школьников занимаются по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Однако, согласно данным мониторингов, более 50 % детей не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. [1]

Таким образом, основными проблемами в сфере общего образования являются:

  • неравенство возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования детей в районах города Москвы;

  • отставание образовательных результатов от потребностей развития города Москвы как глобального финансового центра, от запросов общества;

  • трудности учебной адаптации и интеграции в общество детей мигрантов;

  • барьеры доступа к общему образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • ухудшение здоровья детей и подростков;

  • асоциальное поведение и конфликты в подростковой среде. [3]

Рассматривая рынок образовательных услуг г. Москвы с позиции начального и среднего профессионального образования, следует отметить, что Москва — лидер российских регионов по развитию программ среднего профессионального образования. В 145 учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе в 91 колледже Департамента образования города Москвы, обучаются более 100 тысяч человек. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37 % выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе 20 % — на очные отделения, 17 % — на вечерние. Вместе с тем, системой профессионального образования не обеспечиваются в полной мере потребности рынка труда города Москвы. [1]

Избыточное предложение на рынке труда работников с высшим образованием, обладающих, как правило, недостаточно высокой профессиональной квалификацией, а также неквалифицированных мигрантов не может решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы.

Доля взрослых, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не превышает 15 % от общей численности обучающихся по соответствующим программам. [3]

По охвату высшим профессиональным образованием Москва — один из мировых лидеров. В Москве учатся более 300 тысяч молодых людей из других регионов России, в том числе чуть более 40 % из них — из Московской области. При этом 48 % студентов московских вузов обучаются по программам очной формы. Практически 75 % выпускников общеобразовательной школы Москвы поступают в вузы (с учетом поступающих в старших возрастах — почти 90 %). [1]

В 119 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования города Москвы обучается около 1,3 миллиона студентов (в т. ч. 570 тыс. в государственных ВУЗах, 30 тыс. в ВУЗах Департамента образования города Москвы). В системе дополнительного профессионального образования действуют 250 аккредитованных негосударственных и 15 государственных образовательных учреждений и организаций. В городе Москве сосредоточено более половины всех негосударственных ВУЗов Российской Федерации. [3]

Объем выпуска государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в настоящее время превышает потребность рынка труда и оставляет многих выпускников без перспективы работы по специальности. Более половины московских студентов получают дипломы менеджеров, экономистов, юристов и специалистов в области информационных технологий, не имея достаточной для трудоустройства по этим специальностям профессиональной компетенции. При этом более трети организаций города Москвы заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15–20 % — квалифицированных экономистов и юристов. [3]

Масштаб участия взрослых в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и организациях непрерывного профессионального образования города Москвы не соответствует требованиям современной экономики.

Московский регион довольно сильно выделяется на фоне остальных по формальным характеристикам рынка высшего образования:

  1. представлено наибольшее количество высших учебных заведений, а также образовательных специальностей (546 специальностей в 2010 году), которые могут быть выбраны потенциальными покупателями. В 2010 году количество негосударственных вузов (159) превышало количество государственных (109), что не характерно для большинства регионов;

  2. наблюдается наибольший разброс цен на образовательные услуги по одной и той же специальности (от 35 тыс. до 250 тыс. рублей в год) между разными учебными заведениями;

  3. если опираться на индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитанный для разных регионов, то в Москве наблюдается наиболее конкурентная ситуация на рынке [4];

  4. наблюдается довольно сильный разброс по уровню ЕГЭ поступающих государственные и негосударственные вузы.

Сектор негосударственного высшего образования составляет неотъемлемую часть современного рынка образовательных услуг в России. В Москве количество негосударственных вузов в последние годы проявляет тенденцию к росту — если в 2003 году в столице действовали 103 негосударственных вуза, то в 2007 году — 144 негосударственных вуза. На протяжении ряда последних лет увеличивалась численность студентов негосударственных вузов в Москве — с 344 тыс. человек в 2003 году до 423 тыс. человек в 2007 году. Ежегодно возрастает плата за обучение в негосударственных вузах, при этом средняя стоимость обучения в негосударственном вузе в Москве является существенно более низкой по отношению к размеру платы за обучение в ведущих государственных вузах: год обучения в негосударственном вузе стоит в среднем 60–70 тыс. руб., тогда как в ведущих государственных вузах расценки существенно выше — 250–300 тыс. руб. [5]

Наиболее востребованной у абитуриентов специальностью является «Экономика и управление», для которой характерны самые высокие цены на обучение — в МГУ им. М. В. Ломоносова от 220 до 320 тыс. руб. в год, в зависимости от специализации, чуть дешевле — до 313 тыс. руб. в год — в Высшей школе экономики. Также в ценовых лидерах МГИМО, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовый университет и ВГИК, где также можно получить экономические специальности. Наименьший уровень цен по данному направлению характерен для Московского гуманитарного института и Современной гуманитарной академии — от 27 тыс. до 48 тыс. руб. в год. [5]

В настоящее время представлен ряд примеров построения рейтингов вузов по самым разным критериям, от стоимости обучения до интеллектуального и личностного потенциала студентов-отличников и оценок работодателей. Данные рейтинги позволяют проследить некоторые общие тенденции относительно вузов, лидирующих на рынке негосударственного образования, при этом необходимо принимать во внимание относительность любых рейтинговых оценок и присущие им ограничения.

На основе частоты запросов пользователей сети Интернет для получения информации о том или ином вузе выделена следующая двадцатка наиболее востребованных вузов Москвы (приведены в алфавитном порядке):

  • Государственный университет — Высшая школа экономики (НИИ–ВШЭ)

  • Государственный университет управления (ГУУ)

  • Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ)

  • Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ)

  • Московский городской педагогический университет (МГПУ)

  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО)

  • Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)

  • Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)

  • Московский государственный областной университет (МГОУ)

  • Московский государственный технический университет (МАМИ)

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)

  • Московский государственный университет печати (МГУП)

  • Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ)

  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

  • Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ)

  • Российская академия театрального искусства (РАТИ)

  • Российский государственный социальный университет (РГСУ)

  • Российский государственный технологический университет им.К. Э. Циолковского (МАТИ — РГТУ)

  • Российский университет дружбы народов (РУДН)

  • Финансовый университет при Правительстве РФ [5]

Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, можно утверждать, что диспропорция между спросом и предложением (как в части объема, так и качества услуг) обусловливает развитие неблагоприятных тенденций. Растет конкуренция семей за место для учащихся в общеобразовательных учреждениях, известных качеством образования и предоставляющих широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Это стимулирует данные учреждения к выстраиванию системы барьеров для поступления и селекции учащихся с нарушением действующего законодательства, создает почву для коррупции. Московские семьи, неудовлетворенные образованием в школах по месту жительства, устраивают детей в школы в других районах и даже административных округах.

Значимой тенденцией последних лет стала стратификация учреждений общего образования. Сформировались два полюса школ: «престижные» школы, в которых концентрируются ученики, обладающие значительным социальным и культурным капиталом, и группа школ с концентрацией учащихся из семей с низким социальным статусом. Система образования таким образом начинает воспроизводить и закреплять существующую стратификацию общества. Исследования показывают, что среди детей из семей с более высоким уровнем среднедушевого дохода, существенно меньше доля тех, кто посещает «обычные» школы. [2]

Кроме этого, выделяются следующие перспективы рынка:

  • Высокий уровень рождаемости в последние годы, усиление притока мигрантов обуславливают рост потребности населения столицы в образовательных услугах. Численность московских школьников к 2016 году увеличится почти на 18,5 % по сравнению с 2011 годом [6];

  • Повышение конкурентной борьбы между вузами; это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников [6];

  • Рост числа негосударственных вузов, увеличением востребованности платного образования. Однако в перспективе ближайшего будущего в связи с реорганизацией системы поступления в вузы и влиянием последствий финансового кризиса следует ожидать сокращения данного рынка [5];

  • Перспективным представляется оказание платных (образовательных, культурных, досуговых и т. д.) услуг взрослому населению. В настоящее время данные услуги являются востребованными, но не развитыми в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту образования;

  • Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома.


Литература:
  1. Департамент образования города Москвы. Государственная программа «Столичное образование». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/

  2. Анализ актуального состояния и результатов процесса модернизации сферы образования г. Москвы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hse.ru/data/2011/12/26/1261504448/Анализ %20 %20актуального %20состояния.pdf

  3. Столичные власти. Развитие образования города Москвы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mos.mpress.ru

  4. Андрущак Г. В., Новиков А. В., Павлюткин И. В. Региональный атлас экономики высшего образования (показатели рынка): атлас. Йошкар-Ола: ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010.

  5. Газета «Ведомости». Рынок негосударственного высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vedomosti.ru/research/81

  6. Обзор российского рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2–11586.html




Обсуждение

Социальные комментарии Cackle