Библиографическое описание:

Нежданова К. И. Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского округа-Югры [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 83-85.

В статье рассматриваются государственная политика и система поддержки малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском округе — Югра, а так же отражается динамика основных показателей, характеризующих положительную динамику развития предпринимательства в регионе.


Развитие предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение, формирование среднего класса собственников создает основу устойчивости региона, способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и, в конечном итоге, повышению качества жизни населения.

Малое и среднее предпринимательство не только существенная составляющая экономики региона, это неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый и средний бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования. Недооценка предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

В январе-сентябре 2012 года на территории автономного округа осуществляло свою деятельность, по оценке Департамента экономического развития, 81,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  • 22 167 малых предприятий (с учетом микропредприятий);

  • 228 средних предприятий;

  • 59 213 индивидуальных предпринимателей, что на 7,2 тыс. единиц больше соответствующего периода 2011 года.

Наиболее популярными в сфере малого и среднего предпринимательства в 2012 году являлись следующие виды экономической деятельности представлены на рисунке 1.

Среднесписочная численность работников малого и среднего предпринимательства в январе-сентябре 2012 года, по оценке, составила 127,7 тыс. человек, что больше соответствующего периода 2011 года на 6,3 тыс. человек. [6]

Доля среднесписочной численности работников малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности работников округа в январе-сентябре 2012 года, составила 16,5 % против 15,9 % в январе-сентябре 2011 года. [6]

Рисунок 1. Экономически значимые виды предпринимательской деятельности на территории ХМАО-Югры в 2012 г: [8]

  • строительство (25,7 %);

  • транспорт (9,1 %);

  • операции с недвижимым имуществом (8,8 %);

  • оптовая и розничная торговля (40,6 %)

Основными проблемами развития малого и среднего бизнеса в автономном округе являются:

  • нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса;

  • недостаток у малых и средних предприятий собственных финансовых средств;

  • существующая зависимость экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95 % промышленного производства;

  • недостаточное развитие наукоемкого малого и среднего бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики: современный малый бизнес в округе концентрируется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности, в нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе;

  • субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно, проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность;

  • затраты на регистрацию, лицензирование;

  • организация сбыта;

  • низкая платежеспособность;

  • налоговый «пресс»;

  • недостаток знаний и опыта по управлению бизнесом.

Специфическими для региона проблемами являются высокие транспортные расходы при перевозках по России, так и внутри округа вследствие низкой дорожной инфраструктуры.

Для решения существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства Правительством автономного округа были разработаны и приняты следующие законодательные акты:

  • закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз “О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре”;

  • постановление Правительства автономного округа от 09 октября 2010 года № 241-п “Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011–2013 годы и на период до 2015 года” (далее — Программа).

Финансирование Программы в 2012 году составило 1 503 млн. рублей, в том числе за счет:

  • федеральных средств –200 млн. рублей;

  • средств автономного округа — 370 млн. рублей;

  • привлеченных средств — 933 млн. рублей.

Финансирование мероприятий Программы в январе-сентябре 2012 года составило 1 000,2 млн. рублей или 66,5 % от годового объема на следующие виды поддержки:

  • предоставлено 208 поручительств субъектам предпринимательства на сумму 649,5 млн. рублей, что позволило привлечь 1 416,5 млн. рублей средств кредитных организаций;

  • компенсация банковской процентной ставки, лизинговых платежей 464 субъектам в сумме 64,2 млн. рублей, что позволило привлечь 772,5 млн. рублей средств кредитных организаций;

  • выданы микрозаймы 431 субъекту на сумму 253,1 млн. рублей;

  • грантовая поддержка 101 субъекту на организацию бизнеса на сумму 30,7 млн. рублей;

  • проведено 248 обучающих мероприятия, в которых приняло участие 6484 человека. Из них 150 субъектам предоставлена компенсация расходов, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

  • предоставлено 6067 консультаций посредством личного общения, “горячей линии”, он-лайн и 1665 выездных консультаций в поселениях автономного округа.

Субъектами, получившими поддержку за январь-сентябрь 2012 года, создано 2202 рабочих места, что на 9 % больше соответствующего периода 2011 года. [4]

Для Ханты-Мансийского автономного округа в целом характерна позитивная динамика основных показателей, отражающих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия, направленные на развитие малых предприятий.

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для координации действий всех органов власти, прозрачности и эффективности принимаемых управленческих решений в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

На территории автономного округа создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО Окружного Бизнес — Инкубатора, АУ “Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры”, НО “Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре”, НО “Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры”.

Подводя итоги, необходимо отметить, что для Ханты-Мансийского автономного округа в целом характерна позитивная динамика основных показателей, отражающих состояние сферы малого бизнеса. Увеличению деловой активности во многом способствуют созданные в округе условия, направленные на развитие малых предприятий. Вместе с тем, чтобы сохранить существующие положительные тенденции развития малого бизнеса на территории автономного округа, необходимо увеличивать объемы финансирования, направленные на совершенствование механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. На сегодня весьма актуальным для экономики округа является диверсификация и привлечение инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса.


Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  2. Программа Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011–2013 годы и на период до 2015 года».

  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011–2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 года № 241-п.

  4. Аналитический отчет администрации города Ханты-Мансийск «О мониторинге деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и перспективах его развития на территории ХМАО-Югры за 2012 год.

  5. Аналитический отчет администрации города Ханты-Мансийска «О мониторинге деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и перспективах его развития на территории ХМАО-Югры за 2011 год.

  6. Итоги социально экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за январь-сентябрь 2012 года Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

  7. Малый бизнес Югры — 2011: информ.-аналитич. ежегодник. — Ханты-Мансийск: ООО «Деал», 2006. — 84 с.

  8. Сайт федеральной службы государственной статистики России //http: //www.gks.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle