Библиографическое описание:

Велиев З. Т. Методологические основы фискального риска [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-33.

В статье рассматриваются формы и особенности фискального риска, а также изучаются ее теоретико-методологические основы.


Что такое фискальный риск? Наиболее полно отражает суть бюджетного риска следующее определение: бюджетный риск — это разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора альтернативного, управленческого решения в условиях бюджетного процесса, уникального для каждой институциональной единицы, который воспринимается как колебания распределения всех исходов по отношению к запланированным бюджетным показателям, под воздействием рискообразующих факторов [3].

А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова для исследования бюджетного риска предлагают рассмотреть понятие финансового риска, под которым принято сегодня понимать риск, возникающий при движении потоков денежных средств и связанный с каким-либо активом; вероятность отклонения от запланированного результата, возможность получения не только убытков, но и дополнительной прибыли в результате осуществления какой-либо финансовой деятельности. В систему финансового риска включают множество видов рисков, связанных с ведением финансовой деятельности: кредитный, банковский, бюджетный, страховой, риск ликвидности, налоговый, инфляционный и т. д. [2].

Самым популярным для классификации фискальных рисков является матрица финансовых рисков, разработанная Ханной Полячковой-Брикси, подготовленная для некоторых стран, включая страны Южной Африки, Венгрию и Болгарию для идентификации рисков, а также корректировки политического курса. В некоторых случаях заполнение матрицы привело к пониманию некоторых значительных рисков, которые ранее не были известны [8]. В данном случае речь идет о фискальном риске, связанным с государственным долгом.

Ниже приведенная таблица показывает, что непредвиденный долг может быть как явным (признанным законом или договорами), так и скрытым, т. е. базирующимся на представлениях о роли и функциях правительства.

Оценка и обеспечение информацией о непредвиденных обязательствах и финансовых рисках могут играть важную роль в выработке политического курса, повышении осведомленности участников рынка и общественности.

Эта деятельность также может способствовать снижению расходов, связанных с этими рисками, или полному их предотвращению и лучшему пониманию долгосрочного финансового положения страны в целом.

Таблица 1

Классификация государственных долговых обязательств

Долги

Прямые — требования, базирующиеся на текущих событиях или продолжении текущей политики

Непредвиденные (условные) — требования, зависящие от будущих событий

Явный — правительственные обязательства, признанные согласно закону или договору

— иностранные и внутренние суверенные заимствования;

— обязательства по выплатам служащим

— гарантии по не суверенным заимствованиям;

— страховые программы (по банковским депозитам, в связи с наводнениями, военными рисками и т. д.)

Скрытый — ожидания возможных расходов, проистекающих от потенциальных «моральных» или «социальных» требований, основанных на текущей политике и/или общественном восприятии о роли правительства

— будущая текущая стоимость проектов государственных капиталовложений;

— будущие государственные пенсии (в противоположность пенсиям по государственной службе), если они не требуются законом;

— будущие расходы по здравоохранению, если они не требуются законом

— дефолт субнационального правительства или общественного или частного юридического лица по негарантированному долгу;

— расчистка долгов приватизированных отраслей промышленности;

— банкротство банков (за исключением расходов, обеспеченных страховой программой);

— инвестиционные потери негарантированных средств пенсионного фонда, фонда занятости, фонда социального страхования;

— дефолт центрального банка по его обязательствам (валютные контракты, стабильность платежного баланса и т. д.)


Итак, фискальный риск — это форма финансового риска, в большинстве случаев используемого правительством во время оценки бюджетной политики. Однако фискальный риск в некоторых случаях воспринимается как концепция, связанная с долговой устойчивостью.

Но, как было выше сказано, фискальный риск связан с управленческим решением в условиях бюджетного процесса. Это значит, что фискальный риск не может ограничиваться только лишь долговыми рисками. Долговой риск одна из форм бюджетного риска.


Литература:

  1. «Фискальная политика и управление нефтяными доходами», Нина Будина и Артур Радзвилл, 2001, Всемирный Банк;

  2. Бюджетный риск: сущность и проблемы, А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова;

  3. Бюджетный риск в условиях финансового кризиса в российской экономике, C. Г. Аюпова, 2011;

  4. Contingent Government Liabilities A Hidden Fiscal Risk, Hanna Polackova, 1999;

  5. Disclosing Fiscal Risks in the Post-Crisis World, Greetje Everaert, Manal Fouad, Edouard Martin, and Ricardo Velloso, 2009, IMF;

  6. Fiscal management, edit by Anwar Shah, 2005;

  7. Fiscal risk index, 2005.

  8. www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2008/ACH200802161112/ACH200802161112_p_005.htm


1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle