Библиографическое описание:

Байрамгулов А. И., Садыков Р. К., Яндавлетова Д. Х. Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 155-158.

Качественные и количественные параметры социально-экономического развития экономики республики Башкортостан позволяют рассчитывать на довольно высокие темпы экономического роста. В условиях активизации инновационных процессов и повышения уровня конкуренции на внутренних и внешних рынках инвестиции становятся основным двигателем роста.

Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность республики. В рейтинге 30 лучших регионов для ведения бизнеса, составленном "Forbes" в 2011 году, Республика Башкортостан находилась на тринадцатой позиции. Международные рейтинговые агентства – "Standard&Poor's" и "Moody's" 29 апреля и 17 июня прошедшего года улучшили прогнозы по рейтингу Республики Башкортостан со "стабильного" на "позитивный" с уровнем "BB+" и "Ba1" соответственно. По оценкам аналитиков "Standard&Poor's", по уровню кредитоспособности Республика Башкортостан уступает лишь Москве, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, по оценкам аналитиков "Moody's", – только Москве, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому автономному округу. По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2010-2011 годов, проводимого рейтинговым агентством "Эксперт РА", Республика Башкортостан заняла 1-е место в номинации "Минимальные экономические риски" и вошла в топ 10 регионов-субъектов Российской Федерации с максимальным инвестиционным потенциалом (9-е место). Экспертами данного агентства отмечена активная работа Правительства Республики Башкортостан по снижению уровня управленческого риска.

По итогам 2011 года в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 18 стран мира на сумму 313,6 млн. долларов США, что составляет 61,9% от уровня 2010 года и в 10,6 раз превышает уровень 2001 года. Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2011 году занимали прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые и прочие кредиты) – 65,7%. Прямые инвестиции составили 29,6%, портфельные – 4,7%. Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов Российской Федерации на сумму 144,9 млн. долларов США.

Основной объем полученных в 2011 году иностранных инвестиций по-прежнему направлен в сектор обрабатывающих производств, в том числе на развитие производства кокса и нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов. Следует отметить, что большая часть прямых иностранных инвестиций, а именно 45,6%, также приходится на обрабатывающие производства и свидетельствует о том, что приток капитала из-за рубежа направлен на инновационное обновление экономики региона и повышение ее конкурентоспособности. Структура полученных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности по итогам 2011 года представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура полученных иностранных инвестиций
по видам экономической деятельности за 2011 год.


Общий объем накопленных иностранных инвестиций в РБ, полученных с начала вложения, с учетом их погашения по состоянию на конец декабря 2011 года составил 1,3 млрд. долларов США с ростом на 41,0% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года.

Накопленный в Республике Башкортостан иностранный капитал на 95,2% сформирован за счет поступления инвестиций из следующих стран: Нидерланды (596,5 млн. долларов США), Кипр (275,1 млн. долларов США), Австрия (168,8 млн. долларов США), Великобритания (54 млн. долларов США), Турция (53,8 млн. долларов США), Ирландия (37,4 млн. долларов США), Франция (30,0 млн. долларов США) и Чехия (26,4 млн. долларов США). Географическая структура накопленных иностранных инвестиций по состоянию на конец декабря 2011 года представлена на рис. 2.

Рис. 2. Географическая структура накопленных иностранных инвестиций
по состоянию на конец 2011 года.


Следует отметить, что существенная доля иностранных инвестиций (21,9% накопленных и 23,8% поступивших в течение 2011 года) сформирована за счет притока капитала из оффшорных зон. Наблюдается процесс реинвестирования.

В настоящее время в республике действует 648 предприятий, созданных при участии иностранного капитала. Структура созданных на территории Республики Башкортостан совместных предприятий с указанием страны нахождения учредителей представлена на рис. 3.

Рис. 3. Географическая структура совместных предприятий республики Башкортостан


Республика Башкортостан успешно сотрудничает с иностранными инвесторами, в частности с австрийскими компаниями "Ласселсбергер" и "Австрийские лотереи", шведской "ИКЕА", турецкой "Анадолу Джам Санаи", немецкой "ХайдельбергЦемент", чешской "Enkom", европейскими кредитными организациями.

В ближайшее время при участии иностранных партнеров планируется реализовать ряд проектов по созданию в республике новых производств. В частности, литовская компания "ARVI" и российский концерн "Интел Ко" договорились о совместном строительстве в муниципальном районе Буздякский район завода по производству комплексных удобрений, а также предприятия по утилизации отходов животноводства в муниципальном районе Благоварский район. Совместно с французской машиностроительной компанией "Alstom" и ОАО "ЭСК РусГидро" планируется строительство завода по производству гидроэнергетического и вспомогательного оборудования для гидроэлектростанций СП "РусГидро-Альстом". При участии датской компании "Danfoss A/S" предполагается реализация проектов в сфере энергоэффективности и внедрения энергосберегающих технологий. Установлено сотрудничество с южнокорейской компанией "SunPack Holdings" в рамках реализации инвестиционного проекта "Производство энергосберегающей осветительной LED-продукции на территории Республики Башкортостан". Партнеры из Саудовской Аравии рассматривают возможность инвестирования в деревообрабатывающую отрасль республики и разработку лесных ресурсов в регионе. Создание новых производств по глубокой переработке спелой и перестойной древесины в республике позволит частично решить проблему развития лесопромышленной отрасли Республики Башкортостан. Совместно с японской компанией "Mitsubishi Heavy Industries" планируется строительство мусороперерабатывающего газоплавильного завода на территории республики [1].

Для стимулирования инвестиционной активности субъектов государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Закон Республики Башкортостан "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в том числе путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.

В отношении приоритетных инвестиционных проектов республики установлено возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в банковских и иных кредитных организациях, в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год [2].

В рамки концепции привлечения инвестиций в РБ, по нашему мнению должны быть включены:

  1. концепция развития инвестиционного потенциала республики;

  2. концепция снижения совокупного регионального риска;

  3. концепция улучшения регионального инвестиционного климата;

  4. концепция развития инвестиционной привлекательности республики.

Суть привлечения иностранных инвестиций можно привести к следующим направлениям:

Первое направление. Приоритет при государственной поддержке инвестиционных проектов отдается тем инновационным проектам, которые несмотря на присущие им высокие риски с максимальной степенью вероятностью создают рывок в уровне конкурентоспособности по сравнению с ведущими корпорациями мира (так называемые прорывные инновационные проекты).

Очевидно, что для этого предстоит параллельно решить несколько сложнейших проблем, в том числе:

  • создать региональные и федеральный рынки инноваций;

  • вложить большие бюджетные средства и одновременно привлечь масштабный частный бизнес в научно-технические и прикладные разработки;

  • создать кадровую базу для решения первых двух проблем;

  • в разы нарастить масштабы, территорию и структуры венчурного или высокорискового бизнеса и соответствующего кредитования, прежде всего на основе привлечения средств частных иностранный инвесторов.

Второе направление. Необходимо повысить вклад малого и среднего бизнеса в создание валого регионального продукта. Для этого необходимо:

  • на порядок увеличить выделение бюджетных средств для оказания прямой помощи малым предприятиям;

  • на порядок увеличить помощь государства малому и среднему бизнесу в часть гарантирования компенсации рисков новых предприятий;

  • разработать принципиально новые институты кредитования, распределяющие риски малых предприятий типа «старт-ап» между предпринимателями, организациями действующих предпринимателей, коммерческими банками и государственными ведомствами.

Третье направление. Во всех уже имеющихся отраслях реального сектора экономики РБ, в первую очередь в нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии, в машиностроение, в аграрно-промышленном и лесном комплексах, на основе инноваций качественного скачка в эффективности менеджмента, переломить ситуацию и добиться роста производительности труда (в неизменных ценах) и снижения удельных затрат всех видов ресурсов (прежде всего энергетических и сырьевых) на единицу готовой продукции.

Четвертое направление. В ближайшие годы кардинально должна измениться система жилищного строительства РБ на основе реализации (в совокупности) пакета новых доходов, среди которых:

  • полный пересмотр устаревших генеральных планов развития городов республики;

  • полный отказ от так называемой точечной застройки применительно ко всем крупным и средним городам РБ, переход к моделям «Комплексного освоения новых территорий застройки» (модели КОТ), для чего государственные органы высвобождают для крупных застройщиков большие и земельные массивы, а самих застройщиков отбирают исключительно на условиях конкурса;

  • полный переход к модели смешанного финансирования строительства новых микрорайонов (к модели государственно-частного партнерства – ГЧП), когда государство за счет бюджетных и/или кредитных (ссудных) ресурсов строит дороги и мосты, весь комплекс сооружений других отраслей инфраструктуры, а также социальные объекта. Бизнес в свою очередь строит офисы, склады, производственные корпуса, всю жилые часть, внутриквартальные коммунальные объекты, а также малые рынки и торгово-развлекательные комплексы;

В 2012 г. для привлечения иностранных инвестиций в РБ были предприняты следующие шаги:

  1. 16 мая Правительство РБ подписало трехстороннее соглашение с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Сотрудничество будет направлено на работу с иностранными инвесторам и размещение крупных инвестиционных проектов.

  2. 20 марта Президент РБ Рустэм Хакимов предложил создать Министерство Инвестиций на 2013 г.

  3. В целях привлечения инвесторов учреждены специальные управленческие институты, в частности, ОАО «Корпорация развития РБ», «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций», Общественный совет по инвестициям.

  4. 6 сентября Президент РБ Рустэм Хамитов определил три приоритетные отрасли привлечения инвестиций: сельское хозяйство, химию и деревообработку [3].

Ввиду структурной сложности, большой новизны, объемности, дефицита времtни, как нам представляется, следует реализовать серьезные организационные решения, в том числе: создать под руководством Президента РБ «Центр управления инновационным развитием РБ» для координации всех работ в республике; расширить потенциал ГУ «Центр стратегических разработок при Президенте РБ» и реорганизовать его в «Институт проблем стратегического управления РБ», в котором непосредственно будут рассматриваться проблемы привлечения иностранных инвестиций; разработать и утвердить в статусе закона РБ целевую республиканскую «Программу перевода экономики РБ на инновационную модель развития». В программу целесообразно включить и предложенные в тексте настоящей статьи мероприятия, обеспечивающие реформу инвестиционного и инновационного блоков народного хозяйства Башкортостана.


Литература:

  1. Инвестиционный паспорт Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.bashkortostan.ru/investment_and_finance/ (дата обращения 19.11.2012).

  2. Эффективная система всесторонней государственной поддержки инвестиционной деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://invest.bashkortostan.ru/pages/778 (дата обращения 20.11.2012).

  3. Новости Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://bashkortostan.ru/news/ (дата обращения 20.11.2012).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle