Библиографическое описание:

Шувалова Н. В. Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного правительства [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 15-20.

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, является распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества. Свидетельством этого выступает ряд утвержденных нормативных документов. 1 Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы), утвержденная распоряжением от 20 октября 2010 г. № 1815-р является тому доказательством. [4] Целью программы является, получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Формирование информационного общества предполагает предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном формате. В соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 г., так как это является одним из признаков электронного правительства.

Электронное правительство не является какой-то новой областью. Многие страны много сделали для принятия системы электронного правительства. Формирование в Росси электронного правительства было указано среди приоритетных задач в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р.

Само понятие электронного правительства было введено в политический и научный дискурс специализированными исследовательскими организациями, которые занимаются широким кругом проблем, связанных с функционированием государства и внедрением ИКТ в работу организаций различных типов. В частности, большую роль в исследовании электронного правительства играют такие международные организации, как ООН, Мировой Банк, ОЭСР.

Термин «электронное правительство» появился в результате перевода с английского термина «Electronic Government», или «E-Government». Под электронным правительством, согласно определению, данному Министерством связи и коммуникаций Российской Федерации, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. [7]

В словаре электронной коммерции электронное правительство трактуется как «система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества». [8]

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса. Электронное правительство сегодня – это один из путей развития демократических принципов в обществе, о чем свидетельствует проект, созданный в апреле 2011 года «Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». В настоящее время в русле этой концепции создан и работает сайт «Единый портал электронной демократии Российской Феддерации» http://e-democratia.ru/.

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen), между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employes), а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government). [6] Схема взаимодействия указанных уровней представлена на рисунке 1.

Для внедрения технологий «электронного правительства» была разработана Федеральная целевая программа (ФЦП), действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах. Исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».[3] Рис. 1. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан Государственный аппарат во исполнение вышеуказанной программы начал свои преобразования в пользу современной «электрификации». Необходимо было создать электронные информационные системы для различных государственных инстанций, наладить связь между ними и потребителями государственных услуг, интегрировать государственные информационные системы для их успешного взаимодействия, разработать механизмы идентификации пользователей таких систем и способы шифрования и защиты информации для безопасной передачи данных. Хотелось бы остановиться на последней указанной области и рассмотреть всю работу проделанную в этом направлении, а так же недостатки существующие на данный момент. Нормативной базой для внедрения электронного правительства являлось: Закон об ЭЦП, Закон о защите персональных данных, Закон об информационной открытости органов госвласти, Закон об обращениях граждан, Стратегия развития информационного общества, Постановление Правительства РФ №98 (2003 г.) о содержании сведений, размещаемых на Web сайтах федеральных ведомств, Концепция административной реформы, Концепция использования ИКТ в органах исполнительной власти. Принятый в 2002 году закон «Об электронной цифровой подписи» был толчком для перехода на безбумажную технологию.

Первыми электронную цифровую подпись (ЭЦП) взяли на вооружение отечественные банки, в том числе Банк России, и кредитные организации, которые использовали ее, в первую очередь, как инструмент информационной безопасности в своих корпоративных информационных системах (ИС), а чуть позже и для безопасной работы в системах «банк-клиент». В хозяйствующих субъектах также применялась ЭЦП, но там она получила значительно меньшее распространение. Так или иначе, до 2002 г. основной задачей ЭЦП была защита информации.

По мере информатизации российского бизнеса, органов государственной власти страны и постепенного распространения ЭЦП все острее вставал вопрос принятия соответствующего закона, который бы значительно расширил области применения ЭЦП и позволил вести юридически значимый электронный документооборот. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г. и вводил правовые условия для использования ЭЦП в Российской Федерации, определял права и обязанности лиц, оказывающих услуги, связанные с использованием ЭЦП.

Что такое собственно ЭЦП? ЭЦП — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. [1]

Не будем вдаваться в технические характеристики и алгоритм работы самой ЭЦП, отметим лишь, что в связи с тем, что Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» содержит концептуальные и юридико-технические недостатки и подвергался серьезной критики, был утвержден Федеральный закон от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи» N 63-ФЗ, призванный устранить вышеуказанные недостатки, а также расширить сферу использования электронной подписи. Однако в силу ряда технологичских, а также нормативных недоработок вступление №63-ФЗ в полную законную силу (1 июля 2012 года) было отложено на год. Таким образом, №1-ФЗ также будет действовать до 1 июля 2013 года.

Если ранее закон допускал использование только одного вида электронно-цифровой подписи (ЭЦП), то новым Федеральным законом установлено три типа электронной подписи (ЭП): простая, усиленная (выдается удостоверяющим центром) и квалифицированная усиленная (выдается аккредитованным удостоверяющим центром). На рисунке 2 отражена дифференциация понятия электронной подписи по новому закону. [5]

Простая ЭП*

Неквалифицированная ЭП*

Квалифицированная ЭП*

Простая ЭП* подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Предназначена для подписания электронных сообщений, направляемых в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Неквалифицированная ЭП* позволяет не только идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документ не менялся. Применяется во всех видах отношений, если иное не установлено нормативным правовым актом или соглашением участников отношений.

Квалифицированная ЭП* предназначена для взаимодействия госорганов с использованием государственных информационных систем.

* Сообщение с простой ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно (по предварительной договоренности сторон), а также в специально предусмотренных законом случаях.

* Сообщение с неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно (по предварительной договоренности сторон), а также в специально предусмотренных законом случаях.

*Дополнительно подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра, а сообщение во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.


Рис. 2 Дифференциация понятия электронной подписи по Федеральному закону
от 6 апреля 2011 ФЗ-№63


Электронная подпись (ЭП) — информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (электронный документ) или иным образом связанная с такой информацией. Используется для определения лица, подписавшего информацию (электронный документ). [2]

По своему существу электронная подпись представляет собой реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.

Самым защищенным видом электронной подписи является квалифицированная электронная подпись. Сертификат данного вида электронной подписи выдается аккредитованным удостоверяющим центром, стоит заметить, что это тоже новое понятие, появившееся с принятием нового закона (N 63-ФЗ).

Удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, является аккредитованным удостоверяющим центром. Данный статус дает право выпуска квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра. Вводится новый порядок аккредитации удостоверяющих центров (УЦ) через Минкомсвязи. Одним из условий для аккредитации удостоверяющего центра является стоимость его чистых активов не менее чем один миллион рублей. [9]

Рассмотрим какую роль играет ЭЦП в реализации концепции электронного правительства. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Таким образом, отметим, что работа электронного правительства, полностью консолидируется на ЭЦП (т.е. закрытом ключе), потому как в отсутствии данного мы, во-первых, не сможем полноценно «авторизироваться», а во-вторых, с помощью ЭЦП производится верификация документа.

В рамках данного исследования рассмотрим некоторые вопросы, связанные с работой портала «Электронное правительство» (http://www.gosuslugi. ru/), потому как его функционирование основано на обмене информацией в электронно-цифровом формате.

Помимо этого, стоит вспомнить схему (рисунок 1) и выделить компоненты электронного правительства, а именно:

  • Внутриведомственная автоматизация деловых процессов (документооборот) и системы поддержки принятия решений

  • Межведомственный документооборот

  • Госуслуги по линии Федерация-регион-муниципалитет (G2G)

  • Госуслуги для юридических лиц (G2B)

  • Госуслуги для граждан (G2C)

Государство обязывает юридических лиц сдавать отчетность в электронном виде, проводить закупки, внедряет документооборот во внутреннюю деятельность ведомств, помимо этого призывает к межведомственному электронному взаимодействию, оказывает гражданам услуги в электронном виде, и во всех этих процессах необходимо использование ЭЦП. В связи с этим можно говорить о том, что перспективы использования электронно-цифровой подписи являются самыми обширными.

С принятием ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» момента началось постепенное перестраивание всех систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которое со временем должно было объединить российские регионы, а также перевести оказание государственных услуг в электронный формат, посредством сети интернет. На данный момент система СМЭВ объединила разрозненные информационные системы ведомств в единый механизм. Например, теперь система налоговой службы знает, как обратиться в систему пенсионного фонда и получить всю необходимую информацию, а, главное — не гонять человека по кабинетам. С 1 октября 2011 года была введена электронная система взаимодействия среди федеральных органов исполнительной власти. Теперь гражданин, обращающийся в федеральный орган исполнительной власти за госуслугой, должен только предоставить документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). Все остальные справки собирает само ведомство. Таким образом, система посредством портала gosuslugi.ru позволяет реализо­вать принцип «одного окна».

Электронная цифровая подпись, может применяться юридическими и физическими лицами для сдачи налоговой отчетности (налоговых деклараций) в электронном виде, получения необходимых справок, сдачи отчётности в ПФР и ФСС, ответов на вопросы из государственных органов и организаций, участия в конкурсах государственного и муниципального заказов и электронных торгах, вне зависимости от места их проведения и места нахождения участника, а также для организации собственного (внутри предприятия) электронного документооборота, при взаимодействии с партнерами, для решения других прикладных задач.

ЭЦП применяется также для идентификации в системах санкционированного доступа в помещения, в информационных системах и пр.

Расширение сферы применения ЭЦП не может происходить без поддержки на законодательном уровне. За последнее время было принято большое количество законов и подзаконных актов, направленных на реализацию задачи по созданию электронного правительства. Среди них можно отметить такие, как № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (изменения внесены в 26 законов), № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ" и др.

Правительство принимало различные постановления2, касающиеся использования ЭЦП, а так же приказы, касающихся разных ведомств3, принятые законодательные акты дали толчок к появлению сервисов межкорпоративного юридически значимого электронного документооборота, а также совершенно новых для российского рынка сервисов электронного нотариата.

Сегодня применение технологии ЭЦП является реальным, доступным и неотъемлемым для значительного числа людей. Начинает формироваться понимание того, что использование подписей может существенно облегчить обмен и хранение документов, а вновь принимаемые законодательные акты лишь ускоряют этот процесс.

ЭЦП на данный момент применяется во всех сферах B2B, G2B, также на рынке G2C, чему активно способствуют развитие услуг электронного правительства и его фронт-офиса - портала государственных услуг.

В рейтинге электронных правительств, который составляет Организация Объединённых наций, и в котором Россия традиционно занимали места в шестом десятке, в 2012 году поднялась на 32 позиции.

Россия с 2010 по 2012 гг сместилась с 59-го на 27-е место и стала лидером в Восточной Европе и с большим отрывом лидируетс.

По мнению руководителя Минкомсвязи Игоря Щеглова, «…можно ожидать, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, мы сможем войти в двадцатку. А это, одна из наших целей в стратегии 2015 и 2020»

Исследование показывает, что Россия также вошла в десятку «новых лидеров» по темпам развития электронного правительства (Emerging leaders in e-government development), заняв седьмое место после Австрии, Исландии, Испании, Бельгии, Словении и Монако. Авторы исследования подчеркнули, что страны из этого списка приложили немало усилий за последние несколько лет в области развития электронного правительства: расширили инфраструктуру для дальнейшего устойчивого развития информационных технологий и их использования гражданами для коммуникаций с госслужбами.

Ранжирование стран в рейтинге проводятся на основе значения индекса развития электронного правительства, который, в свою очередь, рассчитывается из трех составляющих: уровня развития ИКТ-инфраструктуры, качества онлайн-услуг и человеческого капитала. Каждый показатель складывается из набора параметров. Чтобы оценить уровень развития ИКТ-инфраструктуры, эксперты учитывают число интернет-пользователей, пользователей фиксированной телефонной связи, мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет.

Во время исследования онлайн-сервисов, эксперты оценивают главный государственный портал страны -портал госуслуг. Российский портал госуслуг удостоился высокой оценки авторов исследования — его назвали одним из ключевых элементов развития электронного правительства в России. Портал представляет собой единую точку доступа к государственным и муниципальным услугам через Интернет. По словам одного из руководителей данного проекта с момента запуска портала госуслуг он пользуется огромным спросом у населения — только на стадии запуска, на нем было зафиксировано более 1,6 млн. кликов в час.

При оценке человеческого капитала в расчет принимаются такие показатели как уровень грамотности населения и количество людей, получающих образование.

В итоге индекс развития электронного правительства России за 2011 год вырос с 0,5154 до 0,7345. Нынешнее положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 года.

В настоящее время в рамках создания «Электронного правительства» предлагается на рассмотрение много различных проектов, например, сделать единую ID-карту гражданина, или объединить ту же, ставшую уже привычной для всех, банковскую карту с электронной подписью. Совет Федерации ранее одобрил предложение сенаторов об унификации ЭЦП. По мнению сенаторов, действующий закон об ЭЦП крайне неудобен: каждая информационная система требует индивидуальной цифровой подписи, поэтому госслужащим и бизнесменам приходится использовать сразу несколько ЭЦП. «Большое количество сетей ЭЦП можно сравнить с разноколейкой железных дорог. Понятно, что первоначально это было стратегически важно, но в дальнейшем создавало только неудобства. Так что инициатива очень правильная», — высказался относительно этой проблемы президент компании «Интернет и право» Антон Серго. Однако нормативные акты в свет так и не вышли и эта тема перестала обсуждаться.

Подводя итог следует сказать, что Россия, как впрочем и все мировое сообщество, находится на волне информационного бума, в связи с этим возникла потребность в создании системы электронного правительства. В 2012 году Россия заняла 27-е место в рейтинге стран, имеющих электронное правительство, подготовленном экспертами ООН. Электронное правительства, полностью консолидируется на ЭЦП. Широко используется ЭЦП в системах сдачи отчетности (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства), электронные торги по государственным закупкам, таможенное декларирование товаров. Использование электронной подписи помимо госуслуг постепенно распространяется на другие сферы социального взаимодействия. При этом, Удостоверяющие центры по выдаче электронной подписи появились почти во всех регионах России. Вся информация и законодательная база об электронной подписи на текущий момент была собрана и обновляется на специальном ресурсе в сети интернет − портале «Электронная цифровая подпись. Единый портал ЭЦП в РФ», по адресу www.iEcp.ru.


Литература:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

  2. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»». – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

  5. Накузина Татьяна, Электронная подпись — хождение в народ// Citizen.Seldon. – 2012. –№2 (июль). – С.4-7.

  6. Прохоров Александр, Электронное правительство в цифрах и фактах – http://www.compress.ru/Archive

  7. Официалиный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – http://minsvyaz.ru/

  8. Словарь электронной коммерции – http://www.webcitation.org/

  9. http://www.kodeks.ru/

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р.

2 Постановление Правительства от 25.08.12 N 852 Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, Постановление Правительства от 22.11.11 N 1092 О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

3 Приказ ФНС от 27.04.12 N ММВ-7-6/253@, Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота, Приказ Минкомсвязи от 28.12.11 N 360,Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по подтверждению подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей, Приказ МФ от 26.04.2011 N 50н Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи и др

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle