Библиографическое описание:

Патутина Е. С. Подготовка молодых специалистов для железнодорожной отрасли в Самарском регионе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 114-116.

Врезка1

В статье рассматривается вопрос о необходимости подготовки специалистов для железнодорожной отрасли. Изменение карьерных ориентации студентов за период обучения в ВУЗе.

Ключевые слова. Выпуск молодых специалистов, карьерные ориентации, студенты.


В железнодорожной отрасли вопрос о подготовке молодых специалистов всегда являлся одним из важнейших на любом этапе реформирования. Те инвестиции, которые «железная дорога» вкладывает еще в студентов, обеспечивает ее бесперебойную работу уже 175 лет. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) - это крупнейший транспортный университет Поволжья, обеспечивающий кадрами не только Куйбышевскую, но и Приволжскую, Южно-Уральскую, Юго-Восточную, Горьковскую и Северную железные дороги. Учебный процесс по программам высшего профессионального образования в университете и на филиалах ведут 700 преподавателей, число лиц с учеными степенями и званиями – 469 человек, в том числе: докторов наук, профессоров – 81 человек; кандидатов наук, доцентов – 388 человек. В составе профессорско-преподавательского состава университета члены Российской академии транспорта, Международной академии наук экологии, безопасности, Международной академии транспорта, Российской академии проблем качества, Международной академии реальной экономики, Нью-Йоркской академии наук, Академии менеджмента в образовании и культуре.

Работа в современных условиях на железнодорожной отрасли требуется не только владение предметными знаниями, но и способностями работать в команде, уметь применять на практике навыки, полученные за время прохождения производственной практики, постоянный поиск новых форм деятельности и новых идей, чувствовать ответственность через конечные результаты своей непосредственной работы. В таблице 1 представлена динамика выпуска молодых специалистов с 2006 по 2012 гг.

Таблица 1

Динамика выпуска молодых специалистов с 2006 по 2012 гг.

Специальности/ годы выпуска

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Организация перевозок и управление на ж.д. транспорте

99

100

83

99

98

83

99

Бухгалтерский учет

69

54

62

56

43

43

44

Экономика и управление

100

100

55

43

33

54

42

Управление персоналом

-

-

-

-

33

47

33

Подъемно-транспорт., строительные, дорожные машины и оборудование

100

100

71

62

96

82

25

Локомотивы

97

100

93

88

90

100

52

Вагоны

96

100

99

91

75

92

54

Электрический транспорт жел. дорог

98

100

100

91

74

91

36

Электроснабжение железных дорог

100

100

98

95

100

100

57

Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте

97

100

97

95

99

97

75

Информационные системы и технологии

93

94

96

72

87

100

35

Мосты и транспортные тоннели

100

100

95

88

85

96

19

Строительство ж.д., путь и путевое хозяйство

95

100

99

93

100

91

94

Всего

1144

1148

1049

973

1013

1076

665


Из таблицы видно, что в 2007 году выпустилось наибольшее количество человек, а в 2012 году наименьшее. С 2009 по 2012 гг. количество выпускников уменьшается из–за демографической ситуации (1988-1990 гг. рождения низкой рождаемости).

За период обучения в ВУЗе у студентов формируются определенные карьерные ориентации, в результате исследования, они изменяются. Был проведен тест «Якоря карьеры» у группы студентов, обучавшихся на 1 курсе и потом у этой же группы на 5 курсе по специальности «Экономика и управление». Состав группы 28 человек (12 парней, 16 девушек). Тест состоял из двух частей, опрашиваемым предлагалось определить важность предлагаемых утверждений (от 1 до 10). Карьерные ориентации подразделялись на 9 категорий. Профессиональная компетентность – человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле уметь решать сложные проблемы. Менеджмент – ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Автономия – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Стабильность работы и стабильность места жительства – потребность в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Служение - «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Вызов – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Интеграция стилей жизни – человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем. Предпринимательство – человек стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. На рис.1 и рис.2 представлены диаграммы ответов группы студентов.

Рис. 1. Карьерные ориентации студентов 1 курса специальности
«Экономика и управление»


Из рис.1 видно, что у студентов 1 курса, ярко выражены интеграция стилей жизни и автономия, а слабо выражены профессиональная компетентность и вызов. То есть им не интересны научные исследования, технические разработки, проектирование чего–либо, на 1 курсе не стремятся повышать интеллектуальный уровень, практически не стремятся к конкуренции или решению трудных задач. Наиболее важно для них совмещать семью, карьеру и собственные интересы, а также у них ярко выражена потребность делать все по-своему.

Рис. 2 Карьерные ориентации студентов 5 курса специальности
«Экономика и управление»


Из рис.2 сложилась картина, что у студентов 5 курса, ярко выражены – стабильности места работы и места жительства, а слабо такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность и служение. То есть им не интересны научные исследования, технические разработки, проектирование чего–либо, что удивительно на 5 курсе также не стремятся повышать интеллектуальный уровень, не готовы отказаться от продвижения по работе ради помощи другим людям. Так образом, сравнение карьерных ориентаций на 1 и 5 курсе показало, что ближе к выпуску, студентов интересует стабильная работа и место жительства, чем независимость и автономия.

Если рассматривать подготовку молодых специалистов для железнодорожной отрасли можно выделить следующие моменты. Слабые стороны: неполное документальное оформление практических достижений выпускника за период обучения в ВУЗе, недостаточное внимание к формированию и оценке мотивационных характеристик студента в процессе подготовки. Сильные стороны: целевая подготовка и хорошая техническая база ВУЗа (наличие полигона и лабораторий), квалифицированный ППС, открытие новых специальностей, осуществление подготовки специалистов при конкретной направленности на нужды отрасли.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что созданы все условия для обучения, повышения своего интеллектуального и научного уровня, но «инфантильность» студентов огорчает. Лишь 10% от всех выпускников, которые составляют гордость вуза, обладают развитыми деловыми и личностными качествами и, как правило, к моменту окончания вуза, они являются своего рода «маяком», ориентиром для остальных студентов.

Литература:
  1. Транспортная газета "Гудок" [Электронный ресурс] http://www.gudok.ru/newspaper. (Дата обращения 03.10.2012)

  2. Комитет по труду и занятости населения Санкт – Петербурга [Электронный ресурс] http://www.rspb.ru/index.php?view=article&id=230&option=com_content&Itemid=140 (Дата обращения 05.10.2012)

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle