Библиографическое описание:

Андросова А. П. Анализ и пути активизации экспортно-импортной деятельности РФ [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 16-21.

Роль внешнеэкономической деятельности в современной России всегда была и остается приоритетным направлением политики государства, создающей основы для развития выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране.

Внешняя торговля дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Однако нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Одним из важнейших моментов, характеризующих уровень развития торговли страны, является состояние ее структуры, т.е. соотношение между удельным весом различных товарных групп экспорта и импорта. [9, c. 323] Несомненно, чем эффективнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологичной продукции и меньше сырья.

Россия относится к числу стран с огромным национальным богатством и высокими природно-ресурсным, технологическим и интеллектуальным потенциалами, представляя собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов.

Наша страна занимает уникальное геополитическое положе­ние в мире. Ей принадлежит первое место в мире по разведан­ным запасам природного газа, железной руды, угля, асбеста, цинка и других полезных ископаемых. Она располагает 20% железной руды, руд цветных и редких металлов, 12% нефти и каменного угля, занимает ключевые позиции по другим природным ресур­сам. Россия - мировой лидер по добыче газа (30% мировой добычи). [5, c. 303]

В соответствии с этим основу экспорта России составляют: сырье (нефть и нефтепродукты, газ, уголь, руда, необработанная древесина), черные и цветные металлы, драгоценные камни, минеральные удобрения.

Анализируя динамику объема экспорта России за последние 7 лет (2005 -2011 г.г.), можно отметить положительную тенденцию в изменении размера экспорта на протяжении первых 4х лет, а затем резкий спад в 2009 году вплоть до показателей 2006 года, обусловленный мировым финансово-экономическим кризисом. Как правило, рост и падение показателей для России, в основном, - это результат роста и падения мировых цен на энергоносители и металлы.

В 2008 - 2010 гг. Россия занимала соответственно 9, 12, 11-е места среди крупнейших стран - экспортеров. По объему экспорта на душу населения Россия уступает ряду стран.

Сама же структура российского экспорта товаров и динамика ее изменилась в процессе становления рыночной экономики. Заметим, что его структура изменилась не в лучшую сторону, что объясняется увеличением доли сырья в российском экспорте и сокращением доли промышленных товаров, машин, оборудования. Уменьшение доли продовольственных товаров в экспорте привело к необходимости наращивания их импорта.

Исследование структуры экспорта России позволяет увидеть существенные отличия от структуры экспорта развитых стран, которая включает в себя автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительную технику и другую электронику, сложную бытовую технику, одежду. [6, с. 370]

Так, после значительного сокращения экспорта товаров в 2009 году, обусловленного ухудшением ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках для российских экспортеров, до 303,4 млрд. долл. США (что на 35,7% ниже исторического максимума 2008 года), в 2010 году наблюдается увеличение экспорта товаров на 32%, до 400,4 млрд. долл. США. Преобладающая часть прироста стоимости экспорта сложилась вследствие повышения контрактных цен, физические объемы поста­вок увеличились всего на 6,3%. [3]

В 2011 г. экспорт товаров увеличился на 30,4%, составив 522,01 млрд. долл. США, при этом прирост вывоза наблюдался по всем укруп­ненным позициям товарной номенклатуры. Повышение стоимости поставляемых за рубеж товаров происходило исключительно за счет ценового фактора (рост на 31,8%), тогда как физический объем со­кратился на 1,2%.

В структуре топливно-энергетического комплекса значительную часть занимает экспорт нефти (50,4% в 2011 году), не менее важным является торговля нефтепродуктами (26,8% на 2011 г.), природный газ составляет 17,2%, на долю каменного угля приходится 3,3% и 2,3% составляет доля экспорта кокса, дизельного топлива, электроэнергии и других.

Российская сырая нефть и нефтепродукты в 2010 году поставлялись внешним потребителям по ценам на треть выше, чем в 2009 году, природ­ный газ – на 9,6%. Начиная с 2009 года, установилась положительная динамика цен на нефть. В 2010 году цена на российскую нефть марки Urals составила 78,2 долл. США за баррель и выросла по сравнению с предыдущим годом на 28,1%. За первое полугодие 2011 года цена за нефть увеличилась на 42,4% и составила 108,1 долл. США за баррель. [7, c. 245]

В целом рассматривая динамику экспорта данной товарной группы с 2006 по 2011 годы, можно отметить устойчивый рост до середины 2008 года, в 2009 наблюдается значительный спад всех показателей. Однако уже с марта 2009 года после резкого падения цен на мировых товарных рынках под влиянием глобального кризиса начался процесс их восстановления.

Удельный вес металлов и изделий из них снизился с 9,9% в 2010 году до 8,4% в 2011 году из-за относитель­ного отставания от динамики совокупного экспорта темпов роста этой товарной группы. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 9,9%, физический объем характеризуется спадом - 11,9%. Исключение составляет алюминий, который прибавил 2,4%, зарекомендовав себя, как весьма надежный металл. Производство алюминия в 2011 году находилось на рекордных уровнях. В 2009 году наблюдалось падение показателей объема экспорта в 1,5 - 2 раза. Сокращение поставок связано с падением экспортных цен и физических объемов вывоза.

На современном этапе развития промышленность минеральных удобрений - одна из самых экспортоориентированных в российской экономике. Поставки за рубеж продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей увеличились на 28% (54,7% составлял рост в 2010 году), по сравнению со значениями 2010 года. Резкий спад же наблюдался в показателях 2009 года, когда поставки упали на 51,8%. Основным фактором сокращения экспорта являлось падение на 33 - 50% контрактных цен на удобрения и полимеры. Доля группы в суммарном вывозе увеличилась до 5,7%.

Минеральные продукты объединяют в себе фосфаты кальция, руды и концентраты железные, а также весь топливно-энергетический комплекс. Соответственно доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта составляет 67,1 %.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 2,0%, что соответствует значению 2009 г. (в 2010 - 2,3%). Стоимостной объем экспорта увеличился по сравнению с 2010 годом на 12,6%. Физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных снизились на 1,5%. Заметим, что не всегда падение объемов товаров, отправляемых за рубеж, сопровождается снижением доходов от их экспорта.

Важными конъюнктурообразующими факторами на мировом рынке круглого леса в текущий момент являются возможное введение Россией запретительных пошлин на экспорт круглого леса, а также уровень спроса на рынке Китая, который является крупным импортером лесоматериалов.

Доля машин и оборудования в общем объеме экспорта России за последние 15 лет снизилась практически в 2 раза с 10,2% в 1995 году до 5,5% в 2009 году, а в 2011 году составила 4,1%.

Так, имеющаяся положительная тенденция объемов экспортируемых машин и оборудования 2000х годов, в 2009 году сменяется резким спадом, особенно в размерах экспорта легковых и грузовых машин (в 3 раза меньше значений предыдущего года). Изменение показателей также связано с падением мировых цен на энергоносители.

По сравнению с 2010 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования в 2011 году возрос на 7,8%, в то время как после кризисных 2008-2009 годах рост составлял 17,7%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей увеличились на 49,2%, грузовых – на 16,3% (в 2010 г. наблюдалось снижение показателя на 26,2%). Почти 2/3 прироста обеспечил возросший вывоз средств автомобильного транспорта, летательных аппаратов и их ча­стей. При этом существенно сократились поставки судов и плавучих конструкций, а экспорт оборудования уве­личился только на 7%.

Доля продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в 2011 году составила 2,2% (в 2010 году – 2,0%, 2009 – 3,1%). Увеличению экспорта продовольственных товаров и сырья в значительной мере способствовали возобновившиеся поставки зерна на внешний рынок. В 2009/10 году Россия сохранила за собой третье место в мире по экспорту пшеницы.

По объему импорта Россия входит в число 20 крупнейших стран – импортеров. Благополучие России в наше время во многом зависит от объемов потребления развитыми странами и Китаем топливных ресурсов.

Товарная структура импорта России за последние 10 лет претерпела некоторые изменения. В последние предкризисные годы быстро увеличивался импорт РФ машин, оборудования и транспортных средств, увеличивалась и его доля в общем объеме импорта. На сегодняшний день основу импорта России составляют следующие товары: автомобили легковые, грузовые запчасти и принадлежности к ним, черные металлы и изделия из них, полимерные материалы, пластмассы, лекарственные средства, телефонные аппараты для сотовых сетей связи, мясо свежее и мороженое, тракторы, вычислительные машины и их блоки, одежда, белье, обувь.

Импорт товаров в 2011 году составил 323,8 млрд. долл. США, превы­сив соответствующий показатель 2010 года на 30,2%. Почти две тре­ти прироста его стоимости достигнуто за счет увеличения физического объема поставок, свыше трети – вследствие роста контрактных цен. [4] В 2010 году в условиях возросшего внутреннего спроса и укрепления обменного курса рубля импорт товаров также показывал рост на 29,7% относительно предыдущего года. Основной причиной столь резкого прито­ка товаров стало восстановление физических объемов ввоза при относительно умеренном росте контрактных цен. [10]

Как и в 2010 году, опережающими темпами увеличивался ввоз машин, оборудования транспортных средств (на 43,3%). Доля этой товарной группы в совокупном импорте выросла на 3% до 46,3%.

Так, в период с 2007 по 2009 гг. двумя крупнейшими группами машинно-технического импорта были легковые автомобили и оборудование для телефонной связи. После сокращения количества импортированных легковых автомобилей в 2009 году в 3,8 раза, наблюдалась тенденция к увеличению этого показателя и в 2010 году рост составил 31,7%.

Резкое снижение импорта автомобилей в 2009 году и первом полугодии 2010 г. объясняется как снижением покупательной способности населения, так и мерами по защите отечественных автопроизводителей.

Товары продовольственной группы, напротив, демонстрирова­ли отставание в темпах прироста (16,3%), в результате их удельный вес снизился на 0,8%, до 12,8%. Снижение поставок в Россию второй по значимости группы товаров - продовольствия и сырья для его производства в 2009 году - с 33321,7 до 28314,6 млн. долл. США - было существенно меньшим, что обусловило рост доли группы в совокупном импорте с 11,4 до 14,8%.

Несмотря на ожидаемый рост производства основных видов продовольствия, отечественный АПК пока не в состоянии полностью обеспечивать потребности в основных продуктах питания, и по ряду позиций страна серьезно зависит от импорта.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2011 году составила 5,1% (в 2010 и 2009 гг. – 5,3 и 4,6% соответственно). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2010 годом на 17,2%, в то время как прошлогодний рост составлял 49,5%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2010 годом на 71,4%, обуви с верхом из натуральной кожи напротив снизились на 6,9%.

Несмотря на то, что, будучи одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, России приходится импортировать топливно-энергетические ресурсы, пусть даже и не в таких размерах как объемы экспорта. Данная тенденция может обуславливаться дефицитом вторичных перерабатывающих мощностей.

Отставание темпов сокращения импорта продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей также привело к увеличению удельного веса этой товарной группы - до 14,4%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2011 году составил 6,5% (в 2010– 6,2%, 2009 г– 5,4%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 28,4% (наблюдаем отставание темпов роста относительно значения прошлого года, рост - 50,5%), а физический – на 17,1% (прошлый год - 46,5%).

Всего по данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот

России составил 821,3 млрд. долл. США и возрос на 31,2%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 210,7 млрд. долл. США, что на 42,5 млрд. долл. больше, чем в 2010 году. [10] В 2011 году, как и в предыдущем году, объем ВВП увеличился на 4,3%.

Производство в промышленности возросло на 4,7% (в 2010 году – на 8,2%). Высокие темпы роста выпуска продукции отмеча­лись в сельском хозяйстве. Экономический рост поддерживался в основном увеличением внутреннего спроса. [4] Столь положительная тенденция объясняется тем, что начиная с середины 2009 г. мировое хозяйство начало выходить из финансово-экономического кризиса.

Заметим, что в 2011 году продолжилось восстановление объемов российской внешней торговли, обусловленное ростом внутреннего спроса и мировых цен на основные товары российского экспорта. Улучшение условий торговли способствовало увеличению положительного сальдо счета текущих операций и наращиванию резервных активов. Производство товаров и услуг достигло уровня 2008 года, инфляция заметно снизилась.

В 2011 году улучшение условий торговли, высокий уровень ми­ровых цен на нефть обеспечили благоприятные условия для развития российской экономики. Но неустойчивая ситуация в мировой эконо­мике, усилившаяся во второй половине года, ограничивала действие позитивных тенденций.

В целом тенденции развития мировой общехозяйственной конъюнктуры складываются благоприятно для внешней торговли России. Положительное воздействие на экспорт будут оказывать: оживление деловой активности в мире; возобновление роста международной торговли; повышение глобального спроса на сырье и топливо; прогнозируемый умеренный рост мировых цен на эти товары в среднесрочной перспективе. На ускорение темпов роста импорта товаров оказывает влияние некоторое оживление внутреннего спроса и укрепление реального эффективного курса рубля.

Однако для повышения экономической эффективности внешней торговли России важным является выявление основных проблем и определение путей их решения.

Говоря о необходимости преобразования структуры экспорта и импорта России, необходимо отметить значимость осуществления больших объёмов инвестиций и существенных временных затрат. Важным также является эффективная государственная поддержка производства и экспорта продукции особенно в наукоемких отраслях.

Необходимость преодоления зависимости экономического роста от внешнеэкономической конъюнктуры не означает отказа от сравнительных преимуществ России и её специализации на экспорте топливно-сырьевых ресурсов. Речь не идет только о том, чтобы избавиться от сырьевой зависимости, но и о том, чтобы развить на инновационной основе промышленность, сельское хозяйство. Укреплению экономического положения страны будет способствовать диверсификация производства многих отраслей производства и экспорта, увеличение производства и экспорта в расширении ассортимента производимых товаров и услуг, наукоемкой продукции, новое качество, рост на основе новых технологий и оборудования и притока квалифицированной рабочей силы.

В целях решения проблем неразвитости товарной структуры экспорта и преимущественно топливно-сырьевой его направленности могут применяться следующие методы [8, c. 46-48]:

Прямое финансирование экспортеров осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и эк­спортными ценами для получения прибылей. Государственное финансирование на­правлено на поддержку не только крупных компаний в стра­нах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраи­вать экспортное производство в соответствии с требования­ми мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров производится через сеть частных банков, которым государство выдает спе­циальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспор­терам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так­же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров предполагает снижение налогов с фирм, компаний в зависи­мости от доли экспорта в их производстве. Часто применяет­ся разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисле­ния в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом прибыли.

Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществ­ляется через государственные банки предоставлением кре­дитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20—30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по ста­бильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов по­ставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование целевых кредитов, которые должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспортера имеет два направления - внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществля­ется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся вой­ны, правительственные перевороты, резкие изменения по­литической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных кур­сов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой сис­темах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

В Стратегии 2020 предлагается упростить режим пересечения границы, снизить прямые и косвенные издержки, улучшить администрирование налоговых льгот, программы содействия экспорту. Этой стратегией предполагается дальнейшее наращивание добычи нефти и газа, что связано с удовлетворением не только внешних, но и внутренних нужд – развития обрабатывающей промышленности и столь необходимого роста социальных потребностей населения. Здесь главной целью является не только перестать быть жизненно зависимыми от мировых цен на сырье, но и от импорта продукции промышленности и продовольствия.

Оптимизация импорта, в свою очередь, требует более рационального использования валютных средств на закупку продукции и последовательное сокращение ввоза продукции, производство которой может быть организовано в России.

В настоящее время страна остро нуждается в техническом перевооружении промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей, в привлечении современных технологий для структурной перестройки всего народного хозяйства. По мере улучшения финансового положения предприятий и оживления производства структура закупок должна расширяться, приобретая всё большую социальную направленность.

Неоправданно преувеличенная доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в структуре российского импорта обусловлена лишь глубоким кризисом в аграрно-промышленном комплексе, который может и должен быть преодолен на основе соответствующей экономической политики государства.

Должен быть также сокращен чрезмерно расширившийся импорт промышленных товаров народного потребления через восстановление производства легкой и текстильной отраслей промышленности России.

Главной задачей в сфере импорта должна быть оптимизация импортных поставок через строгую их селекцию по значимости, объёмам и качественным параметрам с целью предотвращения ввоза товаров не первой необходимости и предметов роскоши, а также с целью защиты национального производства.

Оптимизация импорта невозможна без принятия государством целого комплекса защитных мер во ВЭД. К этим мерам следует отнести оперативное использование уровня таможенного обложения, активное использование технических, экологических, санитарных и др. требований к импортным товарам, субсидирование отечественных экспортоориентированных производств, создание импортозамещающих производств и др. необходимые защитные меры.

Однако политика импортозамещения должна строиться на основе инновационных факторов, техническое перевооружение национального производства осуществляться с использованием самых современных достижений науки и техники. В этом случае импортозамещение выполнит не только функцию удовлетворения внутренних потребностей, но и будет сопровождаться пополнением национальных экспортных ресурсов конкурентоспособной продукцией. Очевидно, что реализация политики импортозамещения в современных российских условиях представляет собой сложную задачу не только в своих финансовых аспектах, но и с точки зрения широких социально - экономических проблем.

Программа развития экспорта и оптимизации импорта должна предусматривать вывод национального производства на уровень высших зарубежных стандартов как по техническим параметрам, так и по качеству.

Конкурентоспособность российской экономики представляет собой основу экономического развития, повышения благосостояния и качества жизни населения, именно поэтому, прежде всего, следует направить силы на развитие конкретных видов экономической деятельности, в том числе инновационной.

Обладая значительными конкурентными преимуществами в базовых отраслях промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора, Россия должна осуществить технологическое обновление этих секторов экономики, опираясь уже на новые информационные нано- и биотехнологии, являющиеся важнейшим условием успеха инновационного развития. [7]

Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко- и среднетехнологичных секторах Россия обладает в сфере оборонного производства (авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности и т.д.). Однако отставание этих отраслей не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве.

В этих условиях государству необходимо предпринимать активные усилия по модернизации оборонного комплекса и стимулировать развитие двойных технологий, технологическое обновление таких секторов экономики, как автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение.

Необходимо создать современную материально-техническую базу национальной экономики. Средний срок службы оборудования должен составить 8-10 лет, а не 18-20 лет, как сейчас. Требуются масштабная модернизация и обновление основных фондов, в первую очередь машин и оборудования, постепенный перевод всех отраслей на новейшие технологии. [1]

Заметим, что успех дальнейшего развития экономики во многом зависит от реализации инновационно-промышленной политики.

Таким образом, необходимые изменения в структуре производства могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций при ведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего предпринимательства, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках.

Наиболее действенными мерами повышения конкурентоспособности могут стать субсидии на приобретение нового технологического оборудования, также стимулирование работы научно-исследовательских центров, занимающихся разработкой новых технологий, программ, преобразование налоговой политики в данной сфере.

Целью долгосрочного развития экономики страны с позиции достижения конкурентоспособности на мировом пространстве может быть создание такой ее структуры, которая способствовала бы развитию конкурентных преимуществ и могла бы приспосабливаться к изменчивости внешнего окружения.

При развитии конкурентоспособности экономическая политика государства должна использовать следующие сферы: ценовая конкурентоспособность, сочетающая в себе два аспекта: уровень валютного курса и стоимость рабочей силы, и производительность.

Повышение производительности осуществляется благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики, которая определяет развитие экономики и её производительность во всех отраслях. Стратегия промышленного развития должна включать в себя: укрепление основных экспортных секторов; поощрение, когда предоставляется возможность замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса; создание новых экспортных направлений.

Другим фактором повышения конкурентоспособности, а также развития малого и среднего бизнеса, может послужить совершенствования антимонопольного законодательства, более качественный контроль за деятельностью компаний-монополий.

Представленные меры по повышению уровня конкурентоспособности российского производства, позволят нашей стране выйти на качественно новый развития производства и экономики в целом, что также приведет к ослаблению ограничений в торговой политике зарубежных и позволит беспрепятственно проникать на международные рынки.

Так, на сегодняшний день Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России осуществляются действия, направленные на профилактику и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути российского экспорта; защиту российских интересов с торговыми партнерами на двустороннем и многостороннем уровнях; поддержку средних и малых предприятий-экспортеров; формирование договорно-правовой базы интеграционных объединений с участие РФ, в частности Союзного Государства, Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ.

Нельзя оставить без внимания и проблему несовершенства законодательной базы РФ в области внешней торговли.

Во-первых, необходимо снизить административную нагрузку на предпринимателей, в частности, оптимизировать процедуры оформления документов, необходимых для прохождения контрольных процедур, уменьшить количество оформляемых документов.

Во-вторых, следует предусмотреть в законодательстве меры стимулирования, развития транспортно-экспедиторской инфраструктуры, ориентированной на обслуживание экспортных/импортных операций российских и зарубежных предпринимателей.

В-третьих, следует рассмотреть вопрос об усилении мер ответственности за нарушение законодательства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, опираясь на результаты сравнительно-правовых исследований. [2]

Таким образом, выполнение представленных мер будет способствовать гораздо более динамичному развитию внешней торговли Российской Федерации.

Главная проблема развития экономики состоит, прежде всего, в низкой эффективности – будь то сырьевой характер экономики с низкопроизводительными рабочими местами, и технологическое отставание, и неконкурентный инвестиционный климат. Именно поэтому, важно решать существующие проблемы комплексно, улучшая качество человеческого капитала, повышая мотивацию работников и активность предпринимательского класса, развивая доступность инфраструктуры и финансовых ресурсов. А ведь, предпосылки для этого у нашей страны есть и основным направлением изменения структуры экономики и занятости может стать создание современных производств и современных, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

В этом направлении и осуществляет свою деятельность правительство РФ разрабатывая ряд мер, которые позволят изменить ситуацию к лучшему, и осуществляя их посредством реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. В области конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и ресурсы.

Целью разрабатываемых проектов, прежде всего, должно являться максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики РФ.


Литература:

  1. Аганбегян, А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) [Текст] / А. Аганбегян // Вопросы экономики. – 2011. – №8 – С. 43-55.

  2. Варавенко, В.Е. Направления совершенствования российского законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (по материалам сравнительного экономико-правового анализа законо-дательства России и стран Азиатско-тихоокеанского региона) [Электронный ресурс] / В.Е. Варавенко // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

  3. Годовой отчет Банка России 2010 [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=God

  4. Годовой отчет Банка России 2011 [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=God

  5. Иванов, С.И. Основы экономической теории [Текст] : учебник для общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – 9-е

  1. изд., с изм. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 352 с.

  1. Калабеков, И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах [Текст] : справочное издание / И.Г. Калабеков. – 3-е изд., перераб. – М.: РУСАКИ, 2010. – 498 с.

  2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов [Электронный ресурс] // справочно-правовая система по законодательству России «Консультант плюс – надежная правовая поддержка»

  3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учебник / Е.Ф. Прокушев. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 500 с.

  4. Семенов К.А. Международные экономические отношения [Текст]: курс лекций / К.А. Семенов. - М.: Гардарики, 2000. — 336 с.

  5. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. – Режим доступа: http://www.customs.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle