Библиографическое описание:

Шарф А. А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 31-33.


В настоящее время российская экономика взяла курс на инновационное развитие, что находит свое отражение в средствах массовой информации, производственной, управленческой, образовательной, торговой и других сферах. Инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из условий модернизации национального хозяйства, перехода к новой, постиндустриальной стадии развития и воспринимается в качестве необходимого атрибута рыночных экономических отношений.

В современных условиях хозяйствования предприятия просто обязаны быстро адаптироваться ко всем происходящим изменениям и использовать последние в целях реализации своих конкурентных преимуществ и дальнейшего развития.

Применительно к торговле, одним из механизмов преодоления давления со стороны конкурентов может быть использование различных видов инноваций. Но следует принять во внимание тот факт, что не все торговые предприятия идут на их внедрение.

В связи с этим попробуем осветить те основные проблемы, которые не позволяют предприятиям торговли в полной мере вводить в свою деятельность инновации: настороженность в восприятии инноваций и боязнь связанных с ними рисков; неприятие инноваций как способа развития предприятия и экономики в целом; отсутствие инновационной инфраструктуры.

Полагаем, что первопричиной таких проблем является несовершенство правового регулирования инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации, поскольку на сегодняшний день не существует единого нормативного документа, в котором было бы закреплено одновременно и понятие инноваций, и их особенности, и их виды. В Постановлении Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" дано определение инноваций, согласно которому «инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [1]. Но данная трактовка носит достаточно общий характер и характерна для любой отрасли народного хозяйства, в которой данные инновации находят применение (строительство, транспорт, связь, энергетика).

Обращаясь к региональному законодательству, можно отметить, что, например, в Законе Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» вообще не дается определения термину «инновации». Но, тем не менее, Постановлением Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п была разработана программа внедрения инновационных технологий, которая называется «Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года». Целью Концепции является «создание и развитие единой системы инновационной инфраструктуры на территории Омской области, обеспечивающей устойчивое сбалансированное экономическое развитие Омской области за счет создания условий для увеличения инновационного уровня и конкурентоспособности производств, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки» [2]. Согласно данной Концепции, основными организациями инновационной инфраструктуры Омской области могут стать: сеть бизнес-инкубаторов, корпоративное высшее учебное заведение, технопарк, инновационно-инвестиционные и венчурные фонды, центры трансфера технологий. Таким образом, Правительство Омской области начало пытаться внедрять инновационные технологии, не подготовив предварительно бизнес-сообщество. Отсюда вытекает вторая причина вышеуказанных проблем: неосведомленность представителей бизнеса со стороны органов власти.

Возникает вопрос: как в таком случае руководителям предприятий и потенциальным инвесторам ориентироваться в вопросах, связанных с инновационной деятельностью?

Инновации могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от положенных в основу классификации параметров. В настоящее время существуют подходы к формированию классификаций инноваций, но они практически не учитывают в себе отраслевой, а именно, торговой, составляющей.

Вообще, независимо от того, в какой отрасли осуществляются инновации, все их можно условно разделить на 3 основные группы:

  1. инновации в товарах и услугах (разработка новых видов товаров и услуг);

  2. инновации в процессах (разработка новых способов производства и реализации товаров и услуг);

  3. инновации в бизнесе (разработка новых способов ведения деятельности).

Экономист Бовин А.А. выделяет инновации технологические и коммерческие. Технологические связаны с изменением физических свойств товара в процессе производства, например, введение новых ингредиентов, использование нового производственного процесса для получения новых изделий. К коммерческим инновациям относятся изменения в способах организации, сбыта и коммуникаций в процессе реализации товара. Для торговой сферы данное направление будет выражаться в новом дизайне упаковки товара, в новом способе рекламы и подачи товара потребителю. Такие инновации связаны с движением товара от производителя к потребителю.

В свою очередь, Э.Блондо выделил 7 типов инноваций в розничной торговле (радикальные, пошаговые, социальные, технические, революционные, локальные и архитектурные). По сути, приведенная им типология инноваций в торговле больше может считаться перечнем, но не классификацией, поскольку в ней не усматриваются классификационные признаки.

В связи с этим, в целях определения роли инновационных процессов в деятельности современных торговых организаций, необходимо все имеющиеся типы и виды инноваций в торговле сгруппировать в соответствии с классификационными признаками. На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле. Такое деление обусловлено особенностями ведения деятельности как оптовых, так и розничных организаций.

В зависимости от технологии внедрения инновации в торговле подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации используют новые полуфабрикаты и ингредиенты для изготовления принципиально новых продуктов и товаров. Процессные предусматривают использование новых методов производства товаров за счет внедрения нового оборудования.

По источникам финансирования инновации подразделяются на финансируемые за счет прямых и косвенных источников. К прямым источникам относятся банковские кредиты, привлеченные средства частных инвесторов, средства от продажи свободных активов, патентов и лицензий, а также собственные средства организаций торговли. Косвенным источником, как правило, является приобретение оборудования по договору лизинга.

По типу новизны инновации можно разделить на новые для торговой отрасли и новые для конкретного торгового предприятия. Инновации, касающиеся торговой отрасли в целом, связаны с появлением новых форм и видов торговли. Среди часто встречающихся можно отметить следующие формы торговли: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение инноваций в торговле – это набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности.

Но для создания нового и модернизации действующего оборудования, освоения новых технологий, насыщения потребительского рынка востребуемыми товарами необходим приток средств. Основу ресурсного обеспечения инновационной деятельности составляют инвестиции, отсутствие которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Поэтому в качестве третьей причины недостаточного уровня освоения инноваций торговыми предприятиями, можно назвать неразвитость механизмов финансирования инновационной деятельности.

Итак, обозначенные нами проблемы предполагают решение следующих основных задач:

  1. Совершенствование правового регулирования отношений в инновационной сфере, что позволит повысить правовую культуру участников отношений.

  2. Разработка единого методологического подхода к определению понятия инноваций в торговле и их классификации.

  3. Обеспечение информационной прозрачности инновационной деятельности с помощью проведения выставок-ярмарок в рамках содействия внедрения инноваций в торговлю, выпуск информационных и рекламных материалов, продвижение инновационных проектов до предприятий.

  4. Консолидация финансовых средств инвесторов, привлечение потенциальных инвесторов к финансированию инноваций.

  5. Подготовка специалистов для реализации инновационных проектов. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Без системного подхода к усилению мотивационной составляющей, без формирования нужного отношения к поставленным задачам и без поддерживающей инновации организационной культуры невозможно будет добиться успехов.


Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

  2. Постановление Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года».

  3. Закон Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области».

  4. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие / А.А.Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – М.: Омега-Л, 2006. – 296 с.

  5. Блондо Э. Инновации в розничной торговле // Бизнес-журнал. – 2005. - № 4. – С. 15-19.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle