Библиографическое описание:

Маклашина Л. Р. Инвестирование инноваций в индустрии туризма [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 205-207.

Инновации в индустрии туризма – это разработка, создание новых туристских продуктов с применением достижений науки, техники, IT- технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально-экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов. Для развития индустрии туризма и смежных отраслей экономики является первоочередная задача государства и бизнеса - создание благоприятных инвестиционных условий для создания инновационных туристских продуктов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная стратегия, туристский продукт, рынок туристских услуг, туризм.


Keywords: innovation, innovation system, innovation strategy, tourist products, the market of tourist services, tourism.


Ключевым фактором экономического роста и улучшения жизни населения является широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий. Развитие инновационного бизнеса является одним из приоритетных направлений российской экономики. Российское правительство ведет активную работу по государственной поддержке инновационного предпринимательства.

В утвержденных президентом РФ Основах политики Российской Федерации и области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в качестве важнейшей задачи этой политики, неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы (НИС): ”Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.”[1].

Основными направлениями формирования национальной инновационной системы определены:

  • создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);

  • построение инновационной инфраструктуры;

  • совершенствование организационно – экономического механизма государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.

По данным органов статистики, доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме реализованной продукции составляла в России в последние годы около 5%, а доля вновь внедренных или подвергавшихся значительным изменениям инновационных товаров, новых для рынка - менее 0,5% [5.с.29]. Расходы на НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2-3% ВВП, у США- 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль расходы достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.[6] По данным центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработки и внедрение технологических инноваций. В начале 80-х годов прошлого столетия таких предприятий было 60-70%. [4.с.170].

В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система “постоянных маленьких улучшений”, названная Кайзен. Она направлена на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. В США широкое звучание приобрела система сбалансированных показателей, позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва.

В Китае, например до 70% инвестиций в НИКОР проводятся частным сектором, и они направлены на разработки конкретного инновационного продукта, что обеспечивает быстрое развитие экономики страны.[2c.32]

В России же пока отсутствует предпринимательский подход к инновациям. По сути, на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария “догоняющего развития” России. Инновационный потенциал при этом понимается лишь как способность предприятий к восприятию чужих новых идей и имитации новых технологий, разработанных в экономически более развитых странах. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве устаревших видов и технологий. Однако в последние десятилетия в России, как и во многих других странах, принимаются активные действия по переходу на инновационный путь экономики.

Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что индустрия туризма по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа. По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервистного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.[3] Туризм получил распространение во всех странах мира. Предприятия индустрии туризма и смежных отраслей народного хозяйства дают работу большему количеству людей, основным видом отдыха для большинства жителей планеты являются туристские поездки и путешествия. Для многих государств, в том числе и те, которые входят в категорию мировых лидеров, индустрия туризма является важнейшим направлением экономического развития, а у некоторых главным источником финансовых поступлений.

Поэтому, и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне самих предприятий индустрии туризма.

Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению, Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются:

  • создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль;

  • предоставление льгот активным организациям и предприятиям, внедряющим инновации;

  • осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик;

  • совершенствование амортизационной политики;

  • установление приоритетных направлений развития науки и техники.

Для формирования инновационной стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни. Только наступательная и активная инновационная политика могла бы обеспечить нашей стране существенный прорыв в научно-техническом развитии, перевести ее на качественно иной уровень жизни. Это означает, что инновационный потенциал должен определяться не только и не столько имитационной способностью предприятий к восприятию “чужих” нововведений и новаций, но и способностью самим “творить будущее”, вырабатывать самостоятельно улучшающие изменения и новые ценности.

Создание и развитие новых технологий и современных подходов к управлению туристским бизнесом без инвестирования эту задачу не решить. Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций очередная задача государства и бизнеса. Привлечение инвестиций в создание и внедрение инноваций – это сложный процесс, требующий определенных навыков и опыта работы. Для более быстрого и успешного прохождения процесса привлечения инвестиций необходимо содействие профессиональных специалистов, консультантов и предприятий, имеющих опыт привлечения финансовых инвестиций для создания инновационных проектов и продуктов в индустрии туризма и смежных отраслей экономики.

Подводя итог, отметим, что только в условиях достоверности информации о состоянии туристского рынка и ресурсов развития индустрии туризма, прозрачности государственной политики поддержки туристского предпринимательства можно добиться стабильных тенденций развития сферы туризма в целом. В настоящее время прослеживаются лишь начальные шаги в данных направлениях. Разрабатываются проекты инновационной и инвестиционной деятельности в области туризма. Можно также отметить, что в условиях формирующегося современного рынка туристских услуг страны и региона предпринимательство станет важным фактором и основной формой реализации инновационных тенденций на этом рынке.


Литература:

  1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002г.

  2. Боков Е.В., Бурмистрова Н.Н. Региональный венчурный фонд- необходимое звено инвестиционной составляющей инновационной инфраструктуры.// Журнал The Angelinvestor-Nizhny Novgorod №2(03)2008г c.32

  3. Сайт Всемирной туристской организации www. unwto.org.en

  4. Национальные инновационные системы в России и ЕС// М: ЦИПРАН РАН 2006г., 170с.

  5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования.// Журнал Инновации №5 (139) 2010г., Специальный выпуск.

  6. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром?// Независимая газета 22.11.2010г.

Основные термины: индустрии туризма, развития индустрии туризма, сфере туризма, индустрия туризма, развитие индустрии туризма, предприятий индустрии туризма, сфере индустрии туризма, Предприятия индустрии туризма, современной индустрии туризма, Влияние индустрии туризма, продвижения индустрии туризма, новых туристских, новых технологий, смежных отраслей экономики, новых видов туризма, развития сферы туризма, туристских продуктов, создание благоприятного инвестиционного, создания инновационных туристских, создание новых туристских

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle