Библиографическое описание:

Маклашина Л. Р. Инвестирование инноваций в индустрии туризма [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 205-207.

Инновации в индустрии туризма – это разработка, создание новых туристских продуктов с применением достижений науки, техники, IT- технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально-экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов. Для развития индустрии туризма и смежных отраслей экономики является первоочередная задача государства и бизнеса - создание благоприятных инвестиционных условий для создания инновационных туристских продуктов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная стратегия, туристский продукт, рынок туристских услуг, туризм.


Keywords: innovation, innovation system, innovation strategy, tourist products, the market of tourist services, tourism.


Ключевым фактором экономического роста и улучшения жизни населения является широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий. Развитие инновационного бизнеса является одним из приоритетных направлений российской экономики. Российское правительство ведет активную работу по государственной поддержке инновационного предпринимательства.

В утвержденных президентом РФ Основах политики Российской Федерации и области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в качестве важнейшей задачи этой политики, неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы (НИС): ”Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.”[1].

Основными направлениями формирования национальной инновационной системы определены:

  • создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);

  • построение инновационной инфраструктуры;

  • совершенствование организационно – экономического механизма государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.

По данным органов статистики, доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме реализованной продукции составляла в России в последние годы около 5%, а доля вновь внедренных или подвергавшихся значительным изменениям инновационных товаров, новых для рынка - менее 0,5% [5.с.29]. Расходы на НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2-3% ВВП, у США- 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль расходы достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.[6] По данным центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработки и внедрение технологических инноваций. В начале 80-х годов прошлого столетия таких предприятий было 60-70%. [4.с.170].

В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система “постоянных маленьких улучшений”, названная Кайзен. Она направлена на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. В США широкое звучание приобрела система сбалансированных показателей, позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва.

В Китае, например до 70% инвестиций в НИКОР проводятся частным сектором, и они направлены на разработки конкретного инновационного продукта, что обеспечивает быстрое развитие экономики страны.[2c.32]

В России же пока отсутствует предпринимательский подход к инновациям. По сути, на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария “догоняющего развития” России. Инновационный потенциал при этом понимается лишь как способность предприятий к восприятию чужих новых идей и имитации новых технологий, разработанных в экономически более развитых странах. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве устаревших видов и технологий. Однако в последние десятилетия в России, как и во многих других странах, принимаются активные действия по переходу на инновационный путь экономики.

Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что индустрия туризма по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа. По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервистного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.[3] Туризм получил распространение во всех странах мира. Предприятия индустрии туризма и смежных отраслей народного хозяйства дают работу большему количеству людей, основным видом отдыха для большинства жителей планеты являются туристские поездки и путешествия. Для многих государств, в том числе и те, которые входят в категорию мировых лидеров, индустрия туризма является важнейшим направлением экономического развития, а у некоторых главным источником финансовых поступлений.

Поэтому, и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне самих предприятий индустрии туризма.

Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению, Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются:

  • создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль;

  • предоставление льгот активным организациям и предприятиям, внедряющим инновации;

  • осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик;

  • совершенствование амортизационной политики;

  • установление приоритетных направлений развития науки и техники.

Для формирования инновационной стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни. Только наступательная и активная инновационная политика могла бы обеспечить нашей стране существенный прорыв в научно-техническом развитии, перевести ее на качественно иной уровень жизни. Это означает, что инновационный потенциал должен определяться не только и не столько имитационной способностью предприятий к восприятию “чужих” нововведений и новаций, но и способностью самим “творить будущее”, вырабатывать самостоятельно улучшающие изменения и новые ценности.

Создание и развитие новых технологий и современных подходов к управлению туристским бизнесом без инвестирования эту задачу не решить. Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций очередная задача государства и бизнеса. Привлечение инвестиций в создание и внедрение инноваций – это сложный процесс, требующий определенных навыков и опыта работы. Для более быстрого и успешного прохождения процесса привлечения инвестиций необходимо содействие профессиональных специалистов, консультантов и предприятий, имеющих опыт привлечения финансовых инвестиций для создания инновационных проектов и продуктов в индустрии туризма и смежных отраслей экономики.

Подводя итог, отметим, что только в условиях достоверности информации о состоянии туристского рынка и ресурсов развития индустрии туризма, прозрачности государственной политики поддержки туристского предпринимательства можно добиться стабильных тенденций развития сферы туризма в целом. В настоящее время прослеживаются лишь начальные шаги в данных направлениях. Разрабатываются проекты инновационной и инвестиционной деятельности в области туризма. Можно также отметить, что в условиях формирующегося современного рынка туристских услуг страны и региона предпринимательство станет важным фактором и основной формой реализации инновационных тенденций на этом рынке.


Литература:

  1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002г.

  2. Боков Е.В., Бурмистрова Н.Н. Региональный венчурный фонд- необходимое звено инвестиционной составляющей инновационной инфраструктуры.// Журнал The Angelinvestor-Nizhny Novgorod №2(03)2008г c.32

  3. Сайт Всемирной туристской организации www. unwto.org.en

  4. Национальные инновационные системы в России и ЕС// М: ЦИПРАН РАН 2006г., 170с.

  5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования.// Журнал Инновации №5 (139) 2010г., Специальный выпуск.

  6. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром?// Независимая газета 22.11.2010г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle