Библиографическое описание:

Гедз К. Г., Аничкина О. А. Инновационная политика и формы её поддержки с ориентацией на кластеры [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 22-24.

Из определения, данного основоположником современной теории кластеров М. Портером, следует, что «…кластер, или промышленная группа, – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3].

Как известно, государство - политический институт. Его главная функция - сохранение статуса государственности, т.е. суверенности и державности. Наряду с политическими, оно выполняет законотворческие, военные, социальные и экономические функции, обеспечивает правопорядок и систему судопроизводства. В связи с расширением процессов прозрачности в обществе государство оказывает поддержку также гражданским институтам и средствам массовой информации, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти [2].

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.[1]

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Опыт зарубежных стран показывает, что участие государства в инновационном процессе приобретает значительные масштабы.

При изучении зарубежного опыта формирования и реализации инновационно-активной промышленной политики отмечается еще одна важная особенность: региональные программы социально-экономического развития в развитых индустриальных странах начали разрабатываться и осуществляться намного раньше, чем общегосударственные программы.[6]

Можно выделить два наиболее характерных типа антикризисной региональной политики. Первый связан с обновлением технологической и отраслевой структуры старопромышленных регионов. Цель - обновление технологий в традиционных отраслях и увеличение удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.

Второй тип антикризисной региональной политики направлен на социально-экономическое развитие депрессивных регионов. Как правило, их депрессия была связана с исчерпанием возможностей развития угольной или иной добывающей отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности в таких регионах нужно было практически создавать заново. Соответственно, программа развития подобного региона должна была способствовать формированию оптимальной структуры создаваемых на этой территории промышленных комплексов.

С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимались и принимаются следующие меры:

  1. создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;

  2. улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;

  3. стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;

  4. создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

В России осталось всего 3 предприятия («Пьезо», «Морион», «Метеор»), сохранившие выпуск изделий пьезоэлектроники (резонаторы, генераторы, фильтры, датчики). Уже более 50 лет эти производства являются динамично развивающимися видами компонентной электроники, однако в последние годы большинство предприятий бывшего СССР сократило их производство или перепрофилировалось. В целях увеличения конкурентоспособности, восстановления производственных связей, взаимного дополнения, проведения единой технической политики предприятия решили добровольно установить организационно-деловые отношения, создав кластер по этому направлению.[5]

Как показал опыт работы для создания кластера предприятий необходимо:

  • наличие лидирующей инновационной фирмы, выпускающей высококонкурентную, экспортоориентированную продукцию. В данном случае – это головное предприятие «Пьезо», созданное в 90-х годах и выпускающее пьезорезонаторы, фильтры, микрогенераторы на базе выращиваемых монокристаллов;

  • наличие сети поставщиков комплектующих изделий, обеспечивающих бесперебойное производство конечной экспортно-ориентированной продукции, так как именно от уровня и качества работы обслуживающих предприятий зависит благополучие кластера в целом;

  • наличие бизнес-климата у предприятий, включенных в кластер, а именно - квалифицированные трудовые ресурсы; возможность доступа к инвестиционным ресурсам; уровень развития инфраструктуры;

  • поддержка со стороны исполнительной власти.

Созданию кластера предшествовала большая организационно-аналитическая работа:

  • разработан алгоритм совершенствования организационной структуры головного предприятия кластера «Пьезо» и всех входящих предприятий;

  • разработано дерево – целей, включающее направления: завоевания рынка, увеличение доли рынка, контролируемой Кластером, качественные показатели эффективности, соответствие разрабатываемых и выпускаемых изделий требованиям отечественных и международных стандартов. Сертификация системы качества Росстандартом и Оборонсертом, получение требуемых лицензий на право разработки и поставки изделий пьезоэлектроники, а также экологическую защищенность производства, что приобретет особое значение при вступлении России в ВТО;

  • разработана программа повышения конкурентоспособности продукции, выпуска только инновационной, за счет повышения требований к электрическим параметрам сырья и пьезоэлектрических изделий в целом, создания новых технологических процессов, изучения и учета всех требований предприятий- потребителей.

Как показал анализ, действующая линейно-функциональная модель управления предприятиями, разделяющая его на 8-9 зон функциональной ответственности (качество, финансы, производство, техническое обеспечение и т.д.) в условиях рыночной экономики не способствует повышению эффективности и приводит к большому несоответствию научно - технического и производственного потенциала объемам заказов, возможностям выпуска готовой конечной продукции, в первую очередь с приемкой заказчика.[7]

Все это стало приводить к ухудшению позиций пьезоэлектроники, как на Российском, так и зарубежных рынках, усилилась зависимость от зарубежных технологий.

В качестве основного направления структурных преобразований было принято направление интеграции и сохранение за интегрированными структурами коммерческой, нормативной и правовой самостоятельности.[7]

Таблица 1

Специализация предприятий, входящих в кластер[7]

ОАО «Пьезо»

резонаторы, генераторы

ЗАО «Завод Ъ Метеорит»

Фильтры

ЗАО «Пьезоспецпоставка»

Оборудование

ООО «НПП-селекция»

Фильтры

ООО «Тэком кварц»

магазин – реализация

ООО «Пьезотрон»

Резонаторы

ОАО «Фомос-материалс»

пьезоэлектрические кристаллы, датчики

ЗАО «НПФ» БМГ плюс»

генераторы тактовые, управляемые напряжением

ООО «БМГ кварц»

генераторы высокостабильные


Научно- техническая и экономическая эффективность всех входящих в кластер предприятий явилась результатом:

  • оперативности и качества информационных услуг и другого специализированного сервиса;

  • проведения крупных НИОКР;

  • оперативности, качества и снижения цены при поставках необходимых материалов и комплектации;

  • более рационального использования уникального оборудования и измерительных средств (например: монотехнологий);

  • доступности к различным финансовым ресурсам;

  • обеспечения высококвалифицированными кадрами;

  • формирования условий для обеспечения коллективной выгоды и стратегии в развитии предприятий кластера;

  • повышения устойчивости в работе, гарантия своевременных поставок комплектующих изделий.

Кластер обеспечил повышение эффективности работы малых предприятий, которые являясь субъектами рынка, в данном случае выступают не просто как малые предприятия, но прежде как их Кластер, успешное функционирование которого является гарантией их успеха, и позволяет:

  • достигать малым фирмам конкурентоспособность не за счет дешевизны труда, а за счет инновационной активности. Так, малое предприятие «Фомос-материале» стало широко известно в мире из-за разработок и производства пьезоэлектрических монокристаллов. Интерес на продукцию этого малого предприятия проявили США, Европа, Китай, Япония.

  • достигать инновационную активность за счет восхождения по цепочке добавленной стоимости и применения новых технологий и организации производства.

На основе выше изложенного можно выделить и определить четыре основные формы государственной инновационной политики:

  • прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров;

  • косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования;

  • инвестиции в систему образования;

  • поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций.

Кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Инновационная политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение «новых комбинаций» и поддерживает их, особенно в сфере образования и научно-исследовательских работ, а также через внедренческие посреднические центры.


Литература:

  1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - Москва: Издательство "Академия Естествознания", 2011 год, http://www.rae.ru/monographs/112

  2. Анискин, Ю.А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №7. - С. 73-83.

  3. Портер М.Э. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.

  4. Дани Якобс, «Меры по развитию инновационных процессов».- Интернет-ресурс: сайт «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций», http://www.informika.ru

  5. Выдержки из статьи Раевская А.В. Взаимодействие научно-промышленных и малых инновационных предприятий на базе ОАО «Пьезо» //"Отраслевые рынки" №5-6 (18) (Сентябрь-Декабрь) 2008

  6. Посталюк М.П., Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации [Текст] / М.П. Посталюк. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 420 с.

  7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий / Москва: Издательство Август Борг, 2006. – 132с.

Основные термины: инновационной деятельности, Инновационная политика, государственной инновационной политики, Инновационная политика предприятия, антикризисной региональной политики, повышение эффективности, отечественной инновационной продукции, целями государственной инновационной, развитие инновационной деятельности, активизации инновационной деятельности, осуществлении инновационной деятельности, поддержки инновационной деятельности, наличие лидирующей инновационной, счет инновационной активности, инновационной сфере, формы государственной инновационной, конкурентоспособность продукции, Инновационная политика экономики, конкурентоспособности продукции, изделий пьезоэлектроники

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle