Библиографическое описание:

Михайлушкин П. В., Баранников А. А. К вопросу функционирования структуры свеклосахарного кластера, права и обязанности участников кластера [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 56-59.

Исследование опыта кластеризации в других отраслях экономики, международного опыта позволило нам разработать концептуальную модель формирования стратегии регионального свеклосахарного кластера.

Данная модель является универсальной и может быть применена для построения агропромышленных кластеров как внутрирегиональной, так и межрегиональной ориентации. Стратегия агропромышленного кластера может быть намечена и реализована только в условиях согласованных интересов партнеров, власти, бизнеса и обеспечит повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона. Структура кластерной модели развития продуктового свеклосахарного подкомплекса регионального АПК, по нашему мнению, должна содержать научно-обоснованную методологическую, практическую схему.

Координационный центр (совет) является организационной основой управления всех взаимосвязанных элементов кластерной структуры для распределения полномочий и ответственности между участниками. В состав центра будут входить представители всех структурных элементов, органы власти и общественные организации, наука и образование, представители инфраструктурных звеньев, представители сырьевых зон сахарных заводов, включая объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Механизмом реализации функций управления кластерной структуры является инновационная деятельность.

Разработанная модель управления инновационными процессами является органичной составной частью формирующейся научно-инновационной структуры свеклосахарного кластера региона и направлена на создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий развития активной инновационной деятельности всех субъектов с учетом ее особенностей.

Основной движущей силой кластера являются сырьевые зоны сахарных заводов, так как именно здесь реализует себя технологическая цепь: семеноводство – производство сырья (свеклосеющие хозяйства) – переработка (сахарные заводы) – реализация готовой продукции (торговля).

Функционирование кластерной структуры предполагает [4]:

  1. Организацию структуры управления в виде координационного совета (представители структурообразующих семеноводческих и свеклосеющих хозяйств, сахарных заводов, вузов, НИИ, инфраструктурных предприятий) для взаимодействия, распределения ответственности между участниками. Координационный совет контролирует долгосрочную кластерную стратегию развития, направление деятельности кластера, распределяет задачи между советом и участниками кластера (табл. 1) [3].


Таблица 1

Права и обязанности координационного совета и участников кластера

Обязанности

Содержание обязанностей

Координа­ционный совет

Участники кластера

Производство

Стратегическое бизнес-планирование

*


Ценообразование


*

Оперативное планирование


*

Исследования и разработки

Разработка НИОКР
и вне­дрение технологий

*

*

Разработка продукции


*

Финансовая деятельность

Инвестиционные проекты

*


Расчеты с поставщиками
и потребителями


*

Кадровая

политика

Подбор кадров

*

*

Обучение, повышение
квалификации


*

Система вознаграждения


*

Регулирование деятельности

Контроль и управление
качеством


*


2. Организацию хозяйственной структуры – распределение производственных функций, создание недостающих про­изводств. Организация новых производств возможна на базе функционирующих предприятий кластера или путем создания нового производства. Определяется механизм совместной дея­тельности участников кластера (табл. 1).

3. Определение масштабов совместной деятельности предприятий кластера (взаимные поставки, номенклатура продукции, научно-исследовательская работа, и пр.) на основе минимизации издержек.

4. Формирование норм и правил взаимодействия между участниками кластера (время, сроки, количество и объемы поставок, возможность изменения этих параметров без согласования друг с другом). Предусматриваются: единые технологические стандарты; единый подход к производственной структуре; система управления качеством.

5. Анализ сформированности кадров на предприятиях кластера. Включает: качество кадрового обеспечения (уровень квалификации кадров и их стабильность, укомплектованность кадрами и возможность обучения работников предприятий кластера, трудоемкость основных видов работ), уровень взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями, прогноз кадровой потребности и способов привлечения специалистов.

Оценка социально-экономической эффективности и дальнейшее стратегическое развитие кластера определяет результативные показатели экономической деятельности участников кластера, доли увеличения количества предприятий и организаций в кластере, увеличения продукции в кластере с высокой добавленной стоимостью, увеличения доли малых и средних предприятий, кадрового обеспечения, объема привлеченных инвестиций в кластер, объема производства продукции кластера [1].

Следовательно, задача агропромышленного кластера, создаваемого в рамках продуктовых подкомплексов, состоит в том, чтобы придать производству сельскохозяйственных продуктов законченную форму организации и управления с рациональным решением технических, технологических, экономических вопросов, связанных с получением сырья, заготовкой, транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией готовой продукции.

Исследования теории кластерного подхода подтверждают потребность в определении ядер развития создаваемой структуры, так как необходимо выявить базовые предприятия (предприятия-лидеры), определить ключевых партнеров, идентифицировать региональные возможности (условия факторов производства, их качества и степень специализации; условия для конкуренции и стратегического развития; условия спроса; связанные или поддерживающие отрасли), определить приоритетные рынки сбыта продукции. «Точками роста» в данном случае являются сахарные заводы, которые выступают в качестве полюсов концентрации факторов производства сырья и капитала, обеспечивающих эффективную отдачу инвестиций в границах кластера в целом и сырьевой зоны – в частности. При этом развитие экономического ядра невозможно без восстановления системы семеноводства сахарной свеклы и реализации интенсивных факторов ведения свекловодства. В результате реализации интенсивных факторов на основе научно обоснованной специализации и концентрации посевов сахарной свеклы численность свеклосеющих хозяйств составит не более 4–5 организаций (сейчас 15–20) в пределах каждой сырьевой зоны сахарного завода.

В рамках создаваемого свеклосахарного кластера необходимо углублять вертикальную интеграцию, так как производство сахарной свеклы и сахара не представляет собой завершенное технико-технологическое пространство. Более того, роль отраслей по производству сырья и конечной продукции в современных интеграционных процессах принципиально меняется. Если несколько лет назад интеграция представляла собой попытку сгладить несовершенство рыночного механизма в свеклосахарном подкомплексе, то в рамках создания кластера назрела острая потребность в совершенствовании техники и технологий во всех отраслях подкомплекса региона, а также повышения конкурентоспособности отечественного рынка техники для нужд АПК.

В рамках кластерной структуры мы также предлагаем использовать научный и образовательный потенциал. Сегодня многие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и их структурные подразделения в большей степени не имеют практической связи с реальным сектором экономики. Достаточно мало заказов на научные разработки, новые технологии, кадры и пр. Формирование кластера с участием науки и образования (НИИ, вузы, ССУЗы, проектные институты и пр.) дает преимущества как производственным структурам, так и самим научным, образовательным учреждениям. Предприятия технологической цепи реализуют синергетический эффект на основе технического и технологического переоснащения, помогают университету разрешить разные прикладные задачи. В свою очередь, вузам предоставляется возможность более полно использовать образовательный и научно-технический потенциал в области проведения фундаментальных исследований и предоставления образовательных услуг. Появляются возможности практического применения полученных знаний, расширения сферы научной деятельности, получения средств на развитие за счет осуществления консалтинговых и иных услуг, трудоустройства специалистов, окончивших данное образовательное учреждение, на предприятиях по специальности (последнее напрямую относится и к средним специальным учебным заведениям). Кроме того, важным аспектом для вуза является наличие связей с предприятиями реального сектора экономики как одного из основных аккредитационных показателей, предъявляемых ВАК.

В кластере также оправдано присутствие организаций, реализующих функцию научно-технического обеспечения бизнес-процессов.

Не менее важным элементом структуры свеклосахарного кластера является развитая инфраструктура, включающая финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие, лизинговые компании, логистические инфраструктуры, инжиниринговые компании). Проведенные исследования по оценке эффективности свеклосахарного производства в Краснодарском крае позволяют сделать вывод о том, что его функционирование происходит в условиях отсутствия полноценной рыночной инфраструктуры, важной составной частью которой является сеть районных и межрайонных оптовых рынков. Именно поэтому среди основных направлений работы свеклосахарного кластера целесообразно выделить следующие.

Во-первых, развитие инфраструктуры регионального рынка, которое предполагает решение комплекса организационных вопросов, включающих организацию в крае сети районных и межрайонных оптовых рынков и осуществление контроля за их работой; реализация конкурсной системы закупок сахара для федеральных и региональных государственных нужд; подготовка проектов по созданию институтов рыночной инфраструктуры, а также обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговых, консалтинговых, юридических фирм и др.) [2].

Во-вторых, информационное обеспечение, которое включает вопросы создания компьютерной сети с банком данных о региональном рынке сахара, сбор и обработку поступающей информации, распространение сведений о наличии сахара, текущих и прогнозируемых ценах, организацию обучения участников свеклосахарного кластера основам агробизнеса, маркетинга, биржевой торговли.

В-третьих, деятельность кластера должна основываться на результатах комплексных маркетинговых исследований, предполагающих анализ эффективности свеклосахарного производства как источника торговых ресурсов для регионального рынка и определение емкости рынка.

Ключевым элементом кластерной структуры свеклосахарного подкомплекса регионального АПК являются органы власти и общественные организации. Государственное участие должно представлять систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов многоуровневого формирования бюджетных средств и их использования на финансирование целевых агропродовольственных программ, НИОКР и пр. Организационно-экономический механизм участия государства в кластерной структуре должен представлять трехблочную систему: организационно-управленческий, экономический и правовой блоки.

Организационно-управленческий блок представлен административно-управленческими структурами, координирующими развитие свеклосахарного производства, службами ценового маркетинга, системой информационно-консультационных центров, системой оптовых и розничных рынков, специальных кредитных учреждений, интегрированных формирований, общественных структур и пр. Экономический блок работает через ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и страховые рычаги. Источниками его являются бюджетное финансирование (инвестиции), лизинговые сделки, государственные кредиты и пр. Правовой блок представлен действующими законодательными актами, указами, постановлениями, приказами и распоряжениями, регламентирующими развитие системы кластера. Блоки связаны между собой элементами и компонентами, включая научное сопровождение, учет, анализ и контроль за использованием заемных и бюджетных ресурсов.

Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов власти, управления на сферу производства, реализации сырья и готовой продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов трех групп участников свеклосахарного кластера: потребителей, производителей сырья и готовой продукции, государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям готовой продукции свеклосахарного подкомплекса.

Таким образом, организация кластерных структур позволит, на наш взгляд, стимулировать инновационные процессы, улучшить инвестиционный климат отраслей свеклосахарного подкомплекса и, тем самым, повысить его конкурентоспособность. В регионах имеются все предпосылки к созданию территориально-производственной структуры, которая основана на взаимодействии научно-образовательной сферы, предприятий АПК, торговли, сферы обслуживания и государства. Такой симбиоз станет точкой роста всего агропромышленного производства.


Литература:

  1. Кундиус В.А., Полтарыхин А.Л., Михайлушкин П.В. Инновационное развитие интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК: Монография. –Краснодар : Атри, 2011. – 362с.

  2. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Рыночные отношения и рынки в АПК: Учебное пособие / Под общ. Ред. Академика РАСХН И.Т.Трубилина. –Краснодар : Просвещение –Юг, 2008. 220с.

  3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. –Краснодар :Просвещение-Юг, 2012. -349с.

  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Михайлушкин П.В. Экномика предприятия: Учебник. – М.: Изд-во «Атри», 2010. – 428с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle