Библиографическое описание:

Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Этапы и основные аспекты формирования инновационной модели свеклосахарного кластера [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 52-56.

Мировой финансовый кризис нашел свое отражение в России, и особенно в агропромышленном комплексе. В результате снижения покупательской способности населения на продукты питания упала закупочная цена торговых сетей, а в условиях роста цен на продукцию и услуги естественных монополий увеличилась себестоимость продукции, что, конечно же, сказалось на эффективности деятельности предприятий АПК. В настоящее время происходят свертывание и отмена многих программ модернизации предприятий. Так, группа компаний «Агрохолдинг» вынуждена «заморозить» реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд руб., в которые уже вложено 1,7 млрд руб. ГК «Русские фермы» отложила строительство молочной фермы на 10 тыс. голов; «Моссельпром» – проекты молочной фермы на 1,2 тыс. голов и свинокомплекса на 4,8 тыс. голов; «Мираторг» – строительство логистических центров по 6–8 тыс. т хранения, комбикормового завода, зернового проекта и проекта по индустриальному производству мясного крупного рогатого скота. Общая сумма заемных оборотных средств, требующихся предприятиям АПК в четвертом квартале 2010 г., составляет более 850 млрд руб., в том числе 300 млрд руб. – сельскохозяйственным предприятиям и 550 млрд руб. – предприятиям перерабатывающей промышленности. Кроме того, платежи предприятий АПК по долгосрочным банковским и облигационным займам в 2009 г. составили, по приблизительной оценке, более 100 млрд руб. К примеру, только ГК «Сибирский аграрный холдинг» для реализации начатого в 2007 г. проекта увеличения производства зерна и строительства федеральной сети хлебозаводов необходимо 5,5 млрд руб. Сахарной компании «Продимекс» для завершения процесса модернизации сахарных заводов в России в течение следующих двух лет требуется 2,2 млрд руб. [3].

Мировой финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития глобальной экономики. Основная причина кризиса заключается в особенности циклического развития мировой экономики. Большинство экономически развитых стран, в первую очередь США и страны Западной Европы, после пика технологического и экономического развития в конце ХХ в. входят в новый цикл – в цикл снижения темпов экономического роста, а по мнению многих экспертов, даже в рецессию. Значительный спад отмечается в США и Европе по показателям темпов роста ВВП, индексам деловой активности, потребительского доверия и пр. Следовательно, проблему циклического развития в условиях сегодняшнего кризиса можно с уверенностью охарактеризовать как структурную трансформацию мировой экономки в преддверии роста за счет грядущего в недалеком будущем нового уклада.

Проблемы в АПК действительно достаточно глубокие, поэтому возникает объективная необходимость в трансформации экономики России и переводе ее на инновационный путь развития. Основой является необходимость научного обоснования и практического применения новых агропромышленных формирований, способствующих вертикальной интеграции, объединяющих сельскохозяйственное производство с переработкой, сбытом продукции, снабжением и агросервисным обслуживанием. Развитие этих направлений обусловлено объективным экономическим процессом, связанным, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, научно-техни­ческим прогрессом, природно-экономическими условиями. С другой – с необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Аграрные организации вступают в это объединительное движение, стремясь снизить риск, связанный с производством и его зависимостью от климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции, диктатом перерабатывающих организаций, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие организации также стремятся обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию надежной сырьевой базы, лучшему использованию сырья, повышению качества своей продукции, ее удешевлению и завоеванию рынков сбыта. Выбор той или иной формы интеграции зависит от производственно-экономической обстановки в регионе, состояния продовольственного рынка, форм объединения капитала и участия их в управлении, возможностей головного предприятия. Однако независимо от выбранной формы для всех агропромышленных формирований главным является то, что они объединяют весь воспроизводственный процесс, от сельскохозяйственного товаропроизводителя до потребителя готовой продукции. Участники системы обеспечивают продвижение продукта как собственности корпорации по всей цепочке: производство – переработка – реализация, что, в конечном итоге, способствует достижению эффекта в борьбе с кризисом.

Однако представленная технологическая цепь не даст положительного эффекта без экономического влияния государства, науки, образования, развитой инфраструктуры и пр. Поэтому мы предлагаем использовать в качестве инструмента борьбы с мировым кризисом кластерный подход, который основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т. е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи. Для администраций: увеличиваются количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории [2].

Для бизнеса: улучшается кадровая инфраструктура, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.

Стратегия развития АПК региона должна быть основана на исследовании процесса создания «кластерной цепочки ценностей» производимой продукции, что позволит выявить недостающие этапы, исключить дублирующие подсистемы, осуществлять оптимизацию кластерной цепи, способствующей конкурентным преимуществам агропромышленного производства – в частности, и подкомплексов АПК региона в целом.

Макрохарактеристики позволяют обосновать специализацию и концентрацию посевов и сырья в сырьевых зонах перерабатывающей промышленности и темпов экономического роста рассматриваемых сырьевых зон. На основе экономического и социального потенциала, наличия сырьевой базы перерабатывающих мощностей и рынков сбыта формируются стратегические направления развития кластеров в рамках продуктовых подкомплексов региона.

Микроанализ рассматривает «кластерную цепочку ценностей» региона, где проводится сбор исходной информации по процессам расширенного воспроизводства, при этом базой анализа служит региональная статистика.

Сопоставляя полученные результаты макро- и микроанализа, формируют кластеры в рамках продуктовых подкомплексов региона.

При детально разработанном и отлаженном экономическом механизме вертикально-интегрированной структуры кластер должен обеспечить: эквивалентность экономических отношений между структурными подразделениями формирования, усиление хозрасчетной заинтересованности подразделений в повышении эффективности агропромышленного производства, экономическую заинтересованность участников в углублении интеграционных процессов, оптимальное сочетание и рациональное использование главных производственных ресурсов и средств (земельных, трудовых, материальных, финансовых), ускорение темпов развития расширенного воспроизводства, инвестиционную привлекательность для внешних и внутренних инвесторов.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, для создания и эффективного функционирования агропромышленного формирования необходимо соблюдение следующих основных принципов: добровольность выбора партнера и экономическая целесообразность, что позволяет оптимизировать состав интегрированных формирований; интеграция снизу, то есть объединение по инициативе самих хозяйствующих субъектов без давления со стороны управленческих структур; воздействие государства на интеграционный процесс только путем создания экономических условий, обеспечивающих его эффективность, или на основе участия государственного органа в качестве равноправного партнера объединений; организационная целостность интегрированных структур при единых стратегии, тактике, целях и задачах развития; выделение ведущего звена и приоритетных направлений совершенствования интегрированного формирования; равные экономические условия для всех участников интегрированных формирований как при их создании, так и при функционировании; объединение не только организационно-хозяйственных структур, но и при определенных условиях их капиталов; коллективное управление собственностью, что повышает при совместной деятельности заинтересованность и ответственность каждого партнера, вовлекает в процесс агропромышленной интеграции торговый капитал, обеспечивает приток инвестиций в аграрную сферу.

Однако во многих регионах РФ существует ряд объективных причин, негативно влияющих и препятствующих созданию кластеров в продуктовых подкомплексах региона: низкий уровень культуры взаимоотношений, доверия и общей производственной идеологии; отсутствие общего экономического интереса между предприятиями, особенно между взаимосвязанными в рамках технологической производственной цепочки; недостаточный уровень экономического влияния региональных органов власти на предприятия, входящие в кластерную структуру; нестабильные связи между научно-исследовательскими институтами, вузами и производственными предприятиями; краткосрочная стратегия развития у предприятий и недостаточность долгосрочного интереса повышения конкурентоспособности у административных органов; низкий уровень развития бизнес-климата и инфраструктурной базы; недостаточный уровень конкурентной борьбы и ее интенсивности.

В настоящее время без дополнительных ресурсов и мероприятий по инновационному развитию невозможно сформировать сбалансированную систему материально-технического обеспечения. Например, в свеклосеющих хозяйствах наблюдаются высокий физический и моральный износ действующей техники и низкие темпы ее обновления, низкий уровень научного потенциала по созданию новой техники, отсутствие в регионе собственной базы сельхозмашиностроения [1].

Практика свидетельствует о несовершенстве интеграции и кооперирования для решения задач инновационного развития системы материально-технического обеспечения АПК региона в целом, при этом роль государства сводится к стимулированию отдельных организаций. Отсутствует механизм системного инновационного развития региона. Поэтому комплексным решением проблемы инновационного развития продуктовых подкомплексов является формирование кластерной политики.

В результате структурной разобщенности предприятий свеклосахарного подкомплекса региона, сезонной деятельности свекловодства, низкого уровня транспортной инфраструктуры и, как следствие, слабой инвестиционной привлекательности нами выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на формирование свеклосахарного кластера.

Для формирования и развития конкурентоспособных продуктовых кластеров в регионах необходимы следующие условия:

  1. Развитая конкурентная среда, способствующая заинтере­сованности предприятий в снижении издержек производства.

  2. Наличие общих экономических интересов участников кластера.

  3. Общая корпоративная культура, обеспечивающая на долгосрочной основе взаимодействие участников кластера.

  4. Формирование участников кластера, включающего предприятия по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и максимальной комплексностью переработки сырья.

  5. Законодательное обеспечение интересов государства по производству продукции с высоким рыночным потенциалом.

С учетом изложенных условий формирования кластера мы рекомендуем схему взаимодействия агропромышленных предприятий в кластерной структуре. Следует отметить отсутствие однозначного варианта кластерной структуры, ее содержание зависит от размещения и формирования продуктовой направленности кластера, транспортной инфраструктуры и других факторов. Кроме того, функционирование конкурентоспособного продуктового кластера включает несколько этапов.

Первый – анализ и диагностика условий формирования кластера на основе маркетинговых исследований, мотивации потенциальных участников, состояния их капитала и ресурсов, оценки перспектив дальнейшего развития предприятий-участников. Здесь оцениваются возможность формирования кластера и наличие заинтересованных его участников.

Маркетинговые исследования включают изучение рынка товаров и услуг, факторов спроса и предложения, ценовой динамики продукции, анализ конкурентов и оценку конкурентных преимуществ предприятий. При изучении рынка можно выделить следующие разделы:

  1. Оценка неконтролируемых аспектов макросреды, которая включает экономический (ориентация и структура народного хозяйства, уровень инфляции, налоговая политика, состояние финансовой системы и покупательская способность населения), природный (климат, наличие сырьевых ресурсов, экология), политический (социально-политическое устройство, уровень, особенности и степень исполнения законодательства), технологический (уровень НТП, новые стандарты производства и потребления), международный (мировой рынок, динамика мировых цен), социокультурный и демографический (культурные ценности, традиции, образовательный уровень и степень миграции населения) аспекты.

  2. Оценка конкурентных преимуществ производства продукции в Краснодарском крае по отношению к другим регионам страны и зарубежным странам. Конкурентные преимущества выражаются в себестоимости и цене реализации продукции, более гибком производстве, позволяющем немедленно реагировать на возникающие потребности рынка, а также в степени внедрения новшеств в агропромышленное производство.

  3. Оценка конкурентоспособности кластеров в продуктовом подкомплексе на региональном уровне. Выявляет степень внутриотраслевой конкуренции с проведением мониторинга действий возможных конкурентов и на основе сотрудничества предполагает разработку совместной кластерной стратегии продуктового подкомплекса региона.

  4. Влияние ценового фактора, выступающего наиболее важным в определении конкурентных преимуществ предприятий. Уровень цен воздействует на привлечение новых покупателей, увеличение объема покупок, удержание покупателей стимулированием повторных покупок.

  5. Анализ спроса на продукцию. Следует оценить, как предложение соответствует покупательским запросам.

Мотивация потенциальных участников будущей кластерной структуры обусловлена их функционированием и устойчивым развитием, ресурсной потребностью, инвестиционной привлекательностью, долгосрочным сотрудничеством на взаимовыгодных условиях и пр. Взаимосвязь предприятий повышает их конкурентоспособность на рынке и взаимозависимость. Главным аспектом стратегии развития предприятий при увеличении доли рынка и расширении производственной деятельности становится потребность в инвестициях [4].

Анализ состояния капитала и ресурсов участников кластера предполагает определение капитала и его структуры, выявление скрытых резервов, потенциал финансирования, объем оборотного капитала, его оборачиваемость, ликвидность, фактор инвестиционной интенсивности и пр. Оценивается также кадровый состав (качество, работоспособность, степень участия в работе, климат на предприятии и политика оплаты труда). Результатом подобного анализа является обеспечение оптимального баланса обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров предприятий в соответствии с намеченными мероприятиями организации кластера, а также определение размера, структуры основных фондов, динамики их развития, показателей затрат на содержание оборудования, степени его изношенности, оптимальности размещения производственных мощностей, уровня и качества технологий производства, мобильности и гибкости производственного цикла и т. д.

Оценка перспектив дальнейшего развития кластера включает прогноз отрицательных последствий взаимодействия предприятий по критериям: различия в ценовой политике отдельных предприятий, злоупотребления положением лидирующих предприятий, отсутствие уровня корпоративной деятельности участников кластерной структуры.

Следующий этап – разработка механизма формирования кластерной структуры включает следующие условия:

  1. Выявление участников интеграционных процессов, образующих структуру кластера и влияющих на цепочку создания добавленной стоимости в кластере (например, семеноводческие и свеклосеющие хозяйства, сахарные заводы, торговые сахарные компании) с определением уровня их взаимозависимости для создания кластера, передовых профильных образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих подготовку необходимых кадров, предприятий производственной инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, связь, маркетинговые и рекламные компании, лизинговые организации, банки и другие финансовые институты).

  2. Определение принципов функционирования кластера на основе юридической независимости, сохранения хозяйственной и правовой самостоятельности, общей стратегической цели участников, совместной системы координации деятельности предприятий, единой корпоративной культуры кластера (единая система норм и ценностей, оценки результатов, сплоченность участников кластера, координация), интеграционной взаимосвязи.

  3. Разработка положений и правил функционирования кластера, основанных на распределении и координации про­изводственно-хозяйственных функций, возможности передачи части этих производственных функций другим участникам кластера на основе аутсорсинга: договорная система взаимодействия предприятий, соглашение о степени совместной деятельности.

  4. Разработка положений о взаимосвязи и взаимозависимости участников, основанных на неимущественном принципе взаимодействия: на базе технологических связей, с использованием единой инфраструктурной базы, материально-технического обеспечения друг друга, осуществления совместных действий по маркетингу. При этом необходимо учитывать условия вхождения предприятия в кластер и выхода из него с последствием дальнейшего функционирования, а также нормативы кластерной этики.

  5. Выявление кадрового потенциала участников включает наличие квалифицированных кадров предприятий кластера и его стабильность, расчет трудоемкости основных видов работ, кадровой потребности и возможности пополнения кадров.


Литература:

  1. Кундиус В.А., Полтарыхин А.Л., Михайлушкин П.В. Инновационное развитие интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК: Монография. –Краснодар : Атри, 2011. – 362с.

  2. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Рыночные отношения и рынки в АПК: Учебное пособие / Под общ. Ред. Академика РАСХН И.Т.Трубилина. –Краснодар : Просвещение –Юг, 2008. 220с.

  3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. –Краснодар :Просвещение-Юг, 2012. -349с.

  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Михайлушкин П.В. Экномика предприятия: Учебник. – М.: Изд-во «Атри», 2010. – 428с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle