Библиографическое описание:

Палей Т. Ф. Краудсорсинг, как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 140-142.

Краудсорсинг (от англ. crowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов") - понятие сравнительно новое, оно означает передачу отдельных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Впервые это слово использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired [1]. Хотя коллективный способ решения проблем применялся и ранее. В 1714 г. правительство Англии установило приз за нахождение точного способа определения долготы на море, вместо того, чтоб оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому. 350 лет понадобилось миру на то, чтобы сообща доказать теорему Ферма (которая гласит, что любой квадрат можно разложить на два целых квадрата, а вот куб на два куба – уже нет, ни с четвертой степенью этого не сделаешь, ни с пятой). При всей кажущейся простоте доказать это оказалось очень трудно, но сделать это пыталось огромное количество людей. И удалось это только в 21 веке математику из Принстона Э.Уайлсу [6]. В своей книге «Мудрость толпы» [2] Джемс Шуровески в 2004 г. утверждал, что толпа может оказаться умной при соблюдении ряда условий: она должна быть многообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить в итоге единое мнение. В собственной статье в журнале Wired Хауи доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, чаще всего могут выдавать наилучшие результаты, чем профессионалы. Специалисты, даже наиболее умные, постоянно будут более ограничены своими «ментальными моделями», чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-нибудь области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Впервые концепцию совместного создания благ предложили в 2000 г. Прахалад (C. K. Prahalad) и Рамасвами (Venkat Ramaswamy). Но значение этого термина шире понятия краудсорсинга и включает в себя, например, взаимодействие между потребителем и поставщиком медицинских или образовательных услуг, наёмным работником и работодателем. Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки [4]. В зависимости от используемой технологии сетевых действий можно выделить (см. таблицу 1):


Таблица 1

Содержание краудсорсинга


простое голосование за различные варианты предлагаемых решений

комментирование

предложение вариантов

неограниченный круг участников

ограниченный круг экспертов

краудголосование

+

-

-

+

-

краудсторминг

+

+

+

-

+

краудслаппинг

-

+

-

+

-


Краудсорсинг как новый метод управления, применение которого стало возможным в условиях интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, вызывает закономерный интерес, но при этом обладает как достоинствами, так и недостатками.

К несомненным достоинствам относится возможность сравнительно недорого, а порой и бесплатно, получить много хороших идей или готовых решений проблем бизнеса и гос. управления от людей из толпы. В качестве примеров можно привести коллективный дизайн футболок (компания Threadless), создание слоганов (Slogan Slingers), решение проблемы очередей (Сбербанк). С помощью краудсорсинга фирмы проводят PR-компании (Coca-cola), демонстрируют свою корпоративную социальную ответственность (Сбербанк).

Часто краудсорсинг применяется при оптимизации решений по размещению объектов инфраструктуры. Благодаря облачным технологиям, массы недовольных обывателей превращаются в единую информационную сеть и коллективное сознание "умного города". Новое явление электронной демократии (http://e-democratia.ru/) призвано устранять инфраструктурные и социальные проблемы на муниципальном уровне.

Среди недостатков краудсорсинга стоит отметить, что краудсорсинг не всегда выгоден. Для эффективного применения этого метода необходимы: минимизация накладных расходов и сопутствующих издержек по коммуникации с каждым отдельным потребителем или потребительскими группами, ведь по оценке генерального директора краудсорсингового агентства Crowd Agency Михаила Шаврова [3], процент стоящих идей (креативных, но при этом и рациональных), которые компании получают из народа, достаточно небольшой - 5-10%. Кроме того, при краудсорсинге нельзя четко контролировать сроки исполнения, утечку информации.

В настоящее время, когда российские вузы в условиях глобализации, растущей конкуренции на рынке образования вынуждены соответствовать новым высоким требованиям, предъявляемым к качеству образовательных услуг и исследовательской деятельности, не вызывает сомнения необходимость обновления и совершенствования систем управления вузов, направленных на развитие инициативности и предпринимательства. При этом незаменимым инструментом «обратной связи» с рынком выступает краудсорсинг. Его применение позволит достичь согласования интересов всех стейкхолдеров вуза, интеграции вуза в международное информационное пространство, привлечения необходимых человеческих, инновационных и инвестиционных ресурсов для повышения эффективности управленческих решений, комфортности условий обучения и работы в вузе, распространения знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации, стимулирования развития научно-исследовательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга.

Например, Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова решил использовать краудсорсинг для собственного развития. На сайте GosDiscuss для общественного обсуждения выложена программа развития университета, которую предлагается комментировать всем желающим — студентам и просто читателям. То же самое в ближайшее время планирует сделать Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики [5].

Краудсорсинг подходит вузам даже лучше, чем другим организациям. Во-первых, краудсорсинг идеально вписывается в модель университета. Студенты хотят обучаться, писать материалы, взаимодействовать [5], более того они являются экспертами в вопросах организации процесса обучения, а также получают реальный практический опыт решения поставленных задач, у них повышается ощущение степени участия в жизни сообщества. Участие в подобных проектах является весомым плюсом в будущем резюме студента. Современные тенденции диктуют необходимость приведения в соответствие качества подготовки выпускников вузов требованиям экономики знаний, которые заключаются в том, что выпускник должен не только обладать набором необходимых знаний, но и умением генерировать их в течение всей жизни, умением ориентироваться в сложных проблемных ситуациях.

Краудсорсинг в студенческой среде можно использовать не только с целью совершенствования университетских бизнес-процессов, у студенческой аудитории огромный потенциал генерации креативных идей. По легенде в 1988 году на встрече со студентами Иллинойского университета Стив Джобс и Стив Возняк задали вопрос: «Каким вы видите компьютер будущего?». Именно из ответов студентов и появился образ того, что в будущем назовут IPad. После компании потребовалось 20 лет на то, чтобы воплотить идеи студентов в жизнь.

Мотивацией участия в проектах краудсорсинга и краудсторминга является самореализация, лидерство, признание со стороны коллег, желание улучшить качество товаров, работ, услуг [4]. Мотивационным фактором участия в краудсорсинге также является вовлеченность в принятие управленческих решений с последующим обсуждением их последствий.

Алгоритм аутсорсинга приведен на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритмы аутсорсинга (составлено автором по материалам [4].

Эффективность краудсорсинга бывает креативной (количество новых идей), коммерческой (сэкономленные средства в результате внедрения предложений), стоимостной (рост стоимости бренда), временной (сокращение времени, потраченного на сбор данных), ресурсной (экономия ресурсов), пространственной (географическая экспансия).

При применении краудсорсинга в вузе или иной организации следует конкретизировать задачу, разбить ее на подзадачи и в целях экономии средств использовать, по возможности, сообщество, осведомленное в сути вопроса. Например, для разработки логотипа задействовать студентов-художников, слогана – журналистов, к решению финансовых проблем привлечь студентов экономического отделения, проблемы стратегического развития поручить студентам-менеджерам и т.п.


Литература:

  1. Jeff Howe (June 2006). «The Rise of Crowdsourcing». Wired. http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html.

  2. Джеймс Шуровьески. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство// Издательство: Вильямс. 2007 г. 304 с.

  3. Тихонова А. Хождение в народ дает бизнесу новые идеи/ Режим доступа:
  4. www.dp.ru/a/2012/09/03/Hozhdenie_v_narod/ 4.09.2012

  5. Коробова А. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон. //Российский внешнеэкономический вестник, №№ 2, 3 - 2012 год.

  6. Попова А. Почему краудсорсинговая модель может быть полезна для ВУЗов? 2011 г. Режим доступа: www.goslyudi.ru/blog/apopova/73000
  7. 6.Зернес С.П. Великие научные курьезы//М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2011. – 318 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle