Библиографическое описание:

Зайковская А. С. Специфика функционирования особых экономических зон [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 69-70.

Одним из самых эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику страны служит создание особых (свободных) экономических зон, которые в настоящее время занимают видную и весьма значимую роль в пространстве мировой экономики.

Создание таких зон, как правило, преследует цели: увеличить приток иностранных инвестиций, расширить экспортно-импортные операции, установить более открытые отношения с мировым рынком, развивать новые технику и технологии, внедрять инновации в производство. В отдельных проектах основная задача особой экономической зоны звучит как оживление экономики депрессивного региона за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории.

В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года) под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению [1].

В принятом в июле 2005 г. Федеральном законе «Об особых экономических зонах в РФ» особая экономическая зона определена как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

Несмотря на разнообразие свободных экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне [3]:

  1. применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:

  • таможенные льготы – снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрошенный порядок внешнеторговых операций;

  • фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения – так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов.

  • финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;

  • административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан;

2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;

4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.

В результате применения комплекса льгот норма прибыли в свободной (особой) экономической зоне составляет 30-35% и более. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).

При этом, как показывает мировая практика, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.

На основе анализа богатого опыта стран, где были созданы особые экономические зоны, можно утверждать, что есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования [4]. К числу таких фундаментальных условий относятся:

1) благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций. Как показывает практика, неэффективно создавать такие экономические зоны в глубинных регионах крупных стран, отдаленных от транспортных узлов национального и международного масштаба;

2) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры. Сюда относятся объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т.д. Причем, как правило, обеспечить создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов должна сама страна – организатор особой экономической зоны.

В крайне редких случаях создание особых экономических зон оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой.

3) кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы;

4) высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком;

5) отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала;

6) адекватный уровень инвестиционного барьера, т. е. того размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;

7) развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны. Как показывает практика, создание таких зон должно основываться на базе законодательных актов, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти;

8) предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны;

9) в целом благоприятный инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.

Следует понимать, что создание особой зоны не является панацеей от всех экономических болезней и гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона – инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов.

Однако если в результате продуманной программы развития зоны и совместных усилий государства и частных инвесторов проект начинает успешно работать и приносить плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной; в частности, особые экономические зоны [4]: являются мощным катализатором социально-экономического, научно-технического и кадрового развития определенного региона, стимулируют создание новых рабочих мест и рост высокотехнологичного промышленного производства; выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой и экономикой конкретной страны (региона); представляют собой некий эталон наиболее прогрессивных форм производства, управления и технологий, который может оказать позитивное воздействие на экономическое развитие других регионов страны; являются важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций и мобилизации местных экономических ресурсов; стимулируют развитие новых форм бизнеса, являются своеобразным «полем экспериментов» для стран с переходной экономикой.


Литература

  1. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 2003.

  2. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М., 1998.

  3. Гончаренко С.С. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. № 6.

  4. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.,2004.

Основные термины: особой экономической зоны, особой зоны, экономических зон, экономические зоны, особых экономических зон, особые экономические зоны, территории особой, территории особой зоны, инфраструктуры особой зоны, создание особой зоны, местоположением особой зоны, территории особой экономической, иностранных инвестиций, привлечения иностранных инвестиций, задача особой экономической, проекта особой экономической, организатор особой экономической, развитие особой экономической, основа особой экономической, зоны вливаниям иностранного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle