Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берсенева, Г. А. Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях / Г. А. Берсенева, Г. Ю. Царегородцева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12764/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается роль аудиторского контроля в современных условиях и выявляются основные тенденции развития аудиторского контроля в России.

Ключевые слова: аудиторский контроль, аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация, аудит эффективности

С развитием рыночной экономики в России повышается роль финансового контроля, проводимого на основе существующих законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К такому виду контроля относится и аудиторский финансовый контроль.

Аудиторский контроль регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности (аудиторской деятельности). [1]

В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно возрастает Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решение вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что, в конечном счете, отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. [2, с. 45]

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. [1]

Аудиторская деятельность обеспечивает защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов и выгоду собственников путем независимого финансового контроля.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит подразделяется на инициативный (проводится по желанию экономического субъекта) и обязательный (проводится в случаях, установленных законодательством).

Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т. е. такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

Обязательный аудит назначается по инициативе государства, выраженной в законодательной форме, поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью. Обязательный аудиторский контроль проводится в случаях, прямо установленных законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным вне-46 бюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами. [1]

В конечном счете, роль аудита — защита прав и законных интересов субъектов финансовых отношений, а также обеспечение экономической безопасности государства.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудитор и аудиторские организации. Аудитор — лицо, имеющее установленное законом право независимого финансового контроля и оказания услуг по обеспечению законных имущественных интересов. Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Рассмотрим количественное изменение субъектов осуществления аудиторского контроля за период 2014–2015 годы.

Таблица 1

Распределение субъектов аудиторской деятельности вРФ [3]

Субъект

Аудиторские организации, тыс.

Аудиторы— всего, тыс.

2014

2015

2014

2015

Российская Федерация

4,5

4,4

22,2

21,5

Как мы видим, в 2015 году наблюдается сокращение числа аудиторских фирм и аудиторов. Одна из причин такого явления, помимо состояния экономики в стране, — это множественность саморегулируемых организаций аудиторов, что порождает конкуренцию. Российский рынок аудиторской деятельности, вместе с экономикой страны, испытывал серьезные трудности в рассматриваемые годы. Количество заказов на аудиторские услуги сократилось, возросла убыточность аудиторского бизнеса.

В связи с тем, что аудиторская деятельность очень сложный и дорогостоящий этап, поэтому организации стараются привлечь к проведению проверки своей хозяйственной деятельности более «зрелые» аудиторские организации. Представим «возраст» аудиторских организаций в таблице 2.

Таблица 2

«Возраст» аудиторских организаций [3]

Количество лет ведения аудиторской деятельности

Доля вобщем количестве аудиторских организаций,%

2013

2014

2015

Менее года

3,5

4,8

7,2

1–2 года

7,2

6,8

7,9

3–4 года

11,9

9,7

6,2

5 и более лет

77,4

78,7

78,7

Наибольший удельный вес на рынке аудиторских услуг занимают организации с «возрастом» от пяти лет. Это говорит об общественном доверии высокому качеству оказываемых профессиональных услуг таких организаций, их опыте в аудиторском контроле. Поэтому для аудиторов важно, чтобы их клиенты, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству аудита и предоставленным им услуг.

В последние годы в Российской Федерации получил широкое распространение аудит эффективности.

Аудит эффективности использования государственных средств представляет собой новую для РФ форму бюджетного контроля, заключающуюся в проверке деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Аудит эффективности на сегодняшний день является трудновыполнимой задачей, для решения которой требуются значительные временные затраты, финансовые ресурсы, и высококвалифицированные специалисты. Тем не менее, это одно из перспективных направлений развития аудита в РФ.

Следовательно, роль аудиторского контроля заключается в том, в его основе лежит взаимная заинтересованность государства, руководства и собственников организаций в достоверной учетной и отчетной информацией. Можно сказать, что аудит как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством об аудите на коммерческой основе. На сегодняшний день аудиторская деятельность является приоритетным направлением в области финансового контроля.

Таким образом, на основе исследуемого материала мы видим, что происходит развитие аудиторского контроля в России.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
  2. Царегородцева, Г. Ю. Финансовый контроль: учебное пособие/Г. Ю. Царегородцева; М-во обр. и науки РФ, Вологодский государственный университет. — Вологда: ВоГУ, 2016. — 110 с.
  3. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/standarts_audit/
  4. Химичева Н. И.. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2004. — 749 с.. 2004
  5. Миляков Н. В. Финансы: курс лекций / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, аудиторский контроль, аудит эффективности, аудитор, Россия, финансовый контроль, аудиторская организация, аудиторский финансовый контроль, конечный счет, Российская Федерация.

Похожие статьи

К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре...

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор, Счетная палата, государственный финансовый контроль...

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

В течение более чем 20 лет существования современного российского государства ведется активное обсуждение вопроса о необходимости принятия закона о государственном финансовом контроле, в котором были бы закреплены основные понятия о видах...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что аудит в России как один из институтов и видов предпринимательской деятельности состоялся. В то же время существует достаточно много проблем и сложностей, с которыми сталкивается российский аудит в настоящее время.

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

...аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль, финансовая информация, аудиторская проверка.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый...

Аудит эффективности бюджетных средств | Статья в журнале...

внутренний аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль, финансовая информация, аудиторская проверка, аудиторская организация, бухгалтерский учет, банковский аудит.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Аудиторская палата России, как профессиональное аудиторское объединение должно помогать в реализации ϶ᴛᴏго направления.

финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть...

Совершенствование организации внутреннего контроля...

внутренний аудит, экономический субъект, процедура, управленческий персонал организации, финансовый анализ, финансовое состояние, внутренний контроль, аудиторская проверка, повышение эффективности деятельности... Концепция риск-ориентированного аудита...

Оценка эффективности финансового контроля

При оценке эффективности деятельности органа финансового контроля могут применяться пять основных критериев: результативность, действенность и экономичность, интенсивность и динамичность работы.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Похожие статьи

К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре...

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор, Счетная палата, государственный финансовый контроль...

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

В течение более чем 20 лет существования современного российского государства ведется активное обсуждение вопроса о необходимости принятия закона о государственном финансовом контроле, в котором были бы закреплены основные понятия о видах...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что аудит в России как один из институтов и видов предпринимательской деятельности состоялся. В то же время существует достаточно много проблем и сложностей, с которыми сталкивается российский аудит в настоящее время.

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

...аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль, финансовая информация, аудиторская проверка.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый...

Аудит эффективности бюджетных средств | Статья в журнале...

внутренний аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль, финансовая информация, аудиторская проверка, аудиторская организация, бухгалтерский учет, банковский аудит.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Аудиторская палата России, как профессиональное аудиторское объединение должно помогать в реализации ϶ᴛᴏго направления.

финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть...

Совершенствование организации внутреннего контроля...

внутренний аудит, экономический субъект, процедура, управленческий персонал организации, финансовый анализ, финансовое состояние, внутренний контроль, аудиторская проверка, повышение эффективности деятельности... Концепция риск-ориентированного аудита...

Оценка эффективности финансового контроля

При оценке эффективности деятельности органа финансового контроля могут применяться пять основных критериев: результативность, действенность и экономичность, интенсивность и динамичность работы.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.