Библиографическое описание:

Азимов П. Х. Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В данной статье рассмотрены роль транспорта в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан. Проанализированы характерные особенности транспортного комплекса Республики Таджикистан. Выявлена и обоснована транспортная специфика в экономике Республики Таджикистан. На основе проведенного исследования автором для повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортного комплекса предлагается применение принципиально новых подходов, основанных на принципах логистики и логического менеджмента.

Ключевые слова: транспорт, экономика, транспортный комплекс, логистика, транспортно-логистическая система

Развитие и увеличение объемов производства в Республике Таджикистан за последние годы, сделали особо актуальной необходимость решения задачи их эффективного и качественного транспортно-логистического обслуживания.

Транспорт — важнейший структурообразующий элемент предприятий реального сектора экономики. Его динамичное развитие и эффективное функционирование, является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста Республики Таджикистан.

Л. С. Фёдоров определяет транспорт как одну из отраслей экономической инфраструктуры, в которую,кроме всех видов магистрального транспорта, включает энергетику, связь, коммунальное хозяйство и инженерные сооружения [1].

Л. Б. Миротин, А. А. Смехов отмечают некоторые особенности, свойственные транспорту и отличающие его от других отраслей народного хозяйства [2, 3]. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства продукции, который заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления.

В настоящее время, развитие транспортной системы рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста Республики Таджикистан, обеспечивающего единство экономического пространства страны, совершенствование межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, рационализацию размещения производительных сил, повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала страны, развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества, вхождение Республики Таджикистан в мировую экономику в качестве равноправного партнера.

Транспортный комплекс Республики Таджикистан включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Доля транспорта и связи в структуре ВРП в 2015 году составила 13,2 % [4]. Республика расположена вдали от основных евразийских транспортных потоков. В соответствии с официальными статистическими данными Министерства транспорта Республики Таджикистан, по данным на начало 2015 г., общая протяжённость автомобильных дорог в республике составляет 33 тыс. км, из которых на балансе министерства находится 14 тыс. км, остальные — относятся к отдельным хозяйствам или же являются бесхозными, длина железных дорог — 685 км. Из общей протяженности дорог, 3,3 тыс. км. относятся к международным, статус которых определяется в соответствии с договорами международно-правового значения, принятыми Республикой Таджикистан.

Деятельность транспортного комплекса Республики Таджикистан отражена в нижеприведенной таблице. Степень удовлетворения различными видами транспорта, потребностей предприятий и организаций в грузовых перевозках неодинакова. Основные показатели транспорта отражены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели транспорта [5]

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Перевезено грузов, тыс. т. в т. ч.:

59327,4

61656,6

68399,4

72248,3

74411,2

74431,8

автомобильным

48879,6

52397,3

59991,8

65510,7

67600,9

68304,1

железнодорожным

10445,6

9257,0

8405,0

6735,3

6807,7

6125,6

авиационным

2,2

2,6

2,5

2,3

2,6

2,1

Грузооборот, млн. т-км, из него:

4957,6

5508,8

6345,0

6693,8

6180,3

5995,5

автомобильного

4143,9

4799,5

5782,9

6284,8

5783,3

5672,3

железнодорожного

808,4

702,9

554,9

402,2

389,7

316,9

воздушного

5,3

6,4

7,2

6,8

7,3

6,3

Перевозка грузов предприятиями всех видов транспорта в период с 2010 по 2015 годы, увеличилась с 59327,4 тыс. тонн до 74431,8 тыс. тонн. Негативные тенденции на транспорте, связанные с последствиями экономического кризиса, проявились в снижении объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом. В 2015 году общий объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил 68304,1 тыс. тонн. Наибольший объем перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Ежегодный прирост перевозок грузов, осуществляющихся автотранспортом, ежегодно приближалась к 5000 тыс. тонн, однако в 2014 и 2015 годах она существенно снизилась. Незначительный объем перевозок приходится на железнодорожный транспорт. Наименьший объем перевозок приходится на воздушный транспорт. Обращает на себя внимание изменение структуры перевозок грузов в 2014 и 2015 годах, в сторону увеличения перевозок автотранспортом.

Перевозка грузов по видам транспорта в процентах от общего объема перевозок в 2015 году приведена на рисунке 1.

C:\Users\Azimov PC\Desktop\Статья 11.jpg

Рис. 1. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (в % от общего объема перевозок)

Грузооборот рассматриваемых видов транспорта ежегодно менялся. В 2015 голу он снизился за счет снижения грузооборота железнодорожного транспорта и составил 5995,5млн. т-км.

Успешная реализация технической политики предприятий транспорта, в большой степени, зависит от эффективности политики в сфере инвестиций. В реализацию 15 инвестиционных проектов в транспортной сфере Таджикистана в 2014 году было направлено около 600 миллиона долларов. В настоящее время продолжается реализация инвестиционных проектов на сумму более 500 миллиона долларов.

Среднегодовая численность работников организаций транспорта в 2015 году она составила 56,8 тыс. чел. Среднемесячная заработная плата работников транспорта в 2015 году составила 1770,15 сомони (около 250 долл.).

Общее количество автомобилей в Республике Таджикистан за последние восемь лет возросло почти на два раза и составило более 400 тыс. автомобилей. Увеличение числа автомобилей произошло за счет индивидуального автотранспорта. Возрастная структура парка грузовых автомобилей позволяет сделать вывод, что почти три четверти автомобилей, превысили установленный нормативный срок эксплуатации 10 лет. Относительно высокий уровень тарифов на грузовые перевозки, вынуждал многие предприятия осуществлять перевозки собственным автотранспортом, что привело к снижению перевозок транспортом специализированных предприятий.

В Таджикистане функционирует на данный момент всего четыре авиаперевозчика: Asia Airways (пять бортов советского производства), East Air (четыре борта), Somon Air (шесть бортов), Tajik Air (10 бортов). Парк самолетов авиакомпаний устарел и морально и физически, число самолетов со сроком службы более 10 лет — более 65 %. Обновлению парка препятствует высокая стоимость авиатехники и отсутствие в силу разных причин, возможности приобретения отечественной техники в лизинг.

Экономико-технологический потенциал железнодорожного транспорта недостаточен для удовлетворения спроса на железнодорожные перевозки. Уже сейчас ощущается дефицит некоторых видов подвижного состава.

Физический и моральный износ основных фондов исключительно велик. Отсутствие систематического обновления подвижного состава, привело к его существенному старению (средний возраст вагонов и локомотивов составляет 20 лет).

Негативное влияние на деятельность предприятий транспорта оказывают рост цен на запасные части, автошины, ГСМ, тепло и электроэнергию. В связи с острым недостатком оборотных средств, автопредприятия переходят от услуг по перевозке грузов на оказание сервисных услуг населению, организацию технического обслуживания и ремонт автомобилей, сдачу в аренду свободных производственных площадей и подвижного состава, а также организацию розничной торговли.

Прогнозы развития экономики Республики Таджикистан на долгосрочную перспективу предполагают рост физических объемов производства, при этом проведенный анализ состояния транспортного комплекса республики позволяет утверждать, что имеющийся экономико-технологический потенциал транспорта недостаточен для удовлетворения спроса на перевозки. Неразвитость и организационная отсталость транспортного комплекса может стать мощным фактором, сдерживающим развитие страны.

Для повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортного комплекса в условиях рыночной экономики, требуется применение принципиально новых подходов, основанных на принципах логистики и логического менеджмента, на приоритетности формирования и развития интегрированных транспортно-логистических систем.

Таким образом, состояние транспортного комплекса оказывает существенное влияние на состояние и развитие Республики Таджикистан, как социальное, так и экономическое. Состояние транспортного комплекса тесно связано со всеми отраслями экономики и социальной сферы, оно оказывает непосредственное влияние на нормальное функционирование промышленности страны, на состояние промышленных и потребительских рынков, на условия жизни населения, его социальный и культурный уровень, на экологическую обстановку.

Литература:

  1. Фёдоров Л. С., Персианов В. А., Мухаметдинов И. Б. Общий курс транспортной логистики. Под общ. ред. Фёдорова Л. С. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 310 с.
  2. Миротин Л. Б., Тышбаев И. Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2004.
  3. Смехов А. А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993
  4. Таджикистан в цифрах, 2015. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Душанбе, 2015
  5. Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Душанбе, 2016

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle