Автор: Журиха Анастасия Михайловна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Библиографическое описание:

Журиха А. М. Научные подходы к антикризисному управлению предприятием [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье отражены понятия: антикризисное управление предприятием, рассмотрены характерные особенности антикризисного управления, выделены научные подходы к пониманию сущности антикризисного управления, рассмотрено антикризисное управление как двоякий процесс: управление уже функционирующим предприятием и управление развитием предприятия.

Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, диагностика, несостоятельность, жизненный цикл предприятия, факторы кризиса

Нестабильная экономическая ситуация в России в настоящее время, да и в мире в целом, обуславливает принятие руководителями предприятий решений в условиях неопределенности, поэтому антикризисное управление широко применяется в отечественной управленческой практике. Но до сих пор его содержание в российской управленческой и экономической науке не достаточно конкретизировано. Это связано, во-первых, с тем, что для многих российских организаций понятие «кризис» стало обычным явлением, и трудно дать специфическое определение антикризисного управления, раскрыть его сущность. Во-вторых, в российской управленческой практике появление понятия антикризисного управления, совпало с возникновением института банкротства. В-третьих, в российской бизнес среде отсутствует общепринятое понимание целей и задач антикризисного управления.

Итак, понятие антикризисного управления является дискуссионным и трактуется по-разному: как управление предприятием в период кризиса мировой экономики; как проведение антикризисных процедур на предприятии-должнике; как управление нерентабельным предприятием, стоящим на гране банкротства; как минимизация негативных последствий, преодоление кризисного состояния с наименьшими потерями; как управление, целью которого является прогнозирование кризисных явлений и их предупреждение. Описанные подходы к пониманию антикризисного управления отражают его сущность, но не в полной мере. Одни подходы обращают внимание на выявление кризиса, другие — на устранение его последствий.

С. Г. Беляева, В. И. Кошкина, К. В. Балдин, О. Ф. Быстов, А. В. Рукосуев определяют цели антикризисного управления как проведение соответствующих процедур, закрепленных в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» [3, с. 170]. Закон определяет банкротство как неспособность экономического субъекта выполнить требования кредиторов и решить финансовые проблемы предприятия [1]. Вместе с тем факторы возникновения кризисных явлений на предприятия могут быть различны: внешние (социально-экономические, политические, рыночные) и внутренние (операционная, инвестиционная, финансовая деятельность). С. В. Валдайцев, Н. Л. Маренков, В. В. Касьянов, Р. А. Попов трактуют сущность антикризисного управления как преодоление предприятием кризисных явлений с минимальными потерями [5, с. 140]. В частности, Р. А. Попов указывает, что антикризисное управление «это характерная управленческая деятельность в период кризисного состояния организации» [9, c. 27].

В. Г. Крыжановский, Н. В. Родионова, И. К. Ларионов, А. А. Крушинский, А. Н. Пыткин, Ю. А. Малышев отмечают, что, помимо преодоления кризисных явлений, необходимо осуществлять прогнозирование, предупреждение и профилактику кризисных явлений в деятельности предприятия. Так же проводить непрерывную диагностику состояния предприятия в целях предупреждения кризиса путем анализа его предпосылок [8, с. 100]. Н. В. Родионова отмечает, что антикризисное управление — это деятельность организации «по разработке и проведение руководством предприятия экономической политики по предупреждению нерентабельности хозяйствующей экономической единицы, а в случае ее наступления — по оздоровлению состояния предприятия» [10, с. 77].

Некоторые исследователи: А. Г. Грязнова, Э. М. Коротков, Г. Ф. Остапенко, Д. В. Петухов и др., в своих определениях обращают внимание на созидательную сущность кризиса, так А. Г. Грязнова пишет: «Антикризисное управление — это система управления организацией, имеющая комплексный, характер и направленная на недопущение или ликвидацию негативных для предприятий явлений путем использования всего управленческого потенциала, разработки и проведения на предприятии специальной программы, которая имеет стратегический характер, и позволяет ликвидировать временные трудности, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы» [6, с. 101].

Зарубежные исследователи разделяют мысль о том, что организация как система, проходя кризисный момент в своем развитии, либо прекращает существование, либо переходит в новое, более устойчивое состояние. И. Шумпетер указывал, что кризисные явления, разрушая экономику, формируют предпосылки преодоления критической фазы цикла [11, с. 230]. И. Ансофф выделяет два различных процесса в структуре антикризисного управления: антикризисное управление при уже наступившем кризисе, «реактивное антикризисное управление»; антикризисное управление в целях предотвращения кризиса «априорное (опережающее, упреждающее. превентивное) антикризисное управление» [2, с. 200].

Обобщая вышесказанное, отметим, что сущность эффективного антикризисного управления состоит из трех ключевых моментов: заблаговременное выявление и предупреждение кризиса; ликвидация кризисного состояния с минимальными потерями; определение новой управленческой стратегии и использование факторов кризиса на благо последующего развития. В настоящее время особенно значимым становится последний момент. Таким образом, эффективное антикризисное управление становится системой мер, способной задать качественно новый уровень работы предприятия.

Предприятие как хозяйственная единица имеет две стороны своего существования — функционирование и развитие. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности системы, ее стабильности; развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях переменной среды. Кризисы возникают по причине несбалансированности между функционированием и развитием, поэтому антикризисное управление трактуется как одна из составляющих системы управления предприятием в целом [7, с. 101].

Антикризисное управления развитием предприятия осуществляется с помощью специальной стратегической программы, описанной А. Г. Грязновой «априорное (опережающее) антикризисное управление применяется уже при наличии слабых сигналах о грядущей опасности, в это время экономическое состояние организации еще позволяет осуществлять инвестиции в производство и обеспечивать повышение рост конкурентоспособности изделий предприятия. При этом основное внимание уделяется росту темпов изменения ассортимента, модернизации производственной системы, обеспечению быстроты реагирования на изменение спроса [6, с. 103].

Таким образом, в экономической науке нет общепринятого определения антикризисного управления, поэтому можно признать наличие двух подходов: 1) управления в период кризиса; 2) комплексного управление с момента возникновения предприятия. Два подхода нераздельны так же, как функционирование и развитие предприятия. Но в новых экономических условиях использование факторов кризиса для дальнейшего развития будет определять эффективность антикризисных мер и способность организации соответствовать мировому уровню и занимать высокие конкурентные позиции.

Литература:

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с изм. от 13.07.2015№ 215-ФЗ) [Электронный ресурс] Российская газета [сайт] [2016]. URL: http:// www. rg.ru (дата обращения 24.11.2016)
  2. Ансофф И. Стратегическое управление: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2009. — 519 с.
  3. Балдин К. Б., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. — М.: Дашков и КЧ, 2015. — 316 с.
  4. Баринов В. А Антикризисное управление: Учебник для вузов. — М.: ФБК-ПРЕСС, 2015. — 488 с.
  5. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебное пособие. — М.: ТК «Велби», 2016. — 312 с.
  6. Грязнова А. Г. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Тандем, 2009. — 280 с.
  7. Кондратьева К. В. Состояние и проблемы развития антикризисного управления на предприятиях промышленности // Вестник Пермского университета. — 2014. — Выпуск № 4. — С. 99–107.
  8. Кошкин В. И, Белых Л. П., Беляев С. Г. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 230 с.
  9. Попов Р. А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2015. — 429 с.
  10. Родионова Н. В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 223 с.
  11. Шумпетер Й.А Теория экономического развития: Монография. — Пер. с англ. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2008. — 400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle