Библиографическое описание:

Абдиев М. Ж., Эргешов К. А. Состояние и развитие агропродовольственного сектора стран СНГ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29-32.



This paper analyzes the state of the agri-food sector of the Commonwealth of Independent States (CIS). The problems in the sector and proposed a coordinated agribusiness policy aimed at ensuring the dynamic development of all spheres of agroindustrial complex, increasing its competitiveness and to achieve this based on the food security of each State Party and the Commonwealth of Independent States as a whole.

Key word: аgri-food sector, food security, food market, the production of agricultural products, integration into the EEU

В условиях развития процессов глобализации и регионализации в ХХ1в. одной из острых проблем становится обеспечение продовольственной безопасности. Причем ее обострение вызвано не только намеченными тенденциями роста мировых цен на продовольствие, что сказывается на экономической доступности продуктов питания, а сколько растущими более опережающими темпами в силу существенного сокращения агропродовольственного потенциала (прежде всего земельных ресурсов) и различий в темпах демографического развития физической доступности продовольствия.

В настоящее время на мировом продовольственном рынке сложилась ситуация, когда ряд мировых лидеров (США, страны ЕС, Япония и др.) практически не только обеспечивают себя самостоятельно полностью необходимыми продуктами питания, но и являются ее крупнейшими экспортерами. В последние годы, также в результате роста цен на углеводороды (нефть, газ) ряд стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар, Арабские Эмираты др.), являющихся мировыми ее экспортерами в силу сложившейся благоприятной конъюнктуры мировых цен стали крупнейшими импортерами продовольствия. [2].

В этой связи представляет определенный интерес анализ развития агропродовольственного рынка на постсоветском пространстве, тенденций развития ее продовольственного сектора, уровня обеспеченности продовольственными ресурсами в условиях разрыва прежних тесных экономических и иных связей в странах СНГ, а также складывающейся обшей ситуации в развитии сельскохозяйственного производства. Несомненно, также важно проанализировать основные направления проводимых в отдельных странах СНГ аграрных политик и их воздействия на эффективность и конкурентоспособность данной отрасли национальных экономик.

В условиях суверенитета каждая из бывших советских республик выбрала свою модель развития и проводила соответствующую экономическую политику по ее реализации. Особенно кардинальные реформы были проведены в сельском хозяйстве стран бывшего союза.

При отсутствии необходимой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в большинстве стран СНГ обусловил спад и последующую стагнацию сельскохозяйственного производства в ряде стран СНГ, разрушение специализации сельского хозяйства, подорвало естественную основу интеграции национальных агарных рынков стран СНГ. В результате подобного развития агропродовольственного сектора стран СНГ также резко изменилась география потоков продовольствия и внешнеэкономических связей. И в целом это привело к резкому снижению агропроизводственного потенциала отрасли стран СНГ, переориентации товаропотоков на рынки третьих стран, что, естественно, не могло не привести к росту импортозависимости их внутренних продовольственных рынков. (табл.1)

Таблица 1

Динамика производства сельскохозяйственной продукции встранах СНГ за период 2000–2014гг., вмлрд.долл.США [4].

Страны

2000

2005

2010

2011

2012

2014

Азербайджан

1,2

2,0

4,8

5,7

6,2

6,7

Армения

0,5

1,1

1,7

2,1

2,1

2,2

Беларусь

3,4

6,0

12,1

9,9

11,6

11,7

Казахстан

2,8

5,7

9,8

15.6

13,4

16,0

Кыргызстан

0,8

1,5

2,4

3,2

3,5

3,5

Молдова

0,7

1,0

1,6

1,9

1,6

1,9

Россия

26.4

48,8

85,2

111,1

107,5

119,1

Таджикистан

0,4

0,9

2,1

3,2

3,5

3,5

Узбекистан

5,8

5,4

10,6

11,4

12,9

14,7

Украина

10,0

18,1

23,9

31,8

32,3

24,0

Всего по СНГ

52,0

90.5

154,2

195.9

194,6

213,5

[Источник: по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ]

Как видно из табл.1. почти во всех странах СНГ динамика развития сельскохозяйственного производства за период 2000–2014гг. положительная. Если судить по изменению объемов производства сельскохозяйственной продукции по текущим ценам, в которых содержится существенные инфляционные изменения, о наиболее высокими темпами развивается сельское хозяйство в Российской Федерации, Казахстане, Беларусь и Азербайджане, где она увеличилась соответственно в 4, 6;5,7;3,4 и 5,6 раза. Эти страны отличаются более высоким уровнем развития индустриальных отраслей в структуре национальной экономик. Самый низкие темпы роста продукции отрасли отмечены в Узбекистане-всего 2,5 раза.

Однако анализ изменения индексов продукции сельского хозяйства по сопоставимым ценам (ценам 2010г.) показывает более реальную и совершенно диаметрально противоположную картину. Судя по данным анализа можно сказать, что более сравнительно высоких темпов роста производства сельскохозяйственной продукции добились страны СНГ с преимущественно агарной специализацией национальных экономик. В частности, самые высокие темпы роста индексов продукции сельского хозяйства отмечены в Республике Таджикистан (2,78 раза), Узбекистане (2,22 раза), Армении (1,99 раза). Также весьма высокие сравнительные темпы отмечены в Азербайджане, Беларусь, Казахстане и Российской Федерации. На этом фоне неприглядно выделяется Кыргызстан и Молдова, где отмечены самые низкие темпы роста продукции сельского хозяйства в странах СНГ. [3].

На динамику стоимостных показателей производства сельскохозяйственной продукции существенное влияние оказывает динамика производства ее важнейших видов в натуральном выражении. В целом страны СНГ добились существенных сдвигов в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции-овощей, сахарной свеклы, мяса и яиц. Производство указанных видов сельскохозяйственной продукции за указанные периоды стабильно растет и их объемы выросли соответственно в 36,6;79,0; 62.3 и 38,9 %. В разрезе отдельных стран СНГ значительных успехов в развитии производства указанных видов продукции добилась Российская Федерация, где, производство сахарной свеклы увеличилось за этот период почти в 2,7 раза, мяса-в 1,9 раза, овощей — 1,46 раза и яиц- в 1.33 раза. В Беларуси также сравнительно высокими темпами развивается производство сахарной свеклы (3.0 раза), мяса (в 2,0 раза), молока (в 1, 5 раза). Также сравнительно высокими темпами развития отдельных отраслей сельского хозяйства отличается и Казахстан, где производство картофеля увеличилось в 1,97 раза, овощей — В 2,0 раза, яиц — в 2, 29 раза. Также по сравнению со средними данными по странам СНГ показателями сравнительно высокими темпами растет производство картофеля, овощей и фруктов, мяса, молока и яиц в Узбекистане. Неустойчивое развивается при недостаточных темпах роста производство картофеля, плодов и ягод, объемы которых выросло соответственно на 6,4 и 21,0 %. Крайне нестабильно развивается производство молока, что привело к снижению объемов ее производства на 3,8 %. К странам, где сельское хозяйство в целом развивается нестабильно можно отнести Кыргызстан и Молдову. [4].

В большинстве стран СНГ отмеченные неустойчивые тенденции развития сельскохозяйственного производства сказываются на доходности сельских товаропроизводителей и на их финансово-экономическом положении. Отсутствие скоординированных действий в развитии агропродовольственного сектора в рамках Содружества создают дополнительные трудности выхода сельскохозяйственных товаропроизводителей на мировые и региональные продовольственные рынки. На этих рынках господствуют различные посредники, что не способствует поддержанию роста закупочных цен на сельхозпродукцию, в результате чего также снижается потребительский спрос на внутреннем продовольственном рынке. В целом снижается конкурентоспособность продукции стран СНГ на мировых рынках, что также обусловлена нерациональным использованием имеюшегося агропроизводственного потенциала отрасли, ее значительным сокращением, особенно, ухудшением материально-технической базы отрасли. [1].

Неразвитость глубокой интеграции на постсоветском пространстве в сфере агропродовольственного сектора негативно отражается на динамичном ее развитии, обусловливая низкие уровни самообеспеченности стран СНГ продуктами питания. Несмотря на некоторый рост объемов производства продовольствия их крайне недостаточно для полного самообеспечения растущего населения стран СНГ основными социально-значимыми видами продовольствия, что сказывается в целом на ухудшении продовольственной безопасности в странах СНГ.

Наиболее высокий уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на одного жителя в Беларуси (177 % к среднему уровню по СНГ), Украине (120 %), Российской Федерации (129 %) и Казахстане (110 %). При этом производство зерна в 2014 г. колебалось от 196 до 1485 кг (в расчете на душу населения), картофеля, соответственно, — 73 и 663 кг, овощей — 92 и 317, плодов и фруктов-13 и 140 кг, мяса — 12 и 113, молока — 103 и 708 кг, яиц -42 и 456шт. [4].

Единственным государством на постсоветском пространстве, оптимально решившим проблему продовольственного самообеспечения, является Беларусь. В Беларусь практически потребности в обеспечении населения страны основными продуктами питания в основном обеспечивается за счет собственного производства. Причем, по основным видам продовольствия в республике отмечается значительное превышение ее производства над потреблением, в частности, по картофелю- в 3.7 раза, мясу-в 1,3 раза, молоку- в 2, 6 раза, яйцам- в 1,4 раза. Большинство стран СНГ импортозависимы по потреблению мяса (Российская Федерация, Казахстан, Азербайджан, Армения, Молдова), по молоку (Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Молдова), яйцам (Кыргызстан). В то же время большинство стран СНГ имеют излишки по производству овощей (Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Молдова), картофеля (Беларусь, Кыргызстан, Российская Федерация).

Проведенный анализ развития агропродовольственного сектора и уровня самообеспеченности стран СНГ продуктами питания свидетельствует о больших возможностях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в деле эффективного развития данной отрасли, что в свою очередь обусловливается следующими факторами:

– состоянием и уровнем развития производственного, особенно, земельного потенциала АПК стран СНГ и потенциальными возможностями организации его эффективного использования посредством углубления интеграционных связей;

– сложившимися уровнем и структурой специализации сельскохозяйственного производства в странах СНГ, что отражается на уровне производства и потребления продуктов питания населения этих стран

– потенциальными возможностями оптимизации экспорта и импорта продовольственных продуктов внутри содружества.

Несмотря на то, что в отдельности указанные факторы могут неоднозначно влиять на формирование и развитие интеграционных связей в агропродовольственной системе содружества связей, однако в совокупности они окажут положительное влияние на формирование единого интеграционного агропродовольственного рынка СНГ, что позволит в рамках интеграционного формирования эффективно решать вопросы сбалансированного обеспечения коллективной продовольственной безопасности. Глубокое развитие интеграционных связей в АПК стран СНГ на основе разработки программ по совершенствованию глубокой специализации сельскохозяйственного производства, возрождения традиционных отраслей сельского хозяйства в странах содружества продукции создаст предпосылки для установления рационального межгосударственного продуктообмена. Так, к примеру, Казахстан значительно увеличивала бы поставки зерна соседним странам Центральной Азии, завозящим ее из третьих стран. Беларусь и Россия также значительно увеличили бы поставки сахара, картофеля в страны Центральной Азии и Закавказья. Республики Центральной Азии, Закавказья, в свою очередь увеличили бы поставки овощей, фруктов и др. продукции.

При этом основной целью должна стать согласованная агропромышленная политика, направленная на обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля), повышение его конкурентоспособности и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства- участника и Содружества независимых государств в целом.

Литература:

  1. Абдиев М. Ж. Экономическая сущность эффективности производства в условиях рыночной экономики // Известия Ош ТУ.-2012.-№ 2.-С. 165–170.
  2. Ташбаев А. М. Анализ и оценка развития пищевой и перерабатывающей промышленности КР / А.Ташбаев, М.Абдиев // Экономика селскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- 2016. -№ 4. -C. 65–69.
  3. Сельское, лесное и рыбное хозяйство Казахстана в 2015г. [Эл.рес]/Статсборник, Агенство РК по статистике. -Алматы, 2016.-201 с; Режим доступа:http: //stat.gov.kz/getImg?id=WC16200014255
  4. Содружество Независимых Государств:2000–2014 [Эл.рес] /Статсборник. Москва. Межгосстатком СНГ,2015. — 192с-Режим доступа: http: // www.cisstat.com/rus/publ2015-kratkyi-sm.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle