Библиографическое описание:

Кривошеев С. В. Основные проблемы применения трансфера технологий в России в условиях экономического кризиса [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Переход экономики России на новый инновационный путь развития предполагает значительный и кардинальный рост производительности труда, обновление производственных мощностей, в том числе и на основе внедрения новых технологий, увеличения выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции, реализации новых форм интеграции науки и производства. Важным условием выполнения этого перехода является трансфер технологий.

Ключевые слова: трансфер технологий, центр трансфера технологий (ЦТТ), инновационный путь развития

В России понятие «трансфер технологий» появилось сравнительно недавно. В этом словосочетании «трансфер» означает переносить, передавать, а под «технологией» в данном контексте понимаются как результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и инновационная продукция. Т. е. трансфер технологий — это процесс передачи результатов исследований и разработок, знаний для какого-либо их использования.

По данным статистики импорт технологий в России значительно выше, чем его экспорт. Например, это касается производства пищевых продуктов, целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, химического производства, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургии. Из этого следует, что, одним из приоритетных направлений развития государства должен является трансфер технологий внутри России. [3]

Как уже было отмечено ранее, для инновационного развития и развития трансфера технологий в России, необходимо увеличить интенсивность обмена наукоемкой продукции. Согласно оценкам, инновационная активность в сфере технологических инноваций является одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и инновационного развития экономики России.

В большинстве областей экономики эта активность невысока как в силу экономического кризиса, а также действия режима санкций и контрсанкций, так и в силу следующих причин:

‒ ученые-разработчики, как правило, не знают рынка и вряд ли даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;

‒ экономические агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;

‒ государство (в лице политиков и технических экспертов), призванное устанавливать правила трансфера технологий, слабо представляет себе реальную атмосферу жизни научных лабораторий, условия проведения исследований и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.

Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения является создание и развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Анализ опыта ведущих зарубежных фирм показывает, что рыночная инфраструктура трансфера технологий имеет довольно сложную институциональную структуру. В нее входит: [1]

‒ университетская лаборатория;

‒ неприбыльный венчурный фонд;

‒ фирма венчурного капитала, финансирующая начало производства;

‒ небольшая инновационная компания, получающая основную часть прибыли (или быстро разоряющаяся) в первые годы появления нового продукта на рынке;

‒ крупная компания, производящая соответствующий продукт в массовых количествах.

Без трех промежуточных звеньев между научной лабораторией и массовым производством (которых у нас в стране в большинстве случаев нет) эффективность передачи технологий будет минимальной или нулевой.

Можно сделать вывод, что у России, еще до появления санкций, имелись проблемы (например, слабая инфраструктура регионов), мешающие внедрению новых решений. Одновременно, необходимо отметить, что сфера трансфера технологий, несмотря на множество ограничивающих факторов, начинает развиваться в России. К таким факторам относятся и не возможность субъектов трансфера технологий действовать в одиночку, и неспособность оценивать необходимость и эффективность инновации, и неэффективность создания научно-исследовательских центров. Безусловно, также необходимо иметь в виду и финансовую составляющую внедрения технологии на предприятии, способность фирмы профинансировать технологию с помощью дешевых источников заемного капитала и при этом извлечь из этого выгоду. Но при этом имеются и преимущества такие как например высокообразованные кадры, обладающие знаниями и опытом создания и применения технологий в различных отраслях экономики, во многих из которых Россия является лидером. Существует несколько принципов, тесно связанных между собой и способствующих успешной адаптации технологий.

Первое — это информированность. Важно не просто знать о существовании отдельных технологий, а анализировать и понимать, каким образом могут взаимодействовать современные решения вновь возникающих компаний. Это понимание позволит адаптировать технологии друг к другу.

Второй важный шаг — получение доступа к технологиям. Имеется в виду не только закупка технологии, но и возможность интегрировать их в цепочки поставок. Да, в условиях санкций имеются определенные ограничения доступа к технологиям, но есть основания полагать, что эти барьеры не настолько серьезны, чтобы оправдывать ими проблемы по трансферу технологий в промышленность России.

Третий важный момент — инфраструктура. Ее наличие позволяет распространять технологии не только в ключевые города, но и повсюду, где находятся предприятия. Конечно, инфраструктура требует больших вложений, но это необходимая составляющая.

Четвертое — законодательство. Недостаточно только иметь технологии. Важно, чтобы нормативно-правовой механизм позволял их внедрять. Например, сфера применения искусственного интеллекта требует серьезного правового регулирования.

Пятое — наличие серьезных экономических стимулов для трансфера технологий.

Шестое — возможность обеспечить защиту собственности. При создании технологии и выведении ее на рынок пока компания, ее создавшая, является пионером, она имеет конкурентные преимущества.

Седьмое — наличие рабочей силы, способной работать с технологией. В России выпускается больше инженеров, чем в других странах мира, но существует процесс старения рабочей силы. Молодежи очень важно, на каких рабочих местах она будет трудиться. Гораздо проще привлекать молодые кадры на работу в промышленность, если им создаются необходимые условия.

К сожалению, в России (за исключением некоторых отраслей) практика трансфера технологий не получила пока должного распространения. Еще лет пятнадцать назад в случае необходимости в том или ином продукте даже не задумывались о подобной проблематике, и нужная продукция просто импортировалась. В начале 2000-х пытались решить вопрос через локализацию производств и с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций. Но массовый характер система локализации не приобрела, а главное — с помощью этого инструментария нельзя надеяться на репликацию успеха, поскольку собственных компетенций российские компании не приобрели. Чтобы такое больше не повторялось, России и нужен трансфер технологий.

По мнению президента России, Владимира Путина передача технологий является сейчас одним из приоритетных направлений: «Недавно прозвучала идея наладить эффективную систему трансфера зарубежных технологий. У нас есть опыт успешной передачи технологий фармацевтики, автомобилестроения, производства потребительских товаров, но важно поставить такую работу на системную основу, задействовать капиталы институтов развития». На этом пути предстоит преодолеть немало барьеров и, конечно, здесь нужно найти механизмы мотивации доноров технологий, чтобы они переносились в Россию, как через возможные форматы совместных предприятий, так и через лицензионные соглашения.

Одним из путей успешного трансфера технологий можно считать создание и функционирование центра трансфера технологий (ЦТТ).

Основные направления работы ЦТТ:

1) упорядочение, оценка и защита имеющейся интеллектуальной собственности в вузе/НИИ;

2) активное продвижение информации о разработках, ОИС, имеющих коммерческий потенциал;

3) оказание информационных, финансовых, маркетинговых и иных консультаций разработчикам и потенциальным покупателям интеллектуальной собственности для устранения препятствий в коммерциализации технологий;

4) привлечение заказов на исследования из коммерческого сектора, как из российских, так и зарубежных внебюджетных фондов;

5) развитие делового партнерства с российскими и зарубежными компаниями, занимающимися трансфером технологий и академическими учреждениями.

Эффективность деятельности ЦТТ должна определяться результатами, достигнутыми в соответствии с подготовленными бизнес-планами трансфера технологий. Тем не менее, можно выделить несколько ключевых критериев оценки деятельности ЦТТ:

  1. Полученныйдоходоткоммерциализации (повидамдоходов).
  2. Размерпривлеченногофинансированияв исследованияи разработкизасчетдополнительныхисточников.
  3. Количествосозданныхновыхкомпаний, основанныхнатехнологияхвуза/НИИ.
  4. Количествоподанныхзаявокнапатенты/количествополученныхпатентов.

Кроме указанных критериев, эффективность работы ЦТТ можно дополнительно оценить с помощью следующих показателей: объем оказанных консультационных услуг разработчикам (в часах либо в количестве человек); количество обученных сотрудников/студентов по основам коммерциализации (защите объектов интеллектуальной собственности и т. д.); количество выявленных разработок; количество подготовленных бизнес-планов и др.

Если при создании ЦТТ была получена помощь региональной администрации, то в целях отчётности важно было бы дополнительно собирать следующую информацию: количество созданных новых рабочих мест; количество лицензий проданных местным компаниям; объем выполненных НИОКР для местных компаний; общий размер финансирования, привлеченного из государственных источников: количество и размер выигранных грантов и проектов, профинансированных из регионального бюджета; количество международных контрактов и суммы, полученные по этим контрактам. Все это позволяет оценить эффективность работы не только ЦТТ, но и, в конечном счете, эффективность инвестиций в научные исследования и разработки [2]

В условиях рыночных отношений ЦТТ действует в окружение других субъектов рынка, в частности можно выделить следующие основные субъекты трансфера технологий:

‒ органы регионального и государственного управления и контроля;

‒ организации, создающие и использующие новые технологии;

‒ авторы новых технологий в виде результатов интеллектуальной деятельности;

‒ инвесторы, участвующие в создании и использовании интеллектуальной собственности, а также в организации промышленного выпуска новой продукции;

‒ производители-«конкуренты», выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или аналогичных технологий;

‒ производители-«пираты», осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной деятельности и выпускающие поддельную продукцию.

В настоящее время еще не сформирована универсальная модель функционирования центра трансфера технологий. Но все же положительный опыт говорит о том, что создание центров трансфера технологий является основой инфраструктуры передачи технологий: финансовой поддержки со стороны государства и частных инвесторов; законодательная база, регулирующая деятельность передачи технологий; квалифицированный персонал. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность, учитывая нарастание трансрегиональных и континентальных интеграционных процессов.

Главной задачей центров трансфера технологий является активное внедрение инноваций в отрасли промышленности.

Основными функциями являются оперативное предоставление информации, продвижение технологических разработок, проведение различных переговоров, развитие института интеллектуальной собственности. В целях обеспечения благоприятных условий инновационной инфраструктуры развитие трансфера технологий в России вполне вероятно, и центр трансфера технологий может стать формой организации данного процесса.

Литература:

  1. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 589 с.
  2. Рогова Е. М. Формирование и реализация механизмов технологического трансфера. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. — 198 с.
  3. Агеева Е. П. Проблемы трансфера технологий в России // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 3(28). Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle