Библиографическое описание:

Болиева И. А., Тедеева В. Б. Механизм реализации промышленной политики [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 1-3.



The article deals with the basic problems of improving the structure of industry in North Ossetia through the stimulation of the production of competitive products, the introduction of science-intensive and resource-saving technologies, improving production efficiency.

Key words: industrial policy, trade, capital and depreciation

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время проблема разработки осмысленной промышленной политики в Северной Осетии очень важна, так как именно от неё будет зависеть дальнейшее развитие региона. Это обусловлено тем, что в десятилетний период экономических реформ в стране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней мере, они являлись даже не второстепенными.

С переходом к рынку проблематике развития промышленной политики стали уделять все большее внимание. Так, фундаментальные исследования в данной области проводились такими учеными, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, Л. Эрхард и др. Они внесли неоспоримый вклад в разработку проблем развития промышленной политики. Вместе с тем, недостаточно исследованы некоторые концептуальные моменты, препятствующие эффективно выполнять свою функциональную деятельность.

Механизмами реализации промышленной политики являются:

− разработка и реализация программ;

− оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом;

− осуществление тарифного регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− создание, реорганизация и ликвидация областных унитарных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− участие в процессах создания, реорганизации, управления деятельностью коммерческих организаций, в уставном капитале которых участвует Северная Осетия, в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Северной Осетии;

− участие в процедурах финансового оздоровления субъектов промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− строительство и реконструкция объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения развития промышленности на территории Северной Осетии;

− участие Северной Осетии в государственно-частном партнерстве;

− заключение соглашений с федеральными органами государственной власти о взаимодействии в сфере промышленной политики;

− образование координационных и совещательных органов в области развития промышленности.

Инструментом реализации промышленной политики является структурная политика. Структурная политика есть совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, на отраслевые и межотраслевые пропорции. Она направлена на селективную поддержку государством определенных отраслей и видов производств. Политика в отношении отдельных отраслей получила название политики нацеливания. По определению Комиссии по международной торговле США, — это скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

В мировой практике при проведении структурной политики используется определенная классификация отраслей. Выделяются депрессивные (сканирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны с более благоприятной структурой издержек, либо в модернизации для удержания конкурентных позиций. Наряду с этой группой отраслей выделяются молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли с перспективами повышения конкурентоспособности. В качестве критериев нацеливания используются такие показатели, как высокая добавленная стоимость на одного занятого, большие сопряженные связи и воздействие отрасли на остальную экономику, ответная реакция не аналогичную политику в других странах.

Проведение политики нацеливания — сложный процесс. Сложным, в первую очередь, является вопрос о деинвестировании, сворачивании определенных отраслей и производств. За отраслями и производствами стоят интересы предпринимателей, работников, которые могут пострадать. Все структурные преобразования одновременно несут в себе определенные социальные потери для населения и поэтому требуют продуманных и взвешенных действий правительств и законодателей. Учитывая сложность социальных процессов государства часто вынуждены поддерживать и стагнирующие отрасли. Проблема заключается также в том, что задачи государства в области структурных изменений могут нарушать нарушение правил конкуренции.

При осуществлении структурной политики используются косвенные и прямые меры. К косвенным мерам относятся налоги и налоговые льготы, в частности, в области ускоренной амортизации, льготные кредиты. К прямым мерам реализации структурной политики относятся государственные заказы на продукцию, услуги и поставки благ, определенные запреты правительства на производство ряда товаров, бюджетные инвестиции, субсидии. Государственные субсидии носят различные формы. Это могут быть дотации, направляемые, в частности, на покрытие убытков предприятий, поддержание монопольных цен; премии, преследующие задачу стимулирования частных капитальных вложений в связи с расширением старых или строительством новых предприятий. Основная задача субсидий — поддерживать национальную промышленность. Структурно ослабленным отраслям может оказываться прямая поддержка в форме переобучения уволенных работников с использованием государственных средств.

Как показывает практика развитых стран, прямые меры структурной политики в основном действуют в отношении деградирующих отраслей, косвенные — в отношении передовых. Государство поддерживает научные исследования, облегчает быструю смену оборудования в целом по промышленности. Однако вопрос о том, какая из стабильных отраслей станет лидером, решается в ходе конкурентной борьбы. Среди источников структурных преобразований определенную роль играют иностранные инвестиции. Для привлечения иностранного капитала государство также использует меры прямого и косвенного воздействия.

Немаловажным фактором, приведшим к возникновению массы проблем структурного характера, — распад прежнего экономического пространства СССР. Потеряв многие виды производства, Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать их продукцию из других стран. Учет этих особенностей требует такого подхода к выработке антикризисно-реформационных мер, где прежде всего должна быть поставлена задача восстановления и развития отечественного производства, производительных сил страны.

Есть и другая точка зрения, согласно которой перестройку структуры экономики по рыночному варианту целесообразно начинать тогда, когда в экономике созревает рыночная основа; государство должно помогать перестройке структуры именно на базе реально возникающих в экономике соотношений спроса и предложения. Самые большие сложности в проведении структуры преобразований экономики России связаны с трудным финансовым положением государства. Средством решения этой проблемы в нынешних условиях (крайняя ограниченность внутренних ресурсов и весьма сомнительные надежды на масштабные зарубежные инвестиции) призвано стать радикальное изменение характера потребления производимого в стране национального дохода. Требуется в максимально возможной мере сокращение его производительного потребления, упорядочение необходимого потребления и рост за счет этого потребления производительного. Необходимо создание наиболее льготного режима налогообложения прибыли в отношении производителей, изготавливающих средства производства, в особенности для отраслей, состояние которых в наибольшей степени определяет развитие всего народного хозяйства (машиностроительный и инфраструктурный комплексы). Наименее же льготного — для производства предметов потребления, относящихся к классу предметов роскоши и повышенного комфорта. В ходе реформ в России упало значение амортизационного фонда как источника инвестиций. При либерализации цен на все и вся были заморожены цены на основной капитал. Лишь дважды с 1982 г. Единовременно пересматривались цены на основной капитал. Поэтому величина амортизации была занижена. Более того, через изъятие у предприятий части амортизации путем налогов на прибыль происходило «поедание» основного капитала, поскольку при заниженной амортизации часть стоимости основного капитала попадает в прибыль и через налоги уходит «на сторону». До 1/3 объема огромных капитальных вложений в до перестроечное время приходилось на амортизацию. Сейчас это в лучшем случае 20 % того, что имели раньше. Необходимо восстановить амортизацию как источник капитальных вложений. Чтобы не допустить «поедания», амортизационные отчисления надо аккумулировать на специальных счетах в инвестиционных банках. Эти и другие меры позволят решить структурные проблемы в переходной экономике России.

Выводы. Необходимо восстановить амортизацию как источник капитальных вложений. Чтобы не допустить «поедания», амортизационные отчисления надо аккумулировать на специальных счетах в инвестиционных банках. Эти и другие меры позволят решить структурные проблемы в переходной экономике России.

Литература:

  1. Соколов А., Денисов Ю. «Научно-технический прогноз как ориентир для предпринимателя». Проблемы теории и практики управления, № 3, 2011.
  2. Фишер Пауль. «Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России». Проблемы теории и практики управления, № 3, 2010.
  3. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Центр стратегических разработок. М., 2012.
  4. Кривов В. Д. Разработка и реализация макроэкономических решений. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle