Библиографическое описание:

Болиева И. А., Тедеева В. Б. Механизм реализации промышленной политики [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



The article deals with the basic problems of improving the structure of industry in North Ossetia through the stimulation of the production of competitive products, the introduction of science-intensive and resource-saving technologies, improving production efficiency.

Key words: industrial policy, trade, capital and depreciation

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время проблема разработки осмысленной промышленной политики в Северной Осетии очень важна, так как именно от неё будет зависеть дальнейшее развитие региона. Это обусловлено тем, что в десятилетний период экономических реформ в стране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней мере, они являлись даже не второстепенными.

С переходом к рынку проблематике развития промышленной политики стали уделять все большее внимание. Так, фундаментальные исследования в данной области проводились такими учеными, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, Л. Эрхард и др. Они внесли неоспоримый вклад в разработку проблем развития промышленной политики. Вместе с тем, недостаточно исследованы некоторые концептуальные моменты, препятствующие эффективно выполнять свою функциональную деятельность.

Механизмами реализации промышленной политики являются:

− разработка и реализация программ;

− оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом;

− осуществление тарифного регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− создание, реорганизация и ликвидация областных унитарных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− участие в процессах создания, реорганизации, управления деятельностью коммерческих организаций, в уставном капитале которых участвует Северная Осетия, в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Северной Осетии;

− участие в процедурах финансового оздоровления субъектов промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− строительство и реконструкция объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения развития промышленности на территории Северной Осетии;

− участие Северной Осетии в государственно-частном партнерстве;

− заключение соглашений с федеральными органами государственной власти о взаимодействии в сфере промышленной политики;

− образование координационных и совещательных органов в области развития промышленности.

Инструментом реализации промышленной политики является структурная политика. Структурная политика есть совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, на отраслевые и межотраслевые пропорции. Она направлена на селективную поддержку государством определенных отраслей и видов производств. Политика в отношении отдельных отраслей получила название политики нацеливания. По определению Комиссии по международной торговле США, — это скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

В мировой практике при проведении структурной политики используется определенная классификация отраслей. Выделяются депрессивные (сканирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны с более благоприятной структурой издержек, либо в модернизации для удержания конкурентных позиций. Наряду с этой группой отраслей выделяются молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли с перспективами повышения конкурентоспособности. В качестве критериев нацеливания используются такие показатели, как высокая добавленная стоимость на одного занятого, большие сопряженные связи и воздействие отрасли на остальную экономику, ответная реакция не аналогичную политику в других странах.

Проведение политики нацеливания — сложный процесс. Сложным, в первую очередь, является вопрос о деинвестировании, сворачивании определенных отраслей и производств. За отраслями и производствами стоят интересы предпринимателей, работников, которые могут пострадать. Все структурные преобразования одновременно несут в себе определенные социальные потери для населения и поэтому требуют продуманных и взвешенных действий правительств и законодателей. Учитывая сложность социальных процессов государства часто вынуждены поддерживать и стагнирующие отрасли. Проблема заключается также в том, что задачи государства в области структурных изменений могут нарушать нарушение правил конкуренции.

При осуществлении структурной политики используются косвенные и прямые меры. К косвенным мерам относятся налоги и налоговые льготы, в частности, в области ускоренной амортизации, льготные кредиты. К прямым мерам реализации структурной политики относятся государственные заказы на продукцию, услуги и поставки благ, определенные запреты правительства на производство ряда товаров, бюджетные инвестиции, субсидии. Государственные субсидии носят различные формы. Это могут быть дотации, направляемые, в частности, на покрытие убытков предприятий, поддержание монопольных цен; премии, преследующие задачу стимулирования частных капитальных вложений в связи с расширением старых или строительством новых предприятий. Основная задача субсидий — поддерживать национальную промышленность. Структурно ослабленным отраслям может оказываться прямая поддержка в форме переобучения уволенных работников с использованием государственных средств.

Как показывает практика развитых стран, прямые меры структурной политики в основном действуют в отношении деградирующих отраслей, косвенные — в отношении передовых. Государство поддерживает научные исследования, облегчает быструю смену оборудования в целом по промышленности. Однако вопрос о том, какая из стабильных отраслей станет лидером, решается в ходе конкурентной борьбы. Среди источников структурных преобразований определенную роль играют иностранные инвестиции. Для привлечения иностранного капитала государство также использует меры прямого и косвенного воздействия.

Немаловажным фактором, приведшим к возникновению массы проблем структурного характера, — распад прежнего экономического пространства СССР. Потеряв многие виды производства, Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать их продукцию из других стран. Учет этих особенностей требует такого подхода к выработке антикризисно-реформационных мер, где прежде всего должна быть поставлена задача восстановления и развития отечественного производства, производительных сил страны.

Есть и другая точка зрения, согласно которой перестройку структуры экономики по рыночному варианту целесообразно начинать тогда, когда в экономике созревает рыночная основа; государство должно помогать перестройке структуры именно на базе реально возникающих в экономике соотношений спроса и предложения. Самые большие сложности в проведении структуры преобразований экономики России связаны с трудным финансовым положением государства. Средством решения этой проблемы в нынешних условиях (крайняя ограниченность внутренних ресурсов и весьма сомнительные надежды на масштабные зарубежные инвестиции) призвано стать радикальное изменение характера потребления производимого в стране национального дохода. Требуется в максимально возможной мере сокращение его производительного потребления, упорядочение необходимого потребления и рост за счет этого потребления производительного. Необходимо создание наиболее льготного режима налогообложения прибыли в отношении производителей, изготавливающих средства производства, в особенности для отраслей, состояние которых в наибольшей степени определяет развитие всего народного хозяйства (машиностроительный и инфраструктурный комплексы). Наименее же льготного — для производства предметов потребления, относящихся к классу предметов роскоши и повышенного комфорта. В ходе реформ в России упало значение амортизационного фонда как источника инвестиций. При либерализации цен на все и вся были заморожены цены на основной капитал. Лишь дважды с 1982 г. Единовременно пересматривались цены на основной капитал. Поэтому величина амортизации была занижена. Более того, через изъятие у предприятий части амортизации путем налогов на прибыль происходило «поедание» основного капитала, поскольку при заниженной амортизации часть стоимости основного капитала попадает в прибыль и через налоги уходит «на сторону». До 1/3 объема огромных капитальных вложений в до перестроечное время приходилось на амортизацию. Сейчас это в лучшем случае 20 % того, что имели раньше. Необходимо восстановить амортизацию как источник капитальных вложений. Чтобы не допустить «поедания», амортизационные отчисления надо аккумулировать на специальных счетах в инвестиционных банках. Эти и другие меры позволят решить структурные проблемы в переходной экономике России.

Выводы. Необходимо восстановить амортизацию как источник капитальных вложений. Чтобы не допустить «поедания», амортизационные отчисления надо аккумулировать на специальных счетах в инвестиционных банках. Эти и другие меры позволят решить структурные проблемы в переходной экономике России.

Литература:

  1. Соколов А., Денисов Ю. «Научно-технический прогноз как ориентир для предпринимателя». Проблемы теории и практики управления, № 3, 2011.
  2. Фишер Пауль. «Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России». Проблемы теории и практики управления, № 3, 2010.
  3. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Центр стратегических разработок. М., 2012.
  4. Кривов В. Д. Разработка и реализация макроэкономических решений. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle