Библиографическое описание:

Попченко Е. Л., Нетова Т. А. Анализ российского рынка социальных сетей в целях развития бизнеса [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



С развитием Интернета и его проникновением по всей России стремительно набрали популярность социальные сети. На сегодняшний день социальные сети являются одними из самых посещаемых сайтов в Интернете. Их пользователи исчисляются десятками миллионов и ежедневно их количество растет. Социальные сети — универсальное средство коммуникации не имеющее ограничений, поэтому они быстро завоевали свое место не только в жизни людей, но и в бизнесе в качестве инструмента маркетинговой деятельности.

Социальная сеть (от англ. socialnetworks) — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и осуществлять коммуникации между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями (англ. user-generated content, UGC) [1].

Сегодня социальные сети стали неотъемлемой частью жизни людей. Основным фактором их популярности является удовлетворение социально-психологических потребностей человека. Обозначим основные социально-психологические функции социальных сетей [2]:

  1. Коммуникационная. В рамках сайта люди устанавливают контакты, имеют возможность обмениваться сообщениями, новостями, фотографиями, аудио и видео материалами, ссылками на сторонние сайты. Важной частью деятельности пользователей является установление новых контактов, в результате чего возникают различные формы взаимоотношений.
  2. Информационная. Данная функция является двусторонней, так как пользователи могут выступать как в роли потребителей это информации, так и в роли источника.
  3. Социализирующая. Для пользователей социальных сетей характерно саморазвитие и интеграция в обществе посредством установления связей и принадлежности к социальным группам.
  4. Идентификационная. Для человека свойственно разделять общество на «своих» и «чужих». С появление социальных сетей делать это стало намного проще, необходимо ввести параметры поиска и сайт найдет единомышленников.
  5. Самопрезентация. Целенаправленное или стихийное, сознательное или неосознанное предъявление личностью себя, результатом которого является сформированное впечатление о человеке у других пользователей. Средствами предъявления являются аватар, никнейм, статус, фото и другие.
  6. Развлекательная. Пользователи обмениваются различными видами информации, в том числе мультимедийной. Кроме того, активно используются виджеты — мини-программы развлекательного характера, пользователями или сторонними производителями для дополнительных возможностей (игры, радио, видео-приложения и другие).

Таким образом, социальные сети отличаются от других веб-сайтов тем, что пользователи сами определяют количество, качество контента и частоту его обновления, основной целью сайта является коммуникация между пользователями, они могут объединяться и взаимодействовать в рамках группы.

В России, как и во всем мире, социальные сети завоевали свое место в жизни огромного количества людей. Необходимо охарактеризовать самые популярные социальные сети в России и определить «портрет» среднестатистического пользователя. Это позволит наиболее точно определить, где именно искать целевую аудиторию и с большей вероятностью получить новых посетителей на сайт компании.

«ВКонтакте» — самая популярная социальная сеть в России [3]. Второй по популярности сайт в Белоруссии, третий в Украине. Ежедневная аудитория сайта превышает 54 млн. пользователей. Именно поэтому сайт имеет огромный рекламный потенциал. Для компаний сайт предлагает возможность создавать группы и публичные страниц, где можно сообщать новости, публиковать фотографии, видео- и аудиозаписи. Кроме того, существует возможность контекстно-медийной рекламы.

Пользователи «ВКонтакте» это современные люди, по статистике 20 % пользователей в возрасте от 18 до 24 лет и 28 % в возрасте от 25 до 34 лет. При этом женщины составляют 53 % пользователей, мужчины — 47 %, по географическому признаку можно разделить на четыре основные группы: 24 % пользователей из г. Москва, 11 % из г. Санкт-Петербург, 30 % — другие города России и 35 % — зарубежные пользователи. Каждый пользователь заходит на сайт порядка 40 раз в день, средняя длительность нахождения на сайте 9,7 мин.

«Facebook» является самой крупной международной социальной сетью, которая объединяет более 955 млн. пользователей на всей планете. Суточная активная аудитория может достигать 526 млн. человек. Однако «Facebook» уступает по популярности некоторым локальным социальным сетям. В России это сеть «ВКонтакте». Компании, зарегистрированные на «Facebook» могут создавать собственные страницы, размещать новости, фотографии, видеозаписи, а также пользоваться контекстно-медийной рекламой.

Возраст основных пользователей «Facebook» по России от 25 до 34 лет составляет 26 %, еще 23 % — люди в возрасте от 35 до 44 лет. Женская аудитория составляет 53 %. По России жители Москвы занимают первое место — 19 %. За один раз пользователь находится на сайте 7,6 минут, в день заходит в среднем не более 8 раз.

«Одноклассники» — это Российская социальная сеть, у которой почти 200 млн. пользователей. Суточная аудитория 38,6 млн. человек. Пользователи ресурса в среднем на 10–15 лет старше, чем аудитория «ВКонтакте» и «Facebook». Преимущественно это люди 25–55 лет. В «Одноклассники» довольно строгая модерация, поэтому там почти нет спама и ботов. Кроме того, пользователи этой сети не любят переходить на сторонние ресурсы, поэтому продвигать свои услуги в Одноклассниках сложнее. Тем не менее, есть возможность создать свое сообщество и группу.

Составляя портрет пользователя сети Одноклассники, нужно учесть следующую статистику: возраст основных пользователей 29 % — от 25 до 34 лет, а 22 % находятся в возрасте от 35 до 44 лет. 51,3 % процент всей аудитории состоят в браке. География этой социальной сети такова: 43 % пользователей проживают в небольших (до 100 тыс. жителей) городах России, около 20 % — россияне, живущие заграницей, 27 % — жители Центрального региона. В среднем пользователи проводят по 20 минут за одно посещение, при среднем количестве посещений в день — 3,1.

«Twitter» — это микроблог, насчитывающий 230 млн. пользователей, из которых 50 млн. пользуются ежедневно. Свою страничку в «Twitter» имеют, как компании, так и представители шоу-бизнеса, спорта и политики. Сервис позволяет делиться новостями, ссылками и фотографиями.

Так как информация, размещаемая пользователями в «Twitter», ограничена по объему, то очевидно, что пользователь не тратит много времени на ее прочтение, по статистике это менее 2 минут за одно посещение. А среднее количество посещений в день около 7 раз. В данной социальной сети очень мало информации о пользователях, не указан возраст, город проживания и другое.

«Instagram» стал очень популярным фотосервисом, позволяющим своим пользователям делиться снимками из жизни, которые предварительно можно отредактировать с помощью художественных фотофильтров. Не смотря на то, что сервис был запущен только в октябре 2010 года, сегодня он имеет более 200 млн. пользователей. Ежедневно в социальные сети через Instagram загружается более миллиарда фотографий. Для продвижения своего бизнеса «Instagram» используют крупные международные бренды.

Пользователи «Instagram» по географическому признаку распределились иначе, чем в других социальных сетях, Ленинградская область составляет 36,87 %, а Москва — 18,56 % от активного населения. Возраст пользователей, к сожалению, не указывается. Instagram имеет наибольший процент женщин среди пользователей — 75,7 %, и соответственно мужчины составляют 24,3 %.

«Google+» — социальная сеть от компании «Google». Сервис предоставляет возможность общения через Интернет с помощью специальных компонентов: Круги, Темы, ВидеоВстречи, Мобильная версия. Информация, которой делятся участники сети, влияет на персонализированные результаты поиска «Google». Количество пользователей, зарегистрированных в «Google+», составляет 400 млн. пользователей, а ежемесячная аудитория достигает 8,8 млн. человек.

Согласно статистике пользователи проводят порядка 12 минут в день на странице «Google+». 75 % аудитории составляют мужчины и это можно объяснить тем, что 24,5 % пользователей указали своей профессией инженер, а 22 % разработчики программного обеспечения, приложений, игр и т. д. [4].

Опираясь на вышеприведенные данные, составим диаграмму позиционирования основных социальных сетей в России (рис.):

Рис. 1. Позиции основных социальных сетей в российском Интернете

Таким образом, наиболее популярными социальными сетями у российских пользователей Интернет являются «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook». При этом основной аудиторией всех социальных сетей являются пользователи в возрасте от 25 до 34 лет.

Можно сделать вывод, что социальные сети является одним из основных источников информации для пользователей Интернет. В Росси они стали популярны намного позже, чем в Америке и Европе, но, не смотря на это, быстро обрели огромную аудиторию с различными интересами всех возрастов. Это дает возможности почти любому бизнесу решать множество задач посредством социальных сетей, так как:

– во-первых, социальные сети являются одними из самых посещаемых сайтов в российском Интернете, а следствием этого является огромный охват;

– во-вторых, с каждым днем появляется все больше новых технологий, а старые уходят на второй план. Показателем этого является то, что для многих людей Интернет стал основным источником информации;

– в-третьих, на сегодняшний день у людей есть возможность «фильтровать» навязчивую рекламу: можно выключить звук, переключить канал, поставить расширение блокирующее рекламу на браузер;

– в-четвертых, если в социальных сетях размещать информацию, которая действительно нужна людям, компания приобретет их доверие.

Литература:

  1. Термин: Социальная сеть. [Электронный ресурс] // Seopult. URL: https://seopult.ru/library/Социальная_сеть (дата обращения: 16.01.2016)
  2. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей. // Вектор науки ТГУ., — 2012. — № 3 (10). — с. 192–193.
  3. TNS опубликовала данные по росту социальных сетей в России [Электронный ресурс] // Cossa. 2015/07. URL: http://www.cossa.ru/news/244/104835/ (дата обращения 16.01.2016)
  4. Статистика пользователей Google Plus. [Электронный ресурс] // Geektimes. URL:https://geektimes.ru/post/124214/ (дата обращения 16.01.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle