Библиографическое описание:

Фахретдинова И. Б. Современное состояние розничной и оптовой торговли Республики Башкортостан на январь — август 2016 года [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 45-49.



На данный момент в Республике Башкортостан наблюдается снижение оборота оптовой и розничной торговли. Поэтому в условиях сохраняющейся нестабильности деятельность Правительства Республики Башкортостан в 2016 году направлена, в первую очередь, на продолжение деятельности по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также на создание условий по формированию инновационной экономики, укрепление человеческого капитала, обеспечение достойного уровня жизни.

Учитывая сложную экономическую ситуацию сложившуюся в Республики Башкортостан необходимо мобилизовать все силы и реализовать все наработки прошлых лет [1].

Основными причинами снижения оборота розничной и оптовой торговли, можно объяснить существенным сокращением спроса на реализуемую продукцию со стороны розничных покупателей, а также сужение ассортимента.

В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют около 25 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших — сети международных торговых операторов, такие как Metro Group (Германия), «Метро Кэш энд Кэрри»; «Касторама» (Великобритания); Auchan Group (Франция), «Ашан», «Леруа Мерлен», «Декатлон»; «ИКЕА» (Швеция) — совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.

Крупнейшими отечественными сетями являются: «Магнит», ОАО Торговые сети «Магнит», «Магнит Семейный», «Магнит-Косметик» (270 ма-газинов); «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», (Х5 Retail Group); «Лента»; «О’Кей»; «Евросеть»; «Эльдорадо»; «Монетка»; «М.Видео»; «Связной»; «Азбука вкуса»; Универсал-Трейдинг («Матрица»); Элемент-Трейд («Монетка»).

Региональные торговые сети: универсамы «Полушка» (125 магазинов) в 24 городах и 53 населенных пунктах Республики Башкортостан, Оренбурга и Нижнекамска; «Башспирт» (110 магазинов), ГК «Батыр» (120 магазинов «у дома» торговой сети «Байрам», 4 супермаркета «Сабантуй» с собственным производством, 25 детских магазинов эконом-класса «Ежик», 10 магазинов бытовой химии «ЗИФФА»).

Успешно функционируют магазины-склады «УниверСити», оптовые предприятия: ООО «Пангея», ЗАО «Башбакалея», ЗАО «Башторгодежда», ООО «Рейд» и др. [3]

В январе-августе 2016 г. наблюдалось снижение оборота розничной торговли, которое составило 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года. При этом в августе 2016 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, оборот уменьшился на 3,7 % [2].

19.jpg

Рис. 1.

По данным Росстата, за август 2016 г. инфляция на потребительском рынке РФ составила 3,9 % к декабрю предыдущего года. Относительно показателя годом ранее (9,8 %) инфляция замедлилась в 2,5 раз.

В августе 2016 г. снижение цен на продовольственные товары по Российской Федерации составило 2,6 % к декабрю предыдущего года, против (9,8 % год назад). На непродовольственные товары снижение цен в августе 2016 г. достигло 4,6 % к декабрю предыдущего года (год назад 10,0 %).

14.jpg

Рис. 2.

15.jpg

Рис. 3.

Сводный индекс потребительских цен по республике в августе 2016 г. увеличился по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года на 0,5 %.

16.jpg

Рис. 4.

В августе 2016 г., по сравнению с декабрем предыдущего года, цены на продовольственные товары, включая алкогольные напитки, выросли на 2,5 % (в аналогичном периоде прошлого года выросли на 9,0 %).

За август 2016 г. прирост цен на продовольственные товары составил 4,0 %, что в 4,1 раза ниже, чем прирост цен за прошлый год (16,5 %). На непродовольственные товары прирост составил 7,9 %, что в 1,6 раза ниже, чем прирост цен за прошлый год (12,8 %).

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец августа 2016 составила по республике 3 365,4 рублей и понизилась за месяц на 3,8 %. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стоимость набора выросла на 2,7 %.

Рост цен на платные услуги составил в августе 2016 г. 5,4 %, в аналогичном периоде предыдущего года — 14,2 % [2].

Напомним, что в структуре оборота розничной торговли в 2015г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий и непродовольственных товаров составил соответственно 49,7 % и 50,3 % (в 2014г. соответственно 49,8 % и 50,2 %). Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий населению продано на 390,0 млрд. рублей или 85,4 % к 2014г., непродовольственных товаровсоответственно на 394,7 млрд. рублей или 89,9 %.

В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5 %. Реальная начисленная заработная плата составила 90,1 % к уровню 2014 года (январь-ноябрь).

Их снижение крайне негативно отразилось на продажах. В 2015 году в наибольшей степени сократились продажи автомобилей, практически на 48 %, аудио- и видеоаппаратуры — на 36,7 %, компьютеров — на 44 %, обуви и мебели более чем на 20 %. В продовольственной группе товаров наибольшее падение наблюдалось в реализации рыбы и морепродуктов, муки, мясных консервов.

По итогам 2015 года инвестиции в основной капитал по виду деятельности оптовая и розничная торговля составили более 5 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 478 торговых объектов (более 135 тысяч кв.м.), из них около 30 торговых объектов — площадью свыше 1 000 кв.м. В 2015 году введены: спортивный гипермаркет «Decatlon», «Metro Cash&Carry» в г.Стерлитамак, ТРК «Аструм», ТЦ «Кумертау».

По состоянию на 1 января 2016 года разрешения на деятельность имеют 52 розничных рынка, в том числе 35 — сельскохозяйственных, 15 — универсальных и 2 — специализированных. На них организовано более 10 тыс. торговых мест, из которых для сельхозпроизводителей предоставляется 5 тысяч 100 торговых мест.

Вместе с тем, по-прежнему сохраняется проблема большого количества свободных торговых мест на розничных рынках. По состоянию на 1 января 2016 года их количество по составило 4821 (46 %), в том числе 2687 — для сельхозпроизводителей.

Основными причинами снижения оборота розничной и оптовой торговли, можно объяснить существенным сокращением спроса на реализуемую продукцию со стороны розничных покупателей, а также сужение ассортимента.

Кроме того, большая часть российских производителей из-за сложившейся экономической ситуации выдвигают новые требования, например полной предоплаты за поставку товаров. А дорогие кредиты ограничивают оптовые организации в пополнении оборотных средств на закуп. Как результат, многие оптовые компании перестали отпускать свою продукцию в розницу на реализацию 10–15 дней, а перешли на работу по предоплате. В результате, сокращается количество розничных покупателей сократилось.

Среди типов организации розничной торговли в регионе, особенно в городах, преобладают стационарные магазины (54 %), доля нестационарных типов (палаток, киосков, павильонов) мала (< 10 %). Магазины региона по форматам распределяются следующим образом: преобладает продажа товаров повседневного спроса в формате «магазин у дома» (65 %), продажа через супермаркеты (31 %), устаревший формат универсама занимает лишь 1 % в общем товарообороте розницы, а гипермаркеты (1 %) строятся и функционируют в Уфе и других крупных городах.

По уровню развития объектов розничной торгов ли муниципальные образования крайне различны. Лидирующие позиции принадлежат муниципальным образованиям, в состав которых входят городские поселения. Уровень «слабых» составляют муниципальные образования, объединяющие в своем составе только сельские поселения. На село приходится лишь 20 % общего объема оборота розничной торговли Республики [3].

На протяжении прошлого года велась работа с торговыми розничными структурами и товаропроизводителями, оптовыми поставщиками и торговыми домами производителей. Совместно вырабатывались и принимались меры по недопущению необоснованного роста цен и сохранению стабильности на потребительском рынке.

В условиях санкций отрабатывались вопросы импортозамещения, изменения структуры товарных потоков на другие страны и регионы России. По всем группам товаров на полках магазинов была 100-процентная представленность, нам удалось избежать ажиотажного спроса по всем товарам и других проблем, связанных с поставками.

Таким образом, для развития торговой отрасли Республики Башкортостан необходимо: создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте на основе использования инновационных технологий и новых форм организации бизнес-процессов [4].

Так же необходимо решить следующие задачи для развития торговой отрасли Республики Башкортостан:

‒ определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения;

‒ обеспечение приоритетного продвижения на республиканский рынок товаров отечественного производства должного качества;

‒ обеспечение качества и безопасности потребительских товаров, в том числе алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу на территории Республики Башкортостан, сокращение нелегального оборота алкогольной продукции;

‒ увеличение общедоступной сети организаций общественного питания с учетом территориальной и ценовой доступности;

‒ стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере торговли;

‒ реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности организаций торговли;

‒ совершенствование правового регулирования торговой деятельности;

‒ развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в сфере торговли;

‒ совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли; и т. д. [5].

Литература:

  1. Фахретдинова И. Б. Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 578–580.
  2. Анализ социально-экономического развития РБ. Источник: сайт Министерство экономического развития Республики Башкортостан http://me02.ru/dejatelnost/makrojekonomika/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rb/ekonomicheskiy-barometr/
  3. Валиев Ш. З., Гавриленко И. Г., Исаева Н. В., Чинаев Т. В. Проблемы и перспективы развития торговой отрасли Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. — 2016.
  4. Фахретдинова И. Б. Оценка эффективности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан // Сборник УГУЭС. — 2016.
  5. Государственная программа «Развитие торговли в Республике Башкортостан» 2012–2018гг. Источник: официальный сайт Правительство Республики Башкортостан http://pravitelstvorb.ru/ru/government/governmentprograms/?ELEMENT_ID=12030
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Башкортостан, розничной торговли, оборота розничной, отрасли Республики Башкортостан, оборота розничной торговли, предыдущего года, предприятий Республики Башкортостан, торговой отрасли Республики, Республике Башкортостан, торговли Республики Башкортостан, снижения оборота розничной, декабрю предыдущего, аналогичным периодом предыдущего, оптовой торговли, декабрю предыдущего года, развития торговой отрасли, Правительства Республики Башкортостан, причинами снижения оборота, прирост цен, пунктах Республики Башкортостан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle