Библиографическое описание:

Фахретдинова И. Б. Современное состояние розничной и оптовой торговли Республики Башкортостан на январь — август 2016 года [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



На данный момент в Республике Башкортостан наблюдается снижение оборота оптовой и розничной торговли. Поэтому в условиях сохраняющейся нестабильности деятельность Правительства Республики Башкортостан в 2016 году направлена, в первую очередь, на продолжение деятельности по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также на создание условий по формированию инновационной экономики, укрепление человеческого капитала, обеспечение достойного уровня жизни.

Учитывая сложную экономическую ситуацию сложившуюся в Республики Башкортостан необходимо мобилизовать все силы и реализовать все наработки прошлых лет [1].

Основными причинами снижения оборота розничной и оптовой торговли, можно объяснить существенным сокращением спроса на реализуемую продукцию со стороны розничных покупателей, а также сужение ассортимента.

В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют около 25 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших — сети международных торговых операторов, такие как Metro Group (Германия), «Метро Кэш энд Кэрри»; «Касторама» (Великобритания); Auchan Group (Франция), «Ашан», «Леруа Мерлен», «Декатлон»; «ИКЕА» (Швеция) — совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.

Крупнейшими отечественными сетями являются: «Магнит», ОАО Торговые сети «Магнит», «Магнит Семейный», «Магнит-Косметик» (270 ма-газинов); «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», (Х5 Retail Group); «Лента»; «О’Кей»; «Евросеть»; «Эльдорадо»; «Монетка»; «М.Видео»; «Связной»; «Азбука вкуса»; Универсал-Трейдинг («Матрица»); Элемент-Трейд («Монетка»).

Региональные торговые сети: универсамы «Полушка» (125 магазинов) в 24 городах и 53 населенных пунктах Республики Башкортостан, Оренбурга и Нижнекамска; «Башспирт» (110 магазинов), ГК «Батыр» (120 магазинов «у дома» торговой сети «Байрам», 4 супермаркета «Сабантуй» с собственным производством, 25 детских магазинов эконом-класса «Ежик», 10 магазинов бытовой химии «ЗИФФА»).

Успешно функционируют магазины-склады «УниверСити», оптовые предприятия: ООО «Пангея», ЗАО «Башбакалея», ЗАО «Башторгодежда», ООО «Рейд» и др. [3]

В январе-августе 2016 г. наблюдалось снижение оборота розничной торговли, которое составило 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года. При этом в августе 2016 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, оборот уменьшился на 3,7 % [2].

19.jpg

Рис. 1.

По данным Росстата, за август 2016 г. инфляция на потребительском рынке РФ составила 3,9 % к декабрю предыдущего года. Относительно показателя годом ранее (9,8 %) инфляция замедлилась в 2,5 раз.

В августе 2016 г. снижение цен на продовольственные товары по Российской Федерации составило 2,6 % к декабрю предыдущего года, против (9,8 % год назад). На непродовольственные товары снижение цен в августе 2016 г. достигло 4,6 % к декабрю предыдущего года (год назад 10,0 %).

14.jpg

Рис. 2.

15.jpg

Рис. 3.

Сводный индекс потребительских цен по республике в августе 2016 г. увеличился по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года на 0,5 %.

16.jpg

Рис. 4.

В августе 2016 г., по сравнению с декабрем предыдущего года, цены на продовольственные товары, включая алкогольные напитки, выросли на 2,5 % (в аналогичном периоде прошлого года выросли на 9,0 %).

За август 2016 г. прирост цен на продовольственные товары составил 4,0 %, что в 4,1 раза ниже, чем прирост цен за прошлый год (16,5 %). На непродовольственные товары прирост составил 7,9 %, что в 1,6 раза ниже, чем прирост цен за прошлый год (12,8 %).

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец августа 2016 составила по республике 3 365,4 рублей и понизилась за месяц на 3,8 %. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стоимость набора выросла на 2,7 %.

Рост цен на платные услуги составил в августе 2016 г. 5,4 %, в аналогичном периоде предыдущего года — 14,2 % [2].

Напомним, что в структуре оборота розничной торговли в 2015г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий и непродовольственных товаров составил соответственно 49,7 % и 50,3 % (в 2014г. соответственно 49,8 % и 50,2 %). Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий населению продано на 390,0 млрд. рублей или 85,4 % к 2014г., непродовольственных товаровсоответственно на 394,7 млрд. рублей или 89,9 %.

В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5 %. Реальная начисленная заработная плата составила 90,1 % к уровню 2014 года (январь-ноябрь).

Их снижение крайне негативно отразилось на продажах. В 2015 году в наибольшей степени сократились продажи автомобилей, практически на 48 %, аудио- и видеоаппаратуры — на 36,7 %, компьютеров — на 44 %, обуви и мебели более чем на 20 %. В продовольственной группе товаров наибольшее падение наблюдалось в реализации рыбы и морепродуктов, муки, мясных консервов.

По итогам 2015 года инвестиции в основной капитал по виду деятельности оптовая и розничная торговля составили более 5 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 478 торговых объектов (более 135 тысяч кв.м.), из них около 30 торговых объектов — площадью свыше 1 000 кв.м. В 2015 году введены: спортивный гипермаркет «Decatlon», «Metro Cash&Carry» в г.Стерлитамак, ТРК «Аструм», ТЦ «Кумертау».

По состоянию на 1 января 2016 года разрешения на деятельность имеют 52 розничных рынка, в том числе 35 — сельскохозяйственных, 15 — универсальных и 2 — специализированных. На них организовано более 10 тыс. торговых мест, из которых для сельхозпроизводителей предоставляется 5 тысяч 100 торговых мест.

Вместе с тем, по-прежнему сохраняется проблема большого количества свободных торговых мест на розничных рынках. По состоянию на 1 января 2016 года их количество по составило 4821 (46 %), в том числе 2687 — для сельхозпроизводителей.

Основными причинами снижения оборота розничной и оптовой торговли, можно объяснить существенным сокращением спроса на реализуемую продукцию со стороны розничных покупателей, а также сужение ассортимента.

Кроме того, большая часть российских производителей из-за сложившейся экономической ситуации выдвигают новые требования, например полной предоплаты за поставку товаров. А дорогие кредиты ограничивают оптовые организации в пополнении оборотных средств на закуп. Как результат, многие оптовые компании перестали отпускать свою продукцию в розницу на реализацию 10–15 дней, а перешли на работу по предоплате. В результате, сокращается количество розничных покупателей сократилось.

Среди типов организации розничной торговли в регионе, особенно в городах, преобладают стационарные магазины (54 %), доля нестационарных типов (палаток, киосков, павильонов) мала (< 10 %). Магазины региона по форматам распределяются следующим образом: преобладает продажа товаров повседневного спроса в формате «магазин у дома» (65 %), продажа через супермаркеты (31 %), устаревший формат универсама занимает лишь 1 % в общем товарообороте розницы, а гипермаркеты (1 %) строятся и функционируют в Уфе и других крупных городах.

По уровню развития объектов розничной торгов ли муниципальные образования крайне различны. Лидирующие позиции принадлежат муниципальным образованиям, в состав которых входят городские поселения. Уровень «слабых» составляют муниципальные образования, объединяющие в своем составе только сельские поселения. На село приходится лишь 20 % общего объема оборота розничной торговли Республики [3].

На протяжении прошлого года велась работа с торговыми розничными структурами и товаропроизводителями, оптовыми поставщиками и торговыми домами производителей. Совместно вырабатывались и принимались меры по недопущению необоснованного роста цен и сохранению стабильности на потребительском рынке.

В условиях санкций отрабатывались вопросы импортозамещения, изменения структуры товарных потоков на другие страны и регионы России. По всем группам товаров на полках магазинов была 100-процентная представленность, нам удалось избежать ажиотажного спроса по всем товарам и других проблем, связанных с поставками.

Таким образом, для развития торговой отрасли Республики Башкортостан необходимо: создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте на основе использования инновационных технологий и новых форм организации бизнес-процессов [4].

Так же необходимо решить следующие задачи для развития торговой отрасли Республики Башкортостан:

‒ определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения;

‒ обеспечение приоритетного продвижения на республиканский рынок товаров отечественного производства должного качества;

‒ обеспечение качества и безопасности потребительских товаров, в том числе алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу на территории Республики Башкортостан, сокращение нелегального оборота алкогольной продукции;

‒ увеличение общедоступной сети организаций общественного питания с учетом территориальной и ценовой доступности;

‒ стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере торговли;

‒ реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности организаций торговли;

‒ совершенствование правового регулирования торговой деятельности;

‒ развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в сфере торговли;

‒ совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли; и т. д. [5].

Литература:

  1. Фахретдинова И. Б. Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 578–580.
  2. Анализ социально-экономического развития РБ. Источник: сайт Министерство экономического развития Республики Башкортостан http://me02.ru/dejatelnost/makrojekonomika/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rb/ekonomicheskiy-barometr/
  3. Валиев Ш. З., Гавриленко И. Г., Исаева Н. В., Чинаев Т. В. Проблемы и перспективы развития торговой отрасли Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. — 2016.
  4. Фахретдинова И. Б. Оценка эффективности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан // Сборник УГУЭС. — 2016.
  5. Государственная программа «Развитие торговли в Республике Башкортостан» 2012–2018гг. Источник: официальный сайт Правительство Республики Башкортостан http://pravitelstvorb.ru/ru/government/governmentprograms/?ELEMENT_ID=12030

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle