Библиографическое описание:

Винокурцева Е. А. Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае: практика применения и проблемы реализации [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В настоящее время экономика Российской Федерации напрямую взаимосвязана с контрактной системой.

Условия контрактной системы в сфере закупок используют в работе государственные и муниципальные учреждения, ряд предприятий и организаций в сфере бизнес-структур.

Деятельность контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми документами.

Контрактная система в сфере закупок направлена на обеспечение выполнения функций и полномочий государства и муниципальных образований с соблюдением принципов целесообразности, результативности и эффективности в расходовании публичных денежных фондов.

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год до заключения государственного (муниципального) контракта.

Все названные мероприятия имеют ряд недостатков при осуществлении каждого этапа формирования контракта.

Именно этой теме посвящено написание данной статьи.

Цель проводимого исследования — выявление факторов отрицательно влияющих на проведение мероприятий по определению поставщиков товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законодательством РФ; оценка состояния проведения конкурентных способов определения поставщиков для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных учреждений в Забайкальском крае РФ/

Объект исследования — контрактная система в сфере закупок; государственные и муниципальные заказчики; поставщики товаров, работ, услуг; нормативно-правовая база в сфере закупок.

Базой исследования является официальная статистическая отчетность, отчеты Министерства экономического развития Забайкальского края РФ, федеральные законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ, постановления и распоряжения Правительства РФ и Забайкальского края РФ.

Для достижения поставленной цели исследования сформулированы задачи и пункты исследования:

  1. Оценка состояния закупочной деятельности для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных учреждений в Забайкальском крае РФ;
  2. Выявление проблемных вопросов в проведении закупочной деятельности.

На территории Забайкальского края в качестве уполномоченного органа по осуществлению проведения конкурентных способов оценки поставщиков товаров, работ, услуг был определен Департамент государственных закупок Забайкальского края.

С 2016 г. в процессе реорганизации был сформированы новые органы исполнительной власти по осуществлению проведения конкурентных способов оценки поставщиков товаров, работ, услуг — Государственное казенное учреждение «Забайкальский центр конкурсных закупок» и Государственное казенное учреждение «Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края».

Государственные и муниципальные учреждения Забайкальского края могут заключить соглашение о передаче функций на определение поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. с ГКУ «Забайкальский центр конкурсных закупок» или создать в учреждении единую комиссию по определению поставщиков.

Непосредственно в государственных и муниципальных учреждениях имеются специалисты в области закупок (контрактные управляющие), которые выполняют функции и обязанности по ведению закупочной деятельности.

Размещение закупок на территории Забайкальского края осуществляется преимущественно на электронной площадке РТС-Тендер.

Одной из составных стадий размещения закупок является планирование. На данной стадии заказчиком определяется потребность в товарах, работах, услугах в натуральном выражении, начальная (максимальная) цена контрактов, а также выбирается способ размещения заказа в соответствии с предметом и суммой планируемой закупки.

Значительная доля запланированных закупок приходится на следующих ГРБС (включая подведомственные учреждения):

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство финансов Забайкальского края.

При анализе конкурентных способов осуществления закупок в структуре, то наблюдается следующее процентное соотношение:

‒ электронный аукцион — 97 %;

‒ запрос котировок — 0,3 %;

‒ открытый конкурс — 0,06 %;

‒ открытый конкурс с ограниченным участием — 1,9 %.

На результативность проводимых закупок влияет специфика предмета закупок, ограниченность конкурентной среды, сокращение предложений со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и иные факторы. Закупки «уходят» к единственному поставщику, почти без снижения начальных цен контрактов. Также, нежелание поставщиков участвовать в закупках для государственных нужд в значительной степени связано с неисполнением государственными заказчиками обязательств по контрактам в части оплаты поставленных товаров, произведенных работ, оказанных услуг.

Государственные закупки Забайкальского края многогранны по своей структуре и имеют множество направлений — от поставок канцтоваров, запасных частей, лекарственных средств, продуктов питания до крупных закупок, таких как поставка дорогостоящего оборудования для медицинских учреждений, приобретение в собственность квартир для детей-сирот и т. д. Также разнообразен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг.

Наибольшее число закупок (57,19 %) проведено на поставку лекарственных средств; на поставку изделий медицинского назначения проведено (16,07 %); поставку продуктов питания (5,39 %).

В структуре государственных закупок приходятся на работы по строительству и содержанию дорог (25,00 % общего объема закупок), на оказание слуг по предоставлению кредитных ресурсов (14,11 %), приобретение в собственность квартир, недвижимого имущества (13,03 %).

Наибольший процент экономии при проведении торгов сформировался в закупках на приобретение вычислительной техники — 23,74 %. Высокая эффективность также наблюдается в закупках на оказание услуг охраны -19,39 %, приобретение лекарственных средств — 15,80 %, изделий медицинского назначения, расходных материалов — 15,12 %.

В соответствии со ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.

Объем закупок, проведенных для СМП и СОНКО, в совокупности по всем заказчикам составляет 10,42 % от общего объема проведенных закупок (без учета закупок на оказание услуг по предоставлению кредитов).

По мнению автора статьи, основными проблемами при осуществлении контрактной системы в сфере закупок являются:

  1. с введением в действие профессиональных стандартов необходимость ввода в штатные расписания государственных и муниципальных учреждений и других учреждений — специалистов контрактной службы с обязательным прохождением курсов повышением квалификации или курсами профессиональной переподготовки «Специалист в сфере закупок»;
  2. прохождение курсов повышения квалификации для специалистов контрактных служб учреждений являются затратными, наименьшая стоимость которых составляет 10–12 тыс. руб.;
  3. осуществление закупной деятельности является строго регламентированными, например, на каждую процедуру установлен нормативный срок (длительность до 1–2 месяцев), что усложняет оперативное заключение контрактов, когда это становится необходимым;
  4. изменение условий контракта поставщиками товаров, работ, услуг после процедуры заключения контракта, в частности изменения физических характеристик товара, работы, услуги, что является недопустимым условием после подписания муниципального (государственного) контракта;
  5. возникающие затруднения у специалистов контрактных служб при описании объекта закупки товаров, работ, услуг; составлении технического задания к государственному (муниципальному) контракту;
  6. при неисполнении условий контракта предусматриваются штрафы, пени, неустойки к поставщику или заказчику до 10 % цены контракта;
  7. проблемы в автоматизации работы информационных систем в сфере закупок «Портал государственных закупок», «ЕИС в сфере закупок» (не доработанные версии программ, несоответствие компонентов программ рабочим местам пользователей);
  8. не совершенство нормативно-правой базы в сфере закупок; возникает множество вопросов по закупочной деятельности в процессе работы у специалистов контрактных служб;
  9. к преимуществам контрактной системы можно отнести, условие экономии бюджетных ассигнований регионального, федерального, местного бюджетов, так как происходит снижение начальной максимальной цены контракта.

Для улучшения ситуации в закупочной деятельности в субъекте РФ или в целом в государстве необходимо учитывать интересы поставщиков и заказчиков, разработать нормативно-правовую базу для конкретных практических ситуаций, которые происходят в процессе работы, а также осуществлять ежегодный мониторинг государственных и муниципальных закупок с целью выявления эффективных и неэффективных закупок.

Литература:

  1. Постановление Правительства Забайкальского края от 21.08.2015 года № 404 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Забайкальского края».
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ (ред.от29.06.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle