Библиографическое описание:

Якубова Д. Р. Нелегальная экономика в России: истоки, типы и перспективы [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 16-20.



В настоящее время экономика в Российской Федерации может быть разделена на две взаимосвязанные части, а именно: правовая экономика, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством; и нелегальная экономика (как часть теневой экономики), которая осуществляет свою деятельность в условиях несоблюдения законов, ограничена законодательством и основывается на неформальных нормах поведения. Эта проблема относится не только к России, но и к странам Латинской Америки (Перу, Бразилия, Чили, Венесуэла), а также, к Таиланду, Алжиру и другим странам Третьего Мира. Экономическое явление нелегальной экономики имеет схожий источник во всех странах, которые сталкиваются с её расширением: в связи со слабым институциональным развитием экономики страны, физические и юридические лица были вынуждены прибегать к нелегальным ресурсами для покрытия высоких затрат или выхода на рынок.

В приведенной ниже таблице 1 проиллюстрировано сравнение размеров теневой экономики более развитых стран мира (по состоянию на 2015 год) и России, где очевидна отрицательная тенденция: сложная бизнес-среда в сочетании с макроэкономическими потрясениями значительно повышают роль теневой экономики, что сказывается на проценте соотношения теневой экономики к ВВП России. К примеру, на данный момент данный показатель нашей страны в 7 раз выше, чем в США. Сегодняшний уровень нелегальной экономики приближен к аналогичному показателю 1995 года (41,6 %) [10], который считается временем “расцвета” нелегальной экономики России.

Таблица 1

Размер теневой экономики: сравнение российского показателя иразвитых странах, 2015 (в% от ВВП)

Страна / год

2015

Российская Федерация

43

Австралия

10,3

Канада

10,3

Япония

8,4

Новая Зеландия

8,0

Соединенные Штаты Америки

5,9

[Источник: Friedrich Schneider, Size and Development of the Shadow Economy of 31 European and 5 other OECD Countries from 2003 to 2015: Different Developments, 2015, стр. 7]

Однако, в то время как в 1990-х годах элементами нелегальной экономики, главным образом служили преступные группировки, которые занимались привлечением частной собственности, преступлениями против общества (коррупция) и контрабандой; то сегодняшняя нелегальная экономика уже стала частью международной теневой экономической сети, которая осуществляет свою деятельность посредством оффшорных операций, коррумпированных представителей власти, террористических групп.

Истоки нелегальной экономики

Как уже говорилось в предыдущей части, основной причиной незаконной деятельности в экономике являются высокие операционные издержки или издержки, связанные с выходом на рынок. Эти транзакционные издержки были классифицированы Эрнандо де Сото, как «издержки законопослушания» и в основном включают в себя:

1) Стоимость доступа к легальной деятельности, иными словами, расходы (как в денежном выражении, так и в выражении затраченного времени, усилий) по регистрации юридического лица, в отношении доступа к лицензиям и финансированию, на открытие счетов и выполнения других формальностей;

2) Затраты на продолжение законопослушания, такие как налоговые платежи, социальная защита работников, затраты на разрешение споров в судах.

Так называемая «мошенническая экономика» начала играть значительную роль в российской экономике со времен Гражданской войны (1917–1920 гг.), когда основным представителем теневой экономики был крестьянин, спекулирующий хлебом. В марте 1917 года после объявления правительством политики «монополии хлеба» появилось много крестьян, которые приобретали зерно из деревень и продавали его в городах. Статистика 1917 года говорит, что 40 % населения регулярно «путешествовали, чтобы купить хлеб», и половина из них преуспевали в своем деле [2, стр.20]. Эти спекулянты также должны были давать взятки в городские отряды для доступа к городским рынкам.

В советское время нелегальная экономика не играла существенной роли, как был другой тип экономики, заменяющий её — фиктивная экономика, где участники рынка не скрывали количество произведенной продукции со стороны государства, а, наоборот, переоценивали собственную производительность. Командная система экономики провозглашала значимость выполнения государственного плана для получения дополнительных инвестиций и средств. Такая система вынуждает юридическое лицо завышать показатели отчетности, которые не соответствуют действительности за счет так называемых «дополнений». В постсоветский период необходимость в дополнениях исчезла, уступив бартерным обменам и задержкам платежей.

Далее, в 1990-е годы уровень нелегальной экономики может быть проанализирован для бывших республик СССР, где ведущие позиции идут следующим образом (доля теневой экономики в % от ВВП страны): Грузия — 62,6 %, Азербайджан — 60,6 %, Украина — 48, 9 %, Россия — 41,6 % [2, стр. 31]. Причины столь невероятно высокого уровня нелегальной экономики находят свои корни в пути формирования нового слоя населения — экономически активных предпринимателей — в странах с переходной экономикой: в то время как Восточная Европа пережила сильную политическую и экономическую дискриминацию бывшей номенклатуры, что лишило их лидирующих полномочий, то в странах бывшего СССР экономически активное население было сформировано только за счет административной элиты, которая получила неконтролируемую власть и начала создавать хозяйственные организации основываясь на клановых связях, кровном родстве и патернализме. Кроме того, в результате реформ 1990-х годов, национальные домохозяйства получили экономическую свободу на рынке (следуя положительному примеру американской истории), но из-за отсутствия базовых экономических знаний и навыков большая часть российского населения по-прежнему является экономически неграмотным, избегает долгосрочного планирования и прогнозирования. Такое поведение на самом деле показывает, что за исключением нескольких государственных структур и юридических лиц, находящихся под покровительством государства, остальная часть как юридических, так и физических лиц нуждается в институтах, которые могут предоставить поддержку и смягчить последствия экономических потрясений. До тех пор пока процесс становления необходимых институтов не будет завершен, нелегальная экономика будет играть значимую роль краткосрочной подушки безопасности для тех, кто следует принципу «законопослушания».

В настоящее время два типа транзакционных издержек присутствуют и измеряются как показатели привлекательности ведения бизнеса на территории Российской Федерации (см. Таблица 2). Очевидно, что большинство из них влияют на выбор тактики ведения бизнеса — официального против незаконного. Наиболее сложными из процедур начала бизнеса считаются время, затрачиваемое на получение разрешения на строительство, время, затраченное на предоставление подключения к электричеству, а также высокие ставки налогов, расходы на разрешение судебных споров и затраты на участие в международной торговле. Невозможно игнорировать тот факт, что все эти проблемы могут быть решены в нелегальной экономике посредством «связей» чиновников, взяточничества, насильственного влияния или просто подпольного производства.

Таблица 2

Обзор показателей привлекательности ведения бизнеса для России

Показатель

2016

2015

Лидирующая страна (2015)

Ведение бизнеса (позиция)

41

31

Новая Зеландия (1)

Количество процедур

4,4

4,4

Новая Зеландия (1)

Срок в днях

10,5

11,2

Новая Зеландия (0,5)

Получение разрешений на строительство (позиция)

119

117

Сингапур (1)

Количество процедур

19,0

19,0

5 стран (7,0)

Срок в днях

263,5

263,5

Сингапур (26)

Подключение к системе электроснабжения (позиция)

29

53

Республика Корея (1)

Количество процедур

3

4

14 стран (3)

Срок в днях

160,5

175,2

Республика Корея (18)

Регистрация собственности (позиция)

8

8

Новая Зеландия (1)

Количество процедур

3

3

4 страны (1)

Срок в днях

15,0

19,0

3 страны (1)

[Источник: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Doing Business 2016: Russian Federation, 2016, стр. 11–16]

Типы нелегальной экономики

Частота несоблюдения различных отраслей права служит индикатором значимости нелегальной экономики. Нелегальная экономика может быть разделена на 3 основных типа:

− Неформальная экономика — правовые формы хозяйственной деятельности, которые заняты не зарегистрированным формально производством и/или импортом товаров и услуг. Целью данной деятельности является минимизация расходов по выплате налогов. Примеры включают производство или торговлю небольших оптовых товаров, таких как санкционированные продукты питания, электроника, строительные материалы, продукты сельского хозяйства [5].

− Фиктивная экономика — экономика спекулятивных сделок, взяточничества и мошенничества всех видов получения и передачи денег. На сегодняшний день примеры включают в себя торговлю ценными бумагами (акции, облигации, векселя) и производными инструментами, обменные валютные операции на рынке. Этот тип нелегальной экономики не регулируется законодательством Российской Федерации, таким образом, давая возможность для активных торгов на рынке, как это было в 2014–15 годах на российском валютном рынке, когда большое количество спекулянтов смели извлечь выгоду от девальвации рубля путем реализации выброса валюты и вывода капитала за границу.

− Криминальная экономика — хозяйственная деятельность, связанная с прямым нарушением закона (Уголовного и Гражданского кодексов), а также с нарушением прав собственности юридических лиц. Криминальную экономику можно разделить на экономику, в которой (1) экономические преступления совершаются в рамках законной предпринимательской деятельности посредством зарегестрированных юридических лиц и бизнес-структур, и (2) преобладают незаконные бизнес-структуры, занимающиеся рэкетом, шантажом, вымогательством. Одной из наиболее распространенных незаконных организаций считаются «бизнес-попрошайки» (их можно встретить в метрополитене, на улицах, на дорогах и т. д.).

Перспективы и рекомендации

Основной причиной увеличения доли неформальной экономики является влияние девальвации национальной валюты, падение международной торговли, за которыми следуют кризис на внутреннем рынке товаров и услуг, рынке труда. Юридические лица, деятельность которых была неразрывно связана с импортом товаров, страдают от высоких цен, а организациям экспортирующим товары в национальной валюте стало невыгодно работать. Пытаясь выжить в формальном секторе экономики в условиях кризиса юридические лица и индивидуальные предприниматели сталкиваются с высокими операционными издержками и предпочитают перейти к нелегальной экономике, с тем, чтобы по крайней мере, сохранить бизнес. Таким образом, в течение последних двух лет 600,000 индивидуальных предпринимателей официально прекратили свою хозяйственную деятельность, в то время как 28 % малых и средних предприятий находятся в процессе сокращения расходов по персоналу и заработной платы [5]. Эта тенденция приводит к официальному повышению уровня безработицы достигая уровня 6 % и переходу безработных в нелегальный сектор экономики.

Только за счет изменения структуры экономики от производства сырья и горнодобывающей промышленности к более диверсифицированной структуре могут быть созданы современные рабочие места. На этом этапе важно отметить ряд отраслей, которые сейчас оказались под угрозой: строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Для них правительство должно обеспечить специальные программы поддержки, чтобы они могли быть конкурентоспособными с импортируемыми товарами и обеспечить население с официальными рабочими местами. В настоящее время правительство провозгласило значительные бюджетные сокращения на уровне 10 %, однако было оговорено, что расходы на социальное обеспечение, сельское хозяйство и пенсионные выплаты индексации не будут страдать от бюджетных сокращений [6].

Согласно антикризисному плану Правительства РФ некоторые меры по поддержке отечественных производителей уже имплементированы: запланированные выплаты грантов для малых и средних предприятий, работающих в сельском хозяйстве, а также для отечественных производителей, чьё производство зависит от импорта. Более того, региональные власти будут иметь возможность уменьшить налоговые ставки для малого бизнеса. Продолжением поддержки малого и среднего бизнеса является упрощение бюрократических процедур и уменьшение количества проверок [4], которые на данный момент зачастую сопровождаются взяточничеством.

В более общем смысле, полагаю, что если внедрение в ближайшее время указанных выше «аварийных каналов» поддержки юридических и физических лиц будет успешным, то процесс расширения нелегального сектора экономики может быть значительно замедлен. Не исключено, что в государстве всегда будет существовать население с низким уровнем доходов, мигранты, для которых трудоустройство в легальном секторе будет всё также связано с более высокими издержками. Однако предложенные меры помогут вернуть физических лиц и хозяйственные организации, которые вынуждены были перейти в нелегальный сектор в связи с текущей экономической ситуацией.

Большинство мер, предложенных российским правительством применяются для снижения доли нелегальной экономики, в то время как криминальный сектор остается нетронутым. Причиной такого феномена является структура и особенность криминальной экономики: если неформальная экономика зависит от внешнего влияния и имеет свои спады и подъемы, то криминальная экономика является более стабильной, она в меньшей степени зависит от макроэкономической ситуации. Пытаясь уменьшить долю преступного сектора экономики Россия нуждается в фундаментальных институциональных реформах, которые будут направлены на развитие законодательной базы, эффективной работы судебной системы и четкого определения и защиты прав собственности.

Литература:

  1. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — С. 99–111.
  2. Латов Ю. В. Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики. — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 284 с.
  3. Олейник А. Н. Институциональная экономика. — М.: Инфра-М, 202. — 416 с.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Правительство РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 23.10.2016).
  5. Теневой сектор экономики России вырос на 3 млн человек // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://www.rbc.ru/economics/26/02/2015/54ef19049a7947453eeb6428 (дата обращения: 23.10.2016).
  6. У правительства появился новый антикризисный план на 400 млрд руб // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://www.rbc.ru/economics/21/01/2016/56a11dc69a7947668bc1bbc2 (дата обращения: 23.10.2016).
  7. Fakhrutdinova, E. Shadow economy in Russia/Fakhrutdinova, E. V., Fakhrutdinov, R. M., Kolesnikova, J. S., Yagudin, R. H.// Mediterranean Journal of Social Sciences 2015. Vol.6(1S3), pp.67–72
  8. Friedrich Schneider, Size and Development of the Shadow Economy of 31 European and 5 other OECD Countries from 2003 to 2015: Different Developments, 2015
  9. Klaus Schwab, World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2015–2016, 2015
  10. Schnaider F., Enste D. Increasing Schadow Economies All Over the World — Fiction or Reality? A Survey of the Global Evidence of their Size and of their Impact from 1970 to 1995
  11. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Doing Business 2016: Russian Federation, 2016
Основные термины (генерируются автоматически): нелегальной экономики, теневой экономики, нелегальная экономика, уровень нелегальной экономики, экономики России, нелегальной экономики России, явление нелегальной экономики, сектор экономики, Истоки нелегальной экономики, элементами нелегальной экономики, сектора экономики, часть теневой экономики, уровня нелегальной экономики, роль теневой экономики, соотношения теневой экономики, размеров теневой экономики, тип нелегальной экономики, Размер теневой экономики, представителем теневой экономики, доли нелегальной экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle