Автор: Кобзева Татьяна Яковлевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2016)

Библиографическое описание:

Кобзева Т. Я. Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях [Текст] // Инновационная экономика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 74-76.



В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях,поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Ключевые слова: что такое «менеджмент», особый вид деятельности,менеджмент в российской практике, основные задачи менеджмента,профессия менеджера, почему менеджмент так важен для предпринимательства, «миссия»,успешность предпринимательства,«двигатель» обоснования существования компании, повышается роль менеджмента, недоработки и ошибки в менеджменте,чреваты большими потерями.

Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью осуществления адекватного управления в рыночных условиях российскими предпринимателями, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства. Нельзя не отметить, что роль предпринимательства, особенно малого бизнеса, в мировой экономике, резко возросла начиная с 80–90-х лет прошлого столетия. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50 % трудового населения и производится 33–60 % национального продукта [1].

Изменения в развитии современного мира, непрерывно происходящие активные преобразовательные процессы во всех сферах общества, в том числе и социально-экономической, требуют от менеджмента большей роли, представляя управление чуть ли не основным показателем совершенного предпринимательства. Несмотря на то, что менеджмент как понятие, в обиходе появилось относительно недавно (если точнее — в начале девяностых прошлого века), сегодня профессия менеджера одна из самых актуальных и востребованных. Рассмотрим, что такое «менеджмент» вообще. Термин менеджмент происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) — «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился до настоящего времени в понятии «управление».

Таким образом, менеджмент — это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Принято считать, что одним из первых перечень управленческих функций предложил А. Файоль: «Управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1]. Вспомним, что один из ведущих теоретиков в области управления и организации Питер Друкер определил управление как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Иными словами, как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Следует отметить, что, в силу определенных обстоятельств менеджмент в российской практике сопровождается «пакетом» серьезных проблем, которые тормозят процесс развития отечественных предпринимателей, как юридических, так и физических лиц. Так, на пример, назовем самые насущные проблемы инновационного предпринимательства:

– отсутствие правовой основы: поскольку нет четкого разграничения (определения) таких понятий, как «инновации» и «инновационная деятельность», размыты критерии оценки инновационной деятельности, недостаточно статистики, отсутствует мониторинг деятельности инновационных предпринимателей, не разработан механизм объективной оценки инновационного предпринимательства, отсутствует четкая методика определения какие предприятия следует относить к инновационным;

– минимальная востребованность малого инновационного предпринимательства (вполне естественно, что предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей);

– кадровая проблема (именно сейчас происходит «смена поколений». Опытные кадры покидают систему инновационного предпринимательства, а у молодых не хватает опыта и навыков ведения разного рода инновационных проектов);

– низкая мотивация исследователей (исследования по определению не могут давать прибыль, поскольку они носят фундаментальный характер. Только применение результатов в конкретных областях может сулить совсем небольшой заработок предпринимателю. Иными словами, малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку те не дают гарантированной прибыли. Если же исследования действительно стоящее, то предприниматель чаще всего не находит достаточных средств для достижения исследуемых результатов);

– недостаток финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (это одна из основных проблем любого инновационного предпринимательства, т. к. для создания опытных образцов необходима дорогостоящая материально — техническая база).

Почему же менеджмент так важен для предпринимательства? Ответ очевиден. Основными задачами менеджмента являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Как отмечено ранее, менеджмент, как процесс, включает в себя ряд последовательных функций. Рассмотрим подробней основные указанные функции:

– планирование предпринимательской деятельности как основная функция, обеспечивающая совокупность взаимосвязанных организационных, технических, финансовых, социальных и иных мероприятий;

– организация менеджмента: в теории и практике менеджмента различают два основных направления. Первое направление связано с разработкой рациональной системы управления организации. Второе — касается построения структуры организации;

– мотивация сотрудников, обеспечивающая побуждение, заинтересованность в работе, желание стремиться к осуществлению целей организации;

– координация усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

– контроль, как метод анализа обнаружения и решения проблем, которые препятствуют успешной деятельности организации.

Отметим, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользование имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Как любая деятельность, предпринимательская деятельность тоже требует управления, а так как предпринимательская деятельность постоянно подвергается различным рискам, ее планирование и управление становиться особенно важным аспектом.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессиональных навыков предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями. Соединение собственности и управления в предпринимательстве дает реальные преимущества в конкурентоспособности.

Однако, предприниматели не смогут выйти на новый, более высокий уровень экономического развития не преодолев определенные проблемы в сфере менеджмента.

Наиболее важная проблема, с которыми приходиться сталкиваться и бороться российскому предпринимательству это:

– минимальный уровень или полное отсутствие стратегического планирования в большинстве российских компаний. Сущность стратегического планирования заключается в разработкой компанией её миссии, далее — целей, а также прогнозируемые мероприятия и механизм их достижения. В процессе жизнедеятельности компании выбор или формулировка стратегии — очень важный этап, который оказывает огромное влияние на её последующее развитие. Стратегия способствует выработке и осуществлению действий, ведущих к повышению эффективности компании, увеличению доходности, укреплению конкурентоспособности в жесткой, непрерывно изменяющейся внешней среде. Однако современные российские менеджеры не достаточное внимание уделяют созданию эффективной стратегии, позволяющей выживать компании в долгосрочной перспективе.

Важную роль в стратегическом планировании играет разработка миссии и целей компании. Если компания определила для себя, что она будет двигаться в том или ином направлении, выбрала ценности, на которые всегда будет ссылаться на любом этапе при принятии любых решений и чем будет объяснять любые процессы, происходящие в ней, то данное направление — её миссия. Главная цель каждой компании — максимально полно удовлетворить своей продукцией запросы её потребителя. Цель должна быть достижимой, — чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, цели «представляют собой важные мотивы поведения людей в организации». Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано, и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Во многих российских фирмах «миссия» просто на просто не разработана, т. е. отсутствует, либо она выражена в неявной, расплывчатой форме. Соответственно, у сотрудников отсутствует «двигатель», который обосновал бы, почему компания, в которой они работают, вообще должна существовать. Это «тормозит» продвижение российского предпринимательства, замедляет реакцию на постоянные изменения, происходящие в мире. Иными словами, управленческие аспекты выражены в качестве менеджмента согласно оценке персональных достижений менеджеров, работающих в компании. Вместе с тем, цели, связанные с качеством менеджмента, многим российским фирмам важными не представляются, поскольку с получением краткосрочной прибыли напрямую не связаны. Ведь краткосрочная прибыль — это нередко результат везения, предпринимательского чутья и таланта. Однако в долгосрочном периоде хорошо продуманные методы управления и разработки в этой области являются существенными для развития и успеха компании.

Итак, определение компаниями их миссии, целей, стратегии и донесение их до сотрудников даст возможность процветанию компании, а, следовательно, предпринимательства в целом.

Таким образом, малый и средний бизнес являются основой для крупного бизнеса, соответственно, предпринимательство является одним из главных сегментов социально-экономической системы. Это не только рыночная экономика, но и гражданское общество, которое затрагивает все его сферы. От уровня экономического развития предпринимательства зависит дальнейшее развитие экономики России.

Подводя итог, можно сказать, что успешность предпринимательства начинает все более зависеть от таланта и усилий, прилагаемых сотрудниками и, как следствие, повышается роль менеджмента в стратегии развития предпринимательства в России ориентированная на использование глобализации в целях более эффективного обеспечения экономики страны финансовыми ресурсами. Недоработки и ошибки в менеджменте, проявление низкого профессионализма самими менеджерами компании, чреваты большими потерями в предпринимательстве, а часто и вовсе банкротством.

Литература:

  1. М. Банчич, Основы предпринимательского дела [Текст] / М. Банчич. — М.: ФиС, 2013.
  2. В. Путин: Малый и средний бизнес должны играть заметную роль в формировании ВВП. [Электронный ресурс]//Вестник «Бизнес Березники» 15.11.2012. URL:http://www/biztass.ru/news/id/46916
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
  4. Т. Кобзева, Д. Махкамов Статья: «Столкновение миров: выбор между экономическими и социальными отношениями в менеджменте предпринимательской деятельности», IY Международная НПК студентов и молодых ученых «Теория и практика управления», Москва, Палеотип, 2013.
  5. Т. Кобзева, В. Перегон Статья: «Программное обеспечение в менеджменте предпринимательской деятельности», IY Международная НПК студентов и молодых ученых «Теория и практика управления», Москва, Палеотип, 2013.
  6. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика: Учеб. пособие / Под. ред.: И. Г. Минервин, М. А. Павлова. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Современная экономика: Многоуровн. учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle