Библиографическое описание:

Мариненко Э. А., Синицина Д. Г., Козлова Д. В. Рынок интернет-банкинга России и Калининградской области [Текст] // Инновационная экономика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 67-71.



С каждым годом количество безналичных платежей увеличивается, растут доходы от продаж в интернете и мобильный траффик. Увеличится рост числа пользователей мобильными устройствами. К 2017 5,3 млрд человек будут использовать мобильные устройства (по сравнению с 4,3 млрд в 2012). А что не менее важно, смартфоны, ноутбуки и другие портативные устройства к 2017 году будут генерировать 93 процента трафика.[1]

Наряду с этими показателями, совершенствуются механизмы электронных платежей. В России уже никого не удивить банковской картой, ведь более половины (53 %) населения располагают 2–3 пластиковыми картами различных банков, около 28 % имеют лишь одну карту и всего 4 % жителей не имеют карты вовсе. [2]

Но пройдет еще немного времени, и лояльность клиента, выбор того или иного кредитного учреждения будет во многом зависеть от того будет ли выбранный банк максимально близко к пользователю: у него в кармане или дома на экране монитора.

К сожалению, нет регламентированного определения интернет банкинга, но по сути интернет-банкинг (от англ. e-banking, также — электронный банкинг) — комплекс средств для управления банковскими счетами через Интернет.

Интернет-банкинг, а также коммуникационная политика с конечным пользователем посредством всемирной сети направление, безусловно, перспективное. С каждым днем все большее количество банков запускают механизмы, позволяющие упростить взаимодействие с клиентами через интернет.

К основным преимуществам интернет-банкинга можно отнести:

Интернет-банкинг имеет ряд серьезных преимуществ:

  1. Сокращение временных издержек на пользование услугами банка
  2. Контроль собственных счетов в круглосуточном режиме
  3. Оперативное исполнение платежей и получение информации

Однако наряду с преимуществами, стоит отметить, что для понимания ситуации на рынке, необходимо рассмотреть сервис с точки зрения пользователя, его удобства. К таким факторам можно отнести:

  1. Внешний вид, дизайн, общий вид интерфейса в клиентской части системы
  2. Процесс установки, регистрации и деинсталляции в клиентской части системы
  3. Удобство и простота выполнения необходимых транзакций
  4. Сервисное обслуживание и оперативная обратная связь
  5. Наличие полноты банковских услуг, большое количество различных настроек и платежей.

На момент написания статьи, общее количество банков, зарегистрированных на 1.09.2016 составляет, 918, причем 308 из них не имеют лицензии (или она аннулирована), но эти банки не исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций. Иными словами, действующих банков на территории РФ — 610. [3] На территории Калининградской области зарегистрирован 1 банк (Энерготрансбанк) и осуществляют свою деятельность 48 банков. [4]

На основе показателей банковских активов нетто был сформирован финансовый рейтинг из 10 ведущих банков России, в него вошли:

Таблица 1

Рейтинг российских банков по ключевым показателям деятельности (активы нетто)

Позиция врейтинге

Название банка

1

Сбербанк России

2

ВТБ Банк Москвы

3

Газпромбанк

4

ФК Открытие

5

ВТБ 24

6

Россельхозбанк

7

Альфа-Банк

8

Национальный Клиринговый Центр

9

Московский Кредитный Банк

10

Промсвязьбанк

Источник: электронный ресурс] URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения 20.09.2016)

Но не все банки присутствуют на рынке Калининградской области.

Таблица 2

Рейтинг 10 ведущих банков Калининградской области

Позиция врейтинге КО

Название банка

Позиция врейтинге по России

1

Сбербанк России

1

2

Газпромбанк

3

3

ФК Открытие

4

4

ВТБ 24

5

5

Россельхозбанк

6

6

Альфа-Банк

7

7

Промсвязьбанк

10

8

Бинбанк

12

9

Райффайзенбанк

13

10

Росбанк

14

Источник: [Электронный ресурс] URL: http://www.banki.ru/banks/Kaliningrad/list/ (дата обращения 20.09.2016)

По мнению опрошенных респондентов в возрасте от 18 до 45 лет на основе анонимного анкетирования (количество 107 человек), для удобства пользованием интернет-банкингом им необходимы следующие функции:

Рис. 1. Диаграмма проведенного анкетирования по вопросу: «Что необходимо мне для комфортной работы с банком в сети интернет».

Каждому из показателей, представленных респондентам была присвоена шкала оценивания: 1–2, где 1 балл — банк не отвечает требованию респондента, 2 балла — банк отвечает требованию респондента. Таким образом максимальный балл может составить 14, (наличие всех указанных 7 критериев) а минимальный 7 (отсутствие всех критериев оценки). Затем, на основе выявленных потребностей был проведен анализ сайтов, мобильных приложений и составлена сводная таблица результатов «Развитость интернет-банкинг на территории Калининградской области»:

Таблица 3

Сводная таблица результатов научного исследования

Позиция врейтинге КО

Название банка

Балльный рейтинг (позиция врейтинге интернет-банкинга)

Краткий вывод

1

Сбербанк России

14 баллов — 1 место

Все критерии в наличии, подсказки и функции отображены в разделе справки

2

Газпромбанк

12 баллов — 3 место

Количество функций ограничено перечнем, а также отсутствует автоматическая рассылка о новых предложениях

3

ФК Открытие

14 баллов — 1 место

Все критерии в наличии, подсказки и функции отображены в интерактивном режиме

4

ВТБ 24

14 баллов — 1 место

Отличительной особенностью является не только наличие всех факторов, но и приложение для windowsphone, мобильная версия онлайн-кабинета и подробные видеоинструкции

5

Россельхозбанк

11 баллов — 4 место

Путь установки приложения сложен, дизайн не доработан (на основе оценки приложения в googleplay), функционал ограничен, онлайн чат справки работает с 9:00 до 21:00, нет рассылок.

6

Альфа-Банк

13 баллов — 2 место

Одно из лучших мобильных приложений (на основе оценки приложения в googleplay), вход в приложение по отпечатку пальца; отсутствуют подсказки на сайте.

7

Промсвязьбанк

11 баллов — 4 место

Функционал кабинета и мобильного приложения не соответствует большему перечню услуг банка, отсутствуют подсказки и автоматическая рассылка

8

Бинбанк

14 баллов — 1 место

Множество шаблонов в приложении, удобные ветви интернет-банкинга, присутствует форма обратной связи с оценкой работы банка и оказанной помощи.

9

Райффайзенбанк

14 баллов — 1 место

Несколько мобильных приложений для различных нужд, все остальные критерии выполнены

10

Росбанк

13 баллов — 2 место

Максимальный балл за все, кроме подсказок и наличия интерактивной помощи.

Подводя итог, хочется отметить плотность конкуренции в сфере интернет-банкинга и коммуникаций с пользователем. Большинство банков также представлены во всех социальных сетях, а их аккаунты постоянно пополняются новостями, наряду с ответами на вопросы пользователей. Многие разработчики мобильных приложений и интернет-банков ориентируются не только на физических лиц, но и удовлетворяют потребности малого и среднего бизнеса. Если бы в данной оценке участвовал представитель Калининградского рынка, «Энерготрансбанк», его оценка составляла бы всего 11 баллов, показатели были бы снижены ввиду короткого списка функций в онлайне, неудобства дизайна приложения и личного кабинета, а также отсутствия системы подсказок и объяснения функций. Тем самым, можно сказать, что на территории Калининградской области в полной мере можно воспользоваться сервисами крупных Российских банков, которые предоставляют больший спектр услуг для конечного пользователя, но со стороны представителя банковского сектора Калининградской области эта ниша развита довольно слабо.

Литература:

  1. CiscoVisualNetworkingIndex [Электронный ресурс] URL: http://www.cisco.com/c/en/us/solutions/collateral/service-provider/visual-networking-index-vni/mobile-white-paper-c11–520862.html (дата обращения: 20.09.2016)
  2. Сколько процентов людей пользуются банковскими картами в России [Электронный ресурс] URL: http://ruscreditcard.ru/исследование-сколько-процентов-люде/ (дата обращения 20.09.2016)
  3. [Электронный ресурс] URL: http://www.profbanking.com/blitz-answer/630-how-many-banks-in-russia.html4. (дата обращения 20.09.2016)
  4. Список банков Калининграда [Электронный ресурс] URL: http://www.banki.ru/banks/Kaliningrad/list/ (дата обращения 20.09.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle