Библиографическое описание:

Бакулина А. А. Анализ российского автомобильного рынка в условиях кризиса на примере Ford Motor Company [Текст] // Инновационная экономика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 13-17.



На современном этапе автомобилестроение является одной из важнейших отраслей в промышленности как развитых, так и развивающихся стран. Состояние рынка легковых автомобилей является одним из самых ярких индикаторов уровня экономического развития государства, инновационного потенциала экономики, а также состояние его потребительского сегмента. В данной статье будет произведен анализ современного российского рынка легковых автомобилей, определена степень влияния кризиса на автомобильный бизнес в России на примере одной из крупнейших транснациональных компаний, а также будут разработаны рекомендации для оживления автомобильного рынка на предстоящий 2017 г.

Автомобиль представляет собой высокотехнологичный и инновационный продукт, аккумулирующий новейшие достижения науки и техники и стимулирующий их развитие через целевые научно-технические исследования. В процессе изготовления автомобиля помимо предприятий, занятых его непосредственной сборкой, участвует большое число промежуточных отраслей. Затем уже в процессе эксплуатации на автомобиль работает целый ряд поддерживающих и обеспечивающих производств: производство бензина и масел, запчастей и комплектующих, ремонтные мастерские и центры технического обслуживания.

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются ролью автотранспорта в национальной экономике и во всем мире в целом. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой — одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны.

Ряд экономических и внешнеполитических факторов оказали влияние на развитие авторынка России в 2015 г. По результатам года российский авторынок показал самое сильно падение среди ключевых рынков мира, масштабы которого сравнимы с падением во времена кризиса 2009 г. В 2015 г. в России было произведено 1,4 млн. шт. автомобилей, что на 26,3 % ниже, чем аналогичный показатель в 2014 г. Ниже представлена диаграмма, которая характеризует изменение производства легковых автомобилей в России за период с 2008 по 2015 гг.:

Рис. 1. Динамика производства легковых автомобилей в России, млн. шт.

Источник: OICA (Международная организация производителей автомобилей

Основными причинами падения производства в 2014–2015 г. является снижение рентабельности, ухудшение макроэкономической конъюнктуры экономики в целом в связи с введением санкций со стороны многих развитых государств, снижение реальных доходов населения и как следствие падение потребительского спроса, волатильность курсов валют и цены на нефть.

К концу 2016 г. также ожидается снижение темпов развития автомобильного рынка, правда в меньшей степени, чем в 2015 г. При условии отсутствия внешних шоков и роста цены на нефть начало восстановления автомобильного рынка прогнозируется не раньше 2017 г.

По результатам 2015 г. продажи новых легковых автомобилей покупателям в России (т. е. количество регистраций) снизились на 45 % в количественном выражении. Сегмент новых импортных автомобилей снова показал наибольшее сокращение в объемах продаж (-52 %), тогда как продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37 % и 45 % соответственно. Эти данные представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Продажи легковых автомобилей вРоссии вколичественном истоимостном выражении

Категория

Продажи, тыс.шт.

Продажи, млрд.долл.США

2014

2015

Изменение

2014

2015

Изменение

Отечественные бренды

410

259

-37 %

4,4

2,1

-52 %

Иномарки российского производства

1280

709

-45 %

30,6

13,4

-56 %

Импортные новые автомобили

650

313

-52 %

23,2

9,4

-59 %

Всего:

2340

1280

-45 %

58,2

24,9

-57 %

Источник: Анализ PwC

По результатам 2015 г. имело место существенное расхождение статистики авторынка на основании данных по регистрациям в России и данных по отгрузкам дилерам. Одной из ключевых причин подобной ситуации на рынке является приобретение автомобилей в России покупателями из других стран (прежде всего, Казахстана и Белоруссии) в период обесценивания рубля и до обесценивания национальных валют этих стран.

Снижение продаж легковых автомобилей происходит на фоне сжатия потребительского спроса, вызванного сокращением реальных доходов населения.

Замедление темпов падения продаж легковых автомобилей происходит за счет несколько понизившейся склонности к сбережению, которая (с исключением сезонного фактора) составила 13,8 % в феврале текущего года и 13,1 % в январе. Для сравнения в 2014 году этот показатель находился на уровне 14,5–15,7 %. Снижение потребительского спроса можно объяснить также существенным ростом цен на легковые автомобили. В 2016 г. особенно сильно повысили ценники французские производители. К примеру, модель Peugeot 301 поднялась в цене на рекордные 89,4 %, Daewoo Nexia — на 73,7 %, Toyota Highlander — на 70,5 %. Самые популярные модели за последние годы на российском рынке Hyundai Solaris и Kia Rio подорожали не настолько существенно, а именно на 10,6 % и 5,1 % соответственно. Хотя в таких непростых экономических условиях даже незначительное повышение цен в сильной степени сказывается на поведении российского потребителя. Если рассмотреть повышение цен на российском рынке легковых автомобилей в целом, то можно прийти к выводу, что в среднем по рынку автомобили подорожали приблизительно на четверть.

Далее следует рассмотреть подробнее влияние кризисной ситуации не только на экономику в целом, но и на деятельность производителей, которые занимаются изготовлением комплектующих, осуществляют непосредственно производство и сборку готовой продукции на территории России.

Влияние кризиса на экономику страны можно охарактеризовать на основании изменения показателей одного из крупных игроков на рынке. Таким игроком является транснациональная компания Ford, плодами деятельности которой пользуются многие российские автомобилисты.

Согласно данным 2015 г. Ford охватывал 2,4 % российского рынка легковых автомобилей и существенно не изменил данный показатель с 2014 г. Стоит обратить внимание на необычайно высокий рост выручки от реализации продукции Ford в России в I квартале 2016 г., что связано с некоторым оживлением авторынка и применением особых условий кредитования. Тем не менее, с каждым годом нарастающая конкуренция, сложная политическая ситуация в стране, нестабильность курсов валют заставляет наращивать конкурентные преимущества для обеспечения устойчивого сбыта легковых автомобилей.

Чтобы определить роль российского рынка для компании Ford, для начала необходимо обратиться к данным в таблице 2 по продажам автомобилей этой марки на мировом рынке.

Таблица 2

Продажи легковых автомобилей Ford на мировом рынке, тыс.ед.

2013

2014

2015

Северная Америка, тыс.ед.

3 006

2 842

3 073

в т. ч. США

2 608

2 457

2 677

Канада

283

288

285

Мексика

91

77

93

Южная Америка, тыс.ед.

538

463

381

в т. ч. Бразилия

364

320

250

Аргентина

118

94

94

Европа, тыс.ед.

1 317

1 387

1 530

в т. ч. Великобритания

379

425

447

Германия

227

237

261

Россия, тыс.ед.

105

57

38

Всего

6 330

6 323

6 635

Источник: Ford Annual Report 2015

Выше представлена таблица, характеризующая количество автомобилей марки Ford проданных в 2015 г. в отдельных регионах и странах мира. Данные отражают повышенный интерес к автомобилям Ford в Северной Америке, рост продаж в этом регионе в 2015 г. составил 8,1 % по сравнению с 2014 г. В европейском регионе также прослеживается оживление автомобильного рынка, рост продаж составил 10,3 %. Обратная ситуация складывается на российском рынке, по данным на 2015 г. падение продаж произошло на 33,3 %. Несмотря на то, что российский потребитель в условиях кризиса стал менее активным покупателем в 2015 г., руководство Ford называет Россию одним из ключевых рынков сбыта наряду с Бразилией, Индией и европейским рынком. В связи с довольно сложной ситуацией на рынке Ford начинает осуществлять дополнительное финансирование на локализацию производства, а также на расширение модельного ряда транспортных средств. Также в ушедшем 2015 г. был совершен один из важнейших шагов в развитии предприятия Ford Sollers в России. Речь идет о запуске моторного завода, официальный запуск которого был 3 сентября 2015 года. Совместное предприятие реализовало первый подобный проект в РФ, поставив на конвейер моторы семейства Duratec объёмом 1,6 литра мощностью 85, 105 и 125 л. с. Всё это говорит о том, что, несмотря на значительный спад российского авторынка, а также снижение реальных доходов потребительского сегмента, не останавливает дальнейшую локализацию производства в России.

Стратегия по открытию дополнительных предприятий по производству составных частей готового продукта обеспечивает высокий уровень локализации производства, уровень которого, по оценкам экспертов, должен быть не ниже 80 % для эффективного производства. На сегодняшний день выпускаемые в России автомобили иностранных марок, в среднем, почти наполовину состоят из деталей отечественного производства. Сегодня локализация приобрела для зарубежных автопроизводителей особое значение, т. к. в условиях падения рубля закупка комплектующих в национальной валюте позволяет сдерживать рост цен на готовую продукцию.

Подробнее изучив показатели деятельности одной из компаний на российском рынке, можно сделать вывод, что непосредственно введенные санкции не повлияли на автомобильный бизнес компании в России. Скорее, сама экономическая ситуация в стране, которая возникла впоследствии введения этих санкций, смогла ухудшить конъюнктуру рынка легковых автомобилей и повлиять на хозяйственную деятельность корпораций. Самые опасные факторы, которые сказываются на динамике продаж легковых автомобилей в России, это волатильность курсов валют, падение спроса на легковые автомобили и уменьшение реальных доходов населения, но эти факторы, скорее, являются следствием экономического кризиса. Данный краткий анализ позволил выявить не прямое, а косвенное воздействие санкций на автомобильный рынок в России.

Как отмечалось ранее, в начале 2016 г. произошел мощный рост выручки компании Ford. В непростой экономической ситуации этот подъем можно охарактеризовать как крупную победу компании на российском рынке, но для того чтобы поддержать спрос и получать стабильную прибыль до конца 2016 г., необходимо принять следующие меры, которые могут быть использованы на практике не только компанией Ford, но и другими автоконцернами:

  1. Повысить степень локализации производства, тем самым обезопасив бизнес от внешних факторов. Осуществить такую идею представляется возможным в 2016–2017 гг., т. к. Минпромторг согласовал совместно с Правительством РФ корректировку условий локализации промсборки в России, обеспечив послабления автоконцернам в условиях резкого снижения курса рубля. По соглашениям о локализации 2011 года, иностранные автопроизводители (Renault-Nissan и АВТОВАЗом, КАМАЗ и Daimler, Ford, Volkswagen, GM) должны достичь к 2018 году локализации в 60 %, запустить производство мощностью 300–350 тысяч автомобилей в год и инвестировать в НИОКР;
  2. Запустить программы льготного автокредитования и лизинга совместно с FordCredit, что, в свою очередь, повысит интерес к покупке новых автомобилей не только физических лиц, но и привлечет малый и средний бизнес. На данный момент в компании эффективно используется система утилизации и Trade-in;
  3. В связи с развитием электронной торговли повышается спрос на легкие коммерческие автомобили (микроавтобусы), которые бы осуществляли своевременную доставку товаров. Необходимо заключить долгосрочные контракты на поставку автомобилей с такими крупными, всем известными торговыми интернет-площадками, как eBay,Aliexpress,Taobao илиAmazon;
  4. Привлечь крупных компаний-партнеров, осуществляющих перевозку пассажиров (к примеру, Яндекс.Такси) не только для поставки автомобилей Ford, но и по льготным условиям производить ремонт поставляемых автомобилей;
  5. Осуществлять государственные заказы посредством участия в тендерах;
  6. За счет увеличения инновационной базы предприятия усовершенствовать экологичные виды транспорта для их массовой продажи;
  7. Проводить разумную ценовую политику в условиях снижения реальных доходов населения;
  8. Привлечение высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов для эффективного ведения бизнеса, которые привнесут свежий взгляд на продвижение продукции.

Литература:

  1. Выручка Ford за второй квартала 2015 г. выросла — [Электронный ресурс]. -РБК, 29.07.2015. -Режим доступа:http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55b803269a7947d4e60c190d
  2. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Майкл Е Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.— 715 с.
  3. Минпромторг практически согласовал изменение условий режима промсборки. — 29.04.2016.- [Электронный ресурс]. — Аналитическое агенство «Автостат». — Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/25783/
  4. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы — 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/auto-market-feb-16l.pdf
  5. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы — 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/auto-market-feb-16l.pdf
  6. AnnualReports 2015 Ford — 2015 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://corporate.ford.com/content/dam/corporate/en/investors/reports-and-filings/Annual %20Reports/2015-Annual-Report.pdf
  7. OICA (Международная организация производителей автомобилей). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oica.net/category/sales-statistics/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle