Библиографическое описание:

Пуляев А. В., Щепотьев А. В. Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области [Текст] // Инновационная экономика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 85-89.



Статья посвящена развитию системы сферы внутреннего туризма на основе прослеживания культурно-исторической памяти населения Тульского региона, в свете развития филимоновской игрушки как регионального бренда и культурной традиции.

Ключевые слова: филимоновская игрушка, культурно-исторический бренд, внутренний туризм, народные промыслы, традиции

На современном этапе развития для российского общества на первый план вышла проблема сохранения связи поколений и исторической памяти.

Одним из способов решения этой проблемы может стать развитие комплексной системы внутреннего туризма посредством продвижения на общероссийский рынок культурно-исторических брендов.

Внутренний туризм в условиях развития региона — это мощный инструмент продвижения территории и ее культурного наследия; налаживание системы межкультурной и межрегиональной коммуникации; организация культурно-туристических событий.

Внутренний туризм это и комплекс разнообразных потребностей: перевозка, питание, проживание, экскурсии, спортивные, культурные и развлекательные мероприятия [3].

Все это содействует развитию сопутствующих отраслей, таких как: транспорт, связь, информационные технологии, строительство, различные сферы услуг, образование. Кроме этого способствует созданию инфраструктуры, приведению в порядок существующих исторических и оздоровительных объектов, росту налоговых поступлений.

В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять. Причем в дальнейшем межрегиональная конкуренция будет становиться все жестче, и при этом, в выигрышном положении окажутся те регионы, которые не только обладают востребованными региональными ресурсами, но и сумеют с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития [1].

Исходя из фактора межрегиональной конкуренции, на первый план нужно поставить развитие местных промыслов: резьбу по дереву, росписи на глиняных изделиях, производство игрушек и т. д. Все то, что составляет культурно-историческое своеобразие региона и придает особый колорит туристическому событию, привлекая в условиях ярмарочных мероприятий большое количество посетителей [5].

Стоит особо остановиться на «Филимоновской игрушки», как особом региональном бренде Тульской области.

История «Филимоновской игрушки» начинается с археологических раскопок курганов Жемчужниковского и Снедковского, особых городищ в пос. Одоеве.

Именно здесь были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX — XI вв., с орнаментами, которыми расписывают сегодня «филимоновскую игрушку» [4].

Отметим и тот факт, что на раннее происхождение «филимоновской росписи» указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты: кони и олени, коровы и петухи, женщины с птицами и детьми в руках, а также разнонаправленные «полоски», «звезды», «ромбы», восходящие к языческим формам славянского культуры и быта [2].

Так по легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона — беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника [8].

В середине XIX в. промысел получил распространение не только в Одоевском уезде, но и по всей России. Гончарство стало одним из способов заработка не только для жителей деревни Филимоново, но и других городов и деревень земли русской.

Начиная с конца XIX в. повсеместный рост фабричного производства ослабил знаменитый игрушечный промысел в целом по России. Люди стали охотнее покупать фабричное изделие, которое стоило гораздо дешевле ручного труда. И в таких условиях игрушечный промысел выжил. Постепенно игрушка перестала быть товарным продуктом, и превратилась в сувенирный бренд, произведение местного искусства, визитную карточку Тульского края [9].

Стоит так же отметить, что в начале ХХ в. производство филимоновских игрушек сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц: Карпова А. И., Дербенёва А. И., Масленникова А. Ф. и д. р. мастера, которые не бросили ремесло, дело своей жизни [6].

С 1950-х гг. производство «Филимоновской игрушки» в Тульском крае заметно оживилось, в связи с немалым интересом и вниманием к сувенирному бренду со стороны жителей региона и тогдашнего рынка сувениров, что привело к возрождению игрушечного промысла в крае и в России [10].

При этом старинная традиция глиняного промысла была восстановлена только к середине 1980-х гг.

В эти годы, благодаря подвижничеству и упорству Денисова Н. В., в пос. Одоев, было создано творческое объединение выпускников «Абрамцевского художественно-промышленного училища» и потомков «филимоновских мастеров»: Башкировой Е. и Кехаиди К., Стукова А. и Левитиной И., Гончаровой А., Першина В. и Орловой Е [6].

Благодаря деятельности творческого объединения традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями, такими как «Медведь перед зеркалом», «Солдат, кормящий курицу», «Чаепитие».

Нужно отметить, что композиция «Солдат» — очень своеобразна. Представляет собой отдельно стоящую фигурку, высокую, длинноногую, в характерном костюме — френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдат держит птицу [10]. Так произошло обновление сувенирного бренда, что дало толчок развитию промысла в Тульском регионе.

Еще одним стимулом к продвижению бренда тульской глиняной игрушки, стало открытие с начала 1990-х гг. в «Одоевской школе искусств» специализированного курса «Филимоновская игрушка». В рамках, которого учащейся молодежи стали преподавать гончарное мастерство по основам лепки «Филимоновской игрушки». Это не осталось не замеченным. Почётными грамотами Министерства образования и культуры Тульской области были награждены Кехаиди К. Н., Ускова С. Ю. и директор Одоевской школы искусств Елизарова О. М., а за многолетнюю культурно-просветительскую и эстетическую работу коллектив преподавателей Одоевской школы искусств был награждён — Почетной грамотой Тульской областной Думы [9].

После в 2012 г. Одоевская школа искусств получила президентский грант за популяризацию и развитие уникального старинного гончарного промысла.

Грант был затрачен на приобретение новой печи для обжига керамики, нового раскатчика для глины т. е. высокотехнологичного импортного оборудования, которое применяется не каждый день, но делает более лёгким технологию изготовления гончарных изделий игрушечного промысла.

В рамках Одоевской школы искусств была образована школьная компания «Мозаика», где ребята занимаются изготовлением «Филимоновской игрушки» и популяризуют ее бренд по всей России.

Не маловажным событием в деле продвижения культурно-исторического бренда «Филимоновская игрушка», стало открытие в пос. Одоев, в октябре 2009 г. музейного комплекса, посвященного «Филимоновской игрушке».

В экспозиции музея представлены, как образцы самой «Филимоновской игрушки», так и образцы других городов и регионов России, и даже из-за рубежа.

В музее экспонируются уникальные исторические фотографии и архивные материалы о жизни и творчестве разных поколений мастеров. Также музей удачно дополняет экспозицию подлинными предметами крестьянского обихода [10]. Здесь можно увидеть загадочных животных А. Ф. Масленниковой, одухотворённых глиняных кукол Л. Г. Зайцевой, ласковых зверей А. Г. Карповой, свистульки Е. К. Евдокимовой и работы других известных мастеров.

В экспозиции музея «Филимоновская игрушка» представлены работы прославленных мастеров гончарного дела, таких как Лукьяновой Е. И., Дербенёвой А. И., Евдокимовой Е. К и др. [7].

Также в музейном комплексе представлена и общая история русской глиняной игрушки, выраженная в таких образцах ккультурно-исторических промыслов как воронежская, суджанская, кожлянская, романовская, скопинская, хлудневская и даже образцы копий «греческой игрушки» 1400–1100 гг. до н.э [8].

Ну и конечно в музейном комплексе организованы специальные мастерские где можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс их создания, а при желании попробовать свои силы в их создании [8].

Можно сказать, что музей в своей деятельности оформил брендовую составляющую «Филимоновской игрушки» — создал культурно-туристический продукт, что позволило привлечь инвестиции в развитие промыслов и малых городов России.

Также с 1 июня 2013 г. открылась на территории усадьбы знаменитой филимоновской игрушечницы Авдотьи Григорьевны Дербенёвой, что в пос. Одоев, творческая мастерская под названием «Любота». Основная композиция, продвигаемая мастерской — это «барыня и солдат» именуемая как «Любота» [9].

В творческой мастерской можно познакомитесь с гончарным промыслом и принять участие в мастер-классах по лепке и росписи «Филимоновской игрушки» вместе с потомственными мастерами трёх поколений.

Мастерская существенно дополняет и развивает общий бренд «Филимоновская игрушка».

Стоит так же отметить и то, что в практику продвижения культурно-исторического бренда «Филимоновская игрушка», была введена технология событийного туризма, по средством организации ежегодного фестиваля народного промысла «Поляна», проводимого вблизи дер. Филимоново Одоевского района Тульской области.

По словам организатора фестиваля, преподавателя Одоевской школы искусств Кехаиди К.: «учащиеся школы искусств, часто приезжали на поляну из Тулы за глиной. Добыча необходимого для творчества материала занимала 4–5 дней, и вечерами, что бы чем-то себя занять, ребята лепили из глины. Так и родилась идея организации фестиваля, где желающие смогли бы перенять навык лепки из глины» [3].

Нужно отметить, что фестиваль собирает участников из Москвы, Рязани, Липецка, Калуги, Тулы, Бийска.

В рамках фестиваля взрослые, дети и подростки знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер-классах по лепке хлудневской, филимоновской, романовской, скопинской, липецкой, рязанской, сапожковской игрушек, обучаются гончарному ремеслу и батику, плетению из бересты и лозы, фольклору и народным играм.

Фестиваль активно работает в июле месяце, в течение недели. В программе фестиваля проводятся конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно-прикладных изделий. Кроме этого на фестивале можно узнать, как происходит организация росписи стекла, процесс изготовления разных изделий из кожи, и т.д [9].

Фестиваль народного промысла «Поляна» выполняет важную роль в сохранении культурно-исторических традиций Тульского края, сберегая и продвигая народные промыслы, но и являет собой технологию продвижения бренда на региональном рынке туриндустрии.

Также нужно отметить, что в пос. Одоеве было проведено два крупных фестиваля гончарного искусства и глиняной игрушки под общим названием «Сказки Деда Филимона».

Первый фестиваль проводился в августе 2013 г. В его программе были запланированы конкурсы и культурно-развлекательные программы, а главной изюминкой было проведение круглого стола по вопросам развития и сохранения глиняных промыслов в Одоевском районе и в целом по России.

В рамках фестиваля была организована работа ярмарочной выставки, посвященной традиционной глиняной игрушки и производителям игрушечного промысла.

Фестиваль состоялся при деятельной поддержки Правительства Тульской области, Администрации МО «Одоевский район» и Музея «Филимоновская игрушка», а в рамках второго фестиваля добавиться в качестве партнера и Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Второй же фестиваль проводился в июле 2015 г. и был не менее успешным, чем первый. Именно на нем впервые Одоевский район был представлен как ярчайший центр игрушечного промысла в России, что в маркетинговом плане сильно укрепило позиции бренда «Тульская область» на рынке внутреннего туризма.

В целом фестиваль «Сказки Деда Филимона» помог реализовать ряд важных задач продвижения внутреннего туризма в массовое осознание жителей региона и России, а именно: способствовал повышению интереса к традиционной глиняной игрушке; приобщению разных категорий населения к традиционным народным промыслам и внутреннему туризму; развитию у подрастающего поколения школьников и подростков, чувства патриотизма за свой край; привлечению внимания органов местного самоуправления и бизнеса к проблемам народных промыслов в России.

Таким образом, филимоновская игрушка — это не только культурно-исторический бренд Тульского края, но и один из инструментов развития сферы внутреннего туризма в регионе, ставший мощным соединительным звеном между поколениями [5]. И в тоже время развитие внутреннего туризма расширяет и укрепляет историко-патриотические, духовные, культурные и иные связующие нити между регионами, оказывает положительное морально-нравственное воздействие на развитие культурного уровня населения в современном обществе.

Литература:

1. Ганжа Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2. — С. 7–9.

2. Демина И. Ю., Иванова И. А. Формирование корпоративной культуры образовательного учреждения как условие реализации компетентностного подхода в обучении.// Сборник материалов Х Международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2012 года.- Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2012., стр. 17–21.

3. Новикова У. И., Косарева А. В. Направления формирования туристической составляющей бренда региона для Тульской области // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 190–195.

4. Прохорова О. В. Перспективы развития регионального туризма // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1. — С. 29–33

5. Пуляев А. В. Территориальный маркетинг: развитие культурно-исторических брендов города как возможность оздоровить туриндустрию региона. // Сборник трудов: Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире. — Омск. — 2015. — С.232–234.

6. Пуляев А. В. Идентичность бренда как теоретическая категория территориального маркетинга. // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — Т. 6. — С. 206–210. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56077.htm. [Дата обращения: 18.07.2016]

7. Пуляев А. В., Наскин А. А. Развитие внутреннего туризма в призме спорта.// VII Тульский молодежный экономический конкурс инновационных проектов и идей: Сборник тезисов работ/ Под ред. Ю. Д. Земляникова. — Т.: Имидж Принт, 2016. 608 с., с. 421–425.

8. Щепотьев А. В., Гетманцев Л. В. Укрепление и развитие исторических, культурных и общественных связей между субъектами России. // Еженедельная газета «Ульяновский Филателист», информационный выпуск № 4 (400) от 28.02.2016 г., стр. 4–6.

9. Щепотьев А. В., Надеин В. В. Развитие и пропаганда коллекционирования как инструмент поднятия культурно-нравственного уровня молодежи.// Электронный научно-образовательный журнал «Вестник ТИЭИ», № 5–2014г., с 98–102.

10. Щепотьев А. В., Наумов В. В., Кузнецова К. И. Туристический потенциал региона (На примере Тульской области). //Проблемы экономики и информатизации образования: Материалы XII Междунар. Науч.-практ. Конф. Тула, 8,15,23 апреля 2015 г,/ НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»; Науч. Ред. Е. Б. Карпов, Г. Н. Лищина. — Тула: НОО ВПО НП «Тул. Ин-т экономики и информатики», 2015. — 488с. С. 407–412.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle