Библиографическое описание:

Андреева Г. С. Взаимодействие участников рынка саморегулирования строительной отрасли в РФ: преимущества и недостатки [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 22-29.



Взаимодействие участников рынка саморегулирования строительной отрасли в РФ: преимущества и недостатки

Андреева Галина Сергеевна, аспирант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Система саморегулирования строительной отрасли в Российской Федерации достаточно сложный механизм с большим количеством участников. Помимо главных участников — компаний, занимающихся строительством, изысканиями и проектированием, саморегулируемых организаций (СРО), Национальных объединений существуют организации, выполняющие надзорную функцию (Ростехнадзор, Минстрой РФ), организации, участвующие в механизме только посредством законотворчества (Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, упразднений Минэкономразвития РФ), а также организации, осуществляющие вспомогательную функцию (ССОО, ТПП, РСС, РСПП, Координационные советы и др.). Взаимодействие участников рынка строительной отрасли представлено на рис. 1.

В рамках данной работы будут рассмотрены все участники механизма саморегулирования, кроме того, будут выявлены преимущества и недостатки от введения данной системы относительно каждого участника.


Рис. 1. Участники рынка саморегулирования строительной отрасли в РФ


Строительные, проектировочные и изыскательные компании.

Строительный сектор — важная отрасль экономики, на его долюприходится около 6 % ВВП России [3]. Согласно данным Минстроя в строительной отрасли на 1 января 2015 года было занято 3,38 миллиона человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации за 2015 г. составил 139,4 млн. кв. м. (см. таблицу № 1).

Таблица 1

Ввод вдействие зданий жилого инежилого назначения вРоссийской Федерации в 2013–2015гг.

2013 год

2014 год

2015 год

Количество введенных зданий— всего, тыс.

258,1

304,2

306,4

в том числе:

жилого назначения

239,1

283,0

286,1

нежилого назначения

19,0

21,2

20,3

Общий строительный объем зданий— всего, млн. м3

526,7

617,8

622,8

в том числе:

жилого назначения

343,5

404,4

415,7

нежилого назначения

183,2

213,4

207,1

Общая площадь зданий— всего,

млн. м2

117,8

138,6

139,4

в том числе:

жилого назначения

87,1

104,4

106,2

нежилого назначения

30,7

34,2

33,2

За последние двадцать лет данный сектор претерпел существенные структурные изменения, связанные с переходным периодом, необходимым для формирования законодательной базы и общей системы рынка. В соответствии с действующим законодательством все строительные, проектировочные и изыскательные компании обязаны были вступить в соответствующие СРО для получения свидетельства на допуск к ведению определенных видов работ, установленных законом.

Саморегулируемые организации.

«Центральными фигурами» всей системы саморегулирования естественно являются саморегулируемые организации. Появление СРО в строительной отрасли было продиктовано необходимостью перехода от старой системы государственного лицензирования к новой системе, способной обеспечить должный уровень безопасности и качества работ в строительстве, а также снижение уровня коррумпированности данного сектора экономики.

В 2009 г. Ростехнадзором в государственном реестре саморегулируемых организаций было зарегистрировано 294 некоммерческих партнерства, на начало августа 2016 года — 503 СРО [4].

На сегодняшний день наблюдается тенденция к сокращению роста численности СРО. Темпы роста численности саморегулируемых организаций в отрасли к концу 2015 года были приближены к нулю (см. рис. 2). Кроме того, продолжится процесс исключения недобросовестных организаций из государственного реестра.

Рис. 2. Динамика численности СРО по отраслям

Функции деятельности СРО:

  1. осуществление контроля членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;
  2. представление интересов членов СРО;
  3. организация профессионального обучения и аттестации работников членов СРО или сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг);
  4. обеспечение информационной открытости деятельности членов;
  5. ведение реестра членов СРО.

Национальные объединения.

В 2009 году Всероссийскими съездами саморегулируемых организаций соответствующих видов были созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций — общероссийские негосударственные некоммерческие организации, объединяющие СРО по отраслям на основе обязательного членства в форме ассоциаций (союзов). В соответствии с последними имениями законодательства в строительном комплексе существуют два Национальных объединения:

  1. Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации — НОПРИЗ;
  2. Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство — НОСТРОЙ.

Рис. 3. Национальные объединения СРО

Цели деятельности Национальных объединений [6] [7]:

− защита профессиональных интересов СРО;

− обеспечение представительства и защиты интересов СРО и их членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

− обеспечение взаимодействия СРО и органов государственной власти, органов местного самоуправления, потребителей работ;

− содействие саморегулируемым организациям в достижении их основных целей;

− содействие созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в строительном комплексе;

− содействие созданию условий для развития механизма саморегулирования.

Ростехнадзор.

Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор, а с 2009 года еще и государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Основные функции и задачи государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций [4]:

  1. организация и осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО, в том числе:

− за соблюдением требований по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицами — членами СРО;

− за деятельностью СРО;

− за соблюдением СРО требований законодательства в данной области;

− за соблюдением требований по наличию свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, а также за соблюдением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств;

  1. осуществление ведения (в том числе нормативно-методического и программного обеспечения) государственного реестра саморегулируемых организаций.

Минстрой РФ.

На основании статьи 55.23 Градостроительного кодекса РФ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет государственный контроль за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций. Предметом государственного контроля является соблюдение Национальными объединениями СРО требований, установленных законодательством.

В целях обеспечения развития системы саморегулирования в сфере строительства, совершенствования законодательства о градостроительной деятельности Минстроем России ведется работа по созданию Координационного совета по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций.

Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Минрегионразвития РФ.

Минэкономразвития РФ, Минюст РФ — это органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность непосредственно на федеральном уровне. Минрегионразвития РФ было упразднено 08.09.2014 г. указом Президента РФ. В системе саморегулирования данные участники по большей части выполняют законодательную функцию: Приказ Минрегиона РФ от 30 декабря 2009г. № 624, Приказ Минрегиона РФ от 23 июня 2010 г. № 294, Приказ Минэкономразвития РФ от 31 декабря 2013г. № 803, Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 и прочие нормативно-правовые акты, письма, разъяснения.

В частности, Приказ № 624 Минэкономразвития РФ, точнее последняя актуальная его поправка, утверждает перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказ № 803 Минэкономразвития РФ определяет требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций.

Прокуратура.

Проверкой деятельности всех участников механизма саморегулирования занимается прокуратура. Иногда их проверки проходят параллельно или даже совместно с надзорными органами. В последние полтора года количество проверок СРО, проводимых прокуратурой заметно выросло, поскольку у проверяющих структур сформировалось четкое понимание критериев проверки благодаря вступившим в силу двум Федеральным законам (№ 320-ФЗ и № 359-ФЗ) и Приказу Минэкономразвития № 803.

Рис. 4. Совокупное количество плановых проверок прокуратуры в период с 2009 по 2015 гг.

Координационные советы, ССОО, ТПП, РСС, РСПП.

Стоит отметить, что помимо перечисленных выше участников также в механизме прямо или косвенно задействовано множество других организаций, содействующих институту саморегулирования.

Например, с 2009 года начинают создаваться Координационные советы СРО при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах, а так же федеральных исполнительных органах государственной власти. Данные советы создаются по инициативе исполнительных органов государственной власти, полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе или федеральных органов исполнительной власти с целью координации деятельности саморегулируемых организаций, развитию системы саморегулирования и её поддержке в каждом конкретном субъекте РФ или федеральном округе или в России в целом. Их деятельность основывается на добровольном подписании ведущими саморегулируемыми организациями регионов меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве СРО по вопросам развития саморегулирования в строительном комплексе.

Первоначально идею по созданию Координационных советов по развитию саморегулирования в строительной сфере реализовало Правительство Санкт-Петербурга по инициативе Союза строительных объединений и организаций (ССОО), создав 28 июля 2009 года Общественный совет по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга. Чуть позже 16 августа 2010 года создается Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО. Также в 2010 году начинает действовать Координационный совет при Минрегионразвития РФ по взаимодействию с Национальными объединениями СРО в сфере строительства.

Основные задачи Координационного совета:

− представление и защита интересов СРО, подписавших Меморандум, в Национальных объединениях СРО, в федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти;

− обеспечение взаимной поддержки, прозрачности и гласности работы СРО и их членов.

Деятельность других организаций в содействии механизму саморегулирования:

− решением Правления Торгово-промышленной палаты РФ в 2012 году был создан Совет ТПП России по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности для консолидации усилий бизнес-сообщества, обобщения положительного опыта в целях формирования позиции ТПП РФ по саморегулированию, выявления и устранения отрицательных тенденций в сфере развития саморегулирования. На сегодняшний день Совет ведет активную работу, проводит заседания, конференции, готовит проекты по содействию развития системы саморегулирования в России;

− Российский союз строителей активно взаимодействует с Национальными объединениями СРО. Это совместная выработка мнений, участие в разработке новых законодательных актов и совершенствовании нормативной базы;

− от 29 января 2015 года в соответствии с поручением Президента РФ и решением Правительства РФ была создана рабочая группа Совета РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) по развитию саморегулирования для подготовки замечаний и предложений к Концепции развития механизмов саморегулирования Минэкономразвития РФ и подготовке изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях. Уже в феврале состоялись первые заседания.

Далее в таблице № 2 представлена информация по выявленным преимуществам и недостаткам от введения данной системы относительно каждого участника механизма.


Таблица 2

Преимущества инедостатки механизма саморегулирования относительно каждого участника системы саморегулирования строительной отрасли вРФ

п/п

Участник механизма саморегулирования

Преимущества

Недостатки

Основание

1

Строительные, проектировочные и изыскательные компании

Компании получают юридическую и информационную поддержу, защиту прав и представление интересов (например, в суде), своевременное повышение уровня квалификации специалистов, организацию аттестации работников. Кроме того, вовлечение в процесс управления и принятия решений, а также разработки профессиональных стандартов строительной отрасли.

Деятельность компаний сопровождается мониторингом и контролем со стороны СРО за выполнением установленных стандартов и законодательства, необходимостью выплачивать постоянные членские взносы.

Кроме того, это перспектива исчезновения с рынка малых фирм, которым сложно выдерживать предъявляемые требования со стороны СРО (в частности финансовые — членские взносы, взносы в КФ)

гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

2

Саморегулируемые организации (СРО)

СРО стали ядром для формирования новой системы, деятельность организаций обусловлена функционированием всего механизма саморегулирования в целом.

Недостатки механизма саморегулирования для СРО сложно отделить от их деятельности. Можно говорить о том, что на сегодняшний день продолжается процесс совершенствования и реформирования всей системы.

гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

3

Национальные объединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ)

Национальные объединения являются «продуктом» системы, поэтому преимущества и недостатки механизма саморегулирования для этих участников сложно отделить от их деятельности.

гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

4

Ростехнадзор

Не выявлены

С появлением механизма саморегулирования с 2009 года на Ростехнадзор была возложена дополнительная государственная функция.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»

5

Минстрой РФ

Институт саморегулирования частично заменил государственное регулирование (государственное лицензирование). В отношении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами СРО, саморегулируемая организация осуществляет функции контроля за соблюдением ими не только внутренних правил и стандартов СРО, но и законодательства в целом.

Реализация механизма саморегулирования не снимает ответственности с Министерства, которое осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в соответствующей сфере. Проблемы, возникающие при реализации механизма, должны анализироваться и решаться сверху.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 № 200)

6

Минэкономразвития РФ, Минюст РФ

Не выявлены

Не выявлены

Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 (с изменениями и дополнениями)

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 (с изменениями и дополнениями)

7

Прокуратура РФ

Не выявлены

Появились новые организации для проверок с особой спецификой ведения их деятельности

ст. 129 Конституции Российской Федерации

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015)

8

Координационные советы, ССОО, ТПП, РСС, РСПП и др.

Преимущества и недостатки механизма саморегулирования для этих участников сложно отделить от их деятельности, поскольку их появление связано с формированием института саморегулирования.


С момента введения системы саморегулирования в строительном комплексе прошло уже более пяти лет. За это время появились специальные учреждения и организации, союзы и советы, деятельность которых неразрывно связана с функционированием всего механизма. При этом некоторые проблемы, присущие институту саморегулирования, так и не были решены, в связи с чем к нему остаются претензии и недовольства со стороны представителей строительного сообщества, а также органов государственной власти.

В последнее время в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на внутренних совещаниях достаточно часто поднимаются вопросы, касаемые дальнейшего функционирования или упразднения системы саморегулирования в строительном комплексе. Для совершенствования всей системы с 1 июля 2017 года вступит в силу Федеральный закон № 372-ФЗ, вносящий поправки в статью 6.1 Градостроительного кодекса РФ и другие законодательные акты. Поэтому в настоящее время всем участникам механизма необходимо будет консолидировать свои силы для совершенствования данного института.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон: от 29.12.2004 № 90-ФЗ (в ред. от 31.12.2014, с измен. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2016). — Ст. 6.1.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2016).
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.07.2016).
  4. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР): http://gosnadzor.ru/ (дата обращения: 15.07.2016).
  5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 01.06.2016).
  6. Официальный сайт Национального объединения строителей: http://nostroy.ru/ (дата обращения: 15.07.2016).
  7. Официальный сайт Национального объединения изыскателей и проектировщиков: http://nopriz.ru/ (дата обращения: 15.07.2016).
  8. Официальный сайт Союза строительных объединений и организаций (ССОО): http://www.stroysoyuz.ru/ (дата обращения: 01.06.2016).
  9. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: http://tpprf.ru/ru/ (дата обращения: 01.06.2016).
  10. Официальный сайт Российского союза строителей: http://omorrss.ru/ (дата обращения: 01.06.2016).
  11. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей: рспп.рф (дата обращения: 01.06.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle