Библиографическое описание:

Степанова О. П. Конкуренция как драйвер экономического роста [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 18-22.



В статье представлено рассуждение о конкуренции как драйвере экономического роста. Рассмотрены примеры влияния состояния конкуренции на экономический рост в России. Проанализирована взаимосвязь развития конкуренции и инноваций.

Ключевые слова: конкуренция, экономический рост, драйвер, экономика, точка роста

При работе с экономической литературой, часто можно встретить такие выражения как «точка роста», «драйвер роста». Каковы же определения этих понятий? Проанализировав некоторые источники, можно сделать вывод, что точка экономического роста — это потенциал развития некоторого рынка. Точки роста возникают для возможности удовлетворения первичного спроса на какие-либо товары или услуги. А драйверы экономического роста — это совокупность различных сложных механизмов, которые улавливают потенциальный рыночный спрос и направляют импульсы, идущие от точек роста, захватывая разнообразные активы, в мощное течение, которое меняет экономику страны [1, с. 120–133].

Одним из важнейших драйверов экономического роста является конкуренция. Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ), конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [2]. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. По определению рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос [3, с. 179].

Почему конкуренция является драйвером экономического роста? Это можно объяснить тем, что рыночное соперничество может привести к успеху тогда, когда предприниматель заботится не только о сохранении, но и об увеличении своего производства. Для этого производитель стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров и расширяет их ассортимент, снижает затраты на производство единицы продукции и, тем самым, имеет возможность снизить цены, улучшает продажное и послепродажное обслуживание покупателей. Конкуренция предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на каком-либо товарном рынке. С этой точки зрения, наибольшую эффективность несёт совершенная конкуренция, так как при этом присутствуют компоненты рынка, которые в наибольшей степени ограничивают претензии участников на доминирование [4, с. 6–21].

Предприятия и предприниматели, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, потому что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она помогает вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов. Конкуренция предотвращает произвольную установку цен производителями, то есть диктат по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в экономическом развитии и эффективность конкурентных рынков.

В современной трактовке понятия конкуренции ключевым моментом является отсутствие возможности влиять на цену. В связи с этим можно упомянуть слова известного экономиста Йозефа Шумпетера. Он утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации [5].

Чтобы глубже проникнуть в тему и разобраться, как же конкуренция влияет на экономический рост, рассмотрим пример нашей страны. Если вспомнить изменение отечественной экономики после распада СССР, то можно заметить, что либерализация в экономической сфере привела к бурному созданию и росту множества отраслей, которые практически не были развиты в советский период. Это такие отрасли, как: торговля, банковский и страховой сектор, сфера услуг и общественного питания, внешняя торговля. Естественно, что конкуренция быстро появилась и усилилась в этих сферах, активно развивался малый и средний бизнес. Всё это способствовало насыщению рынка, а, следовательно, и экономическому росту.

В нынешних условиях, когда Россия имеет достаточно сложные экономические и политические отношения с Западом, внутренняя конкуренция является средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Её развитие представляется реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности внутри страны и делает нашу страну инвестиционно привлекательной. Очевидно, что нынешнее снижение доходов казны от экспорта сырья можно и нужно компенсировать за счет оживления внутренней хозяйственной деятельности за счет конкурентной борьбы.

Конкуренция является точкой роста экономики также за счёт того, что позволяет снижать инфляционное давление при её стимулировании. Это можно осуществить с помощью мер конкурентной политики и «точечных» налоговых и таможенных льгот для насыщения отдельных рынков в период между началом кредитной активности и ощутимым ростом производства потребительских товаров и производительности труда.

Достаточно часто результат экономической политики порождает тенденцию к монополизации на рынке. Государство понимает, что главный драйвер экономического роста нельзя останавливать. Поэтому для предотвращения или, хотя бы, смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитыми странами выработан комплекс мер. Эти меры представляют собой политику поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках [6, с. 6–21].

В настоящее время в России наблюдается ослабление конкуренции на рынках. Данная информация содержится в докладе аналитического центра при правительстве о состоянии конкурентной среды в 2016 году. Такие результаты были выявлены в результате опроса 1500 компаний, 80 % из которых — предприятия малого бизнеса (в основном обрабатывающих отраслей, торговли, услуг и строительства) из 84 регионов РФ [7]. Результаты исследования приводят к выводу, что в настоящее время в нашей стране необходимо стимулировать конкуренцию, и именно тогда станет наблюдаться экономический рост. Но всегда ли должна быть это конкуренция внутри страны? Например, запрет на ввоз в Россию продуктов питания из стран, которые поддерживают антироссийские санкции, значительно снизило конкуренцию на продовольственном рынке между российскими фермерами и зарубежными производителями. С одной стороны, кажется, что такие внешнеполитические меры очень выгодны отечественным производителям-аграриям. Тем не менее, Счетная Палата РФ в докладе, опубликованном в октябре 2014 года, высказывает подозрения в связи с возможным увеличением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А сделать это в короткие сроки не так просто.

Рис. 1. Динамика оценок состояния конкуренции бизнесом (2014–2016 гг.)

Многие считают, что чем больше конкуренции, тем лучше общественное благосостояние и экономика страны. Но, при анализе исследований последних лет, напрашивается вывод, что на самом деле зависимость инноваций от конкуренции выражена нелинейным образом. В частности, имеет перевернутую U-образную форму: соотношение между конкуренцией и инновациями изменяется при переходе от низкой к более высокой интенсивности конкуренции [8, с. 701–728].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение, что конкуренция действительно является мощным драйвером экономического роста. Это глобальный процесс, включающий независимые действия участников рынка, которые направлены на формирование наиболее привлекательного предложения для потребителя, а значит, на постоянное совершенствование рынка и товаров на нём. Чтобы развивать конкуренцию, необходимо, во-первых, создавать и поддерживать благоприятную конкурентную среду, во-вторых, сокращать долю монополий в экономике, в-третьих, повышать прозрачность деятельности естественных монополий и доступность выпускаемой ими продукции. Но, всё же, не нужно забывать, что конкуренция имеет оптимум: бесконечное, так же, как и слабое её развитие, вредны для экономики.

Литература:

1. Иванова Л. Н. Точки роста и драйверы роста: к вопросу о содержании понятий / Л. Н. Иванова // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). — 2015. — № 2. — С. 120–133.

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (http://www.consultant.ru — Дата обращения: 15.05.2015).

3. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник. / Г. П. Журавлева. — М.: Юристь, 2001. — 574 с.

4. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра / Н. М. Розанова // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2015. — № 3. — С. 6–21.

5. Конкуренция / [Электронный ресурс] // Центр управления финансами. – URL: http://center-yf.ru/data/economy/Konkurenciya.php.

6. Чиновники, кризис и импортозамещение против конкуренции / [Электронный ресурс] // Коммерсант.ру. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/2996366

7. Aghion P., Howitt P. et all. (2005). Competition and Innovation: an inverted-U relationship // Quartely Journal of Economics, May, pp. 701–728.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle