Организационно-технологические основы внедрения учетной политики в экономике России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Дата публикации: 22.07.2016

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Анципирович, К. В. Организационно-технологические основы внедрения учетной политики в экономике России / К. В. Анципирович. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10899/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье изучены обоснование формы и плана счетов, организация документооборота и внутрихозяйственной отчетности, планирование организации работы аппарата бухгалтерского учета, основные направления совершенствования организации учета, компьютеризация бухгалтерского учета.

Ключевые слова: учет, учетная политика, документооборот, структура аппарата бухгалтерского учета, компьютеризация

Предприятия и организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденных приказом Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». К плану счетов прилагается инструкция по его применению.

Таблица 1

План счетов

Финансовый отчет

Класс

Наименование класса

1

Необоротные активы

БАЛАНС

Раздел 1 актива

2

Запасы

Раздел 2 актива

3

Средства, расчеты и прочие активы

Раздел 2, 3 актива

4

Собственный капитал и обеспечение обязательств

Раздел 1 и 2 пассива

5

Долгосрочные обязательства

Раздел 3 пассива

6

Текущие обязательства

Раздел 4 и 5 пассива

7

Доходы и результаты деятельности

Отчет о финансовых результатах

8

Расходы по элементам

9

Расходы деятельности

0

Забалансовые счета

Примечание к финансовым отчетам

Следовательно, все счета сгруппированы по разделам, которые показывают классы счетов, используемых в однотипных хозяйственных процессах. В каждом классе указаны наименования счетов (счетов первого порядка), их коды, а также наименования субсчетов (счетов второго порядка).

Обязательной составляющей эффективного управления предприятием является эффективный документооборот. Для правильной организации финансового и управленческого учета документооборот исключительно важен, поэтому его невозможно рассматривать отдельно от хозяйственных

Документооборот — движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. Документооборот является важным звеном делопроизводства, определяет инстанции и скорость этого движения. Главное правило документооборота — оперативное движение документов по наиболее перспективному пути с минимальными затратами времени и труда.Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота. График документооборота — это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение. Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие составляет график самостоятельно, исходя из особенностей деятельности.

Правила ведения бухгалтерского учета предусматривают срок хранения первичных документов в течение пяти лет. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет главный бухгалтер.

Итак, в процессе автоматизации документооборота существуют четыре стадии: бумажный документооборот, бумажный документооборот с использованием автономных ПК, смешанный и безбумажный документооборот. И все они применимы к определенным особенностям деятельности предприятия. В современных условиях хозяйствования и совершенствования управления особенно усиливается роль и значение компьютеризации учета и составления в программе 1С финансовой отчетности.

Получая необходимую для учета и контроля документацию с производственных отделов предприятия, бухгалтерия является составной частью управленческого аппарата и оказывает непосредственное влияние на выполнение плана снабжения, производства и сбыта продукции, рентабельность и другие экономические показатели деятельности предприятия. Возглавляет бухгалтерию — главный бухгалтер, обеспечивает правильность постановки учета, его достоверность, который осуществляет контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия.

Бухгалтерия крупных предприятий подразделяется на ряд отделов:

  1. Вертикальная структура — применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий;
  2. линейная структураэто структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
  3. Комбинированная системаорганизации аппарата бухгалтерии возможна на крупных предприятиях. При этой системе в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

Анализируя данные структуры организации аппарата бухгалтерии, можно сделать вывод, что с положительными сторонами функциональное разделение учетного труда имеет и существенные недостатки. Подразделение единого учетного процесса на детальные составные части приводит к очень узкой специализации работников, ограничивает их функции выполнением единообразных, чисто технических операций, что затрудняет применение их труда на других участках учетного процесса. При этом в известной мере снижается ответственность работников за качество и результаты общего комплекса учетной работы, поскольку каждый из них выполняет лишь отдельный ее элемент.

Таким образом, планирование учетного процесса требует: выполнения сроков для всех видов учетных работ, также систематического контроля за их выполнением. Это поможет устранить обезличку и безответственность в выполнении служебных обязанностей и способствует равномерному и последовательному течению учетного процесса.

В соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдении законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, а за правильность ведения бухгалтерского учета — главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется исключительно руководителю предприятия. Он имеет право принимать на работу материально ответственных лиц и бухгалтеров; не принимать к учету документы, противоречащие законодательству.

С началом рыночных преобразований в экономике России большинство предприятий столкнулось с противоречием, суть которого состояла в следующем: хозяйственные субъекты получили право самостоятельно принимать решения, но не могли качественно это сделать в силу нехватки, недостаточной оперативности и несовершенства методов и средств обработки требуемой учётной информации. В значительной степени эта проблема сохраняет свою остроту и сегодня. Исследование информационных систем предприятий свидетельствует о том, что 40–50 % всей информации является избыточной в информационном потоке, и в то же время в учёте отсутствует около 50 % необходимой информации для управления, а принятие решений чаще базируется на интуиции, чем на точной и объективной информации.

Отечественная система производственного учёта, разработанная в советский период, полностью отвечала требованиям административно-командной системы управления: обеспечивала получение информации обо всех фактически понесённых в производственном процессе затратах, калькулирование полной фактической себестоимости продукции главным образом для целей государственного централизованного ценообразования. Система получения информации о себестоимости была налажена хорошо. Другое дело, что большая её часть, как правило, оставалась невостребованной в силу отсутствия глобального стимула для снижения затрат, а значит, и управления процессом формирования себестоимости на предприятии.

Соглашусь с мнением, что в современных условиях традиционные подходы к учёту затрат и калькулированию себестоимости продукции должны постепенно вытесняться более совершенными стратегиями производственного учёта на предприятии. Многие руководства предприятий, преследуя цель получения максимально возможной прибыли, должны ориентироваться не столько на внешние факторы производства, определяемые условиями рыночной среды, сколько на изыскание внутренних резервов снижения уровня затрат на производство продукции.

К сожалению, сегодня многие работники аппарата управления недооценивают значение бухгалтерской информации о затратах и себестоимости продукции в силу того, что либерализация цен перемещает источник получения прибыли от производства к реализации и снижение себестоимости становится как бы второстепенным фактором прибыльности, поскольку неэкономное расходование ресурсов может быть перекрыто выручкой от удачной продажи.

В результате, обращаясь к отечественной системе учёта затрат и калькулированы себестоимости продукции, следует подчеркнуть необходимость определённых изменений в её организации, технике и методике в соответствии с современными требованиями информационного обеспечения управлении.

Литература:

  1. Быгин В. Б., Малинин С. В. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономике: Учебное пособие. М., 2014. — 356 с.
  2. Смирнов Э. А. Основы теории организации; Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2013. — 375 с.
  3. Справочник директора. Под ред. Лапусты М. Г. М.: ИНФРА, 2014. — 401 с.
  4. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник д/вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 576 с.
  5. Уткин Э. А. Финансовое управление. М.: Изд-во Экмос, 2014. – 325 с.
  6. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. — М.: Изд-во Перспектива, 2015. — 655 с.
  7. Финансы предприятий: Учебник/ Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др. под ред. проф. Н. В. Колчиной. М: Финансы, ЮНИТИ, 2014. 413 с.
  8. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие, 2-е изд. доп. и перераб. Ростов на Дону, Март, 2015. — 544 с.
  9. Шумаков Ю. Н., Еремин В. И., Жариков С. В. и др. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК. М.: Колос, 2014. – 541 с.
  10. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Дело и Сервис, 2014. — 592 с.
  11. Экономика предприятия / Под ред. Волкова Р. Ф. -М: Инфра-М, 2013. 212 с.
  12. Экономика торгового предприятия под общ. Ред. Проф. А. И. Гребнева, М.: Экономика, 2013. – 238 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, главный бухгалтер, график документооборота, план счетов, предприятие, учетный процесс, бумажный документооборот, производственный учет, себестоимость продукции, создание до.

Ключевые слова

учет, компьютеризация, учетная политика, документооборот, структура аппарата бухгалтерского учета

Похожие статьи

Документооборот в сельскохозяйственных организациях...

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.

Так как предприятие занимается растениеводством, важное значение в документообороте предприятия является учет высева семян.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета затрат на...

В статье определены нормативные основы учёта затрат на предприятии, рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учёта затрат на производственном предприятии (в т. ч. использование счетов учёта затрат и способы группировки издержек производства)...

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов. Документы служат гарантией достоверности бухгалтерских данных.

Правила документооборота утверждаются учётной политикой по бухгалтерскому учёту предприятия.

Реализация принципов бухгалтерского учета в рамках этапов...

В Российской Федерации главными документами, регламентирующими бухгалтерский учет на предприятии, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ).

Учетный процесс можно разделить на 4 этапа: Первичное наблюдение объектов бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов на одном синтетическом счете. Наглядно такое обобщение представим в виде таблицы

Ведение бухгалтерского учета на сельскохозяйственном...

Ключевые слова: бухгалтерский учет, готовая продукция, оценка продукции, учетный процесс, сельскохозяйственное предприятие, коэффициент распыла.

Материально-производственные запасы (МПЗ): учет и оценка

План счетов бухгалтерского учета, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Инструкции и другие нормативные документы организации по учету МПЗ: нормы списания материалов, приказ об учётной политике и другие.

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

В данной статье рассматриваются особенности управленческого учёта в строительных организациях, его цели и особенности, бухгалтерский учёт и формирование себестоимости продукции строительных предприятий, анализируются факторы...

Учет затрат, калькулирование и сметное планирование на...

Ключевые слова: бухгалтерский учёт затрат, управление затратами производственного предприятия, нормативные основы учёта затрат, классификация затрат, калькулирование себестоимости, сметное планирование.

Похожие статьи

Документооборот в сельскохозяйственных организациях...

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.

Так как предприятие занимается растениеводством, важное значение в документообороте предприятия является учет высева семян.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета затрат на...

В статье определены нормативные основы учёта затрат на предприятии, рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учёта затрат на производственном предприятии (в т. ч. использование счетов учёта затрат и способы группировки издержек производства)...

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов. Документы служат гарантией достоверности бухгалтерских данных.

Правила документооборота утверждаются учётной политикой по бухгалтерскому учёту предприятия.

Реализация принципов бухгалтерского учета в рамках этапов...

В Российской Федерации главными документами, регламентирующими бухгалтерский учет на предприятии, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ).

Учетный процесс можно разделить на 4 этапа: Первичное наблюдение объектов бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов на одном синтетическом счете. Наглядно такое обобщение представим в виде таблицы

Ведение бухгалтерского учета на сельскохозяйственном...

Ключевые слова: бухгалтерский учет, готовая продукция, оценка продукции, учетный процесс, сельскохозяйственное предприятие, коэффициент распыла.

Материально-производственные запасы (МПЗ): учет и оценка

План счетов бухгалтерского учета, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Инструкции и другие нормативные документы организации по учету МПЗ: нормы списания материалов, приказ об учётной политике и другие.

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

В данной статье рассматриваются особенности управленческого учёта в строительных организациях, его цели и особенности, бухгалтерский учёт и формирование себестоимости продукции строительных предприятий, анализируются факторы...

Учет затрат, калькулирование и сметное планирование на...

Ключевые слова: бухгалтерский учёт затрат, управление затратами производственного предприятия, нормативные основы учёта затрат, классификация затрат, калькулирование себестоимости, сметное планирование.