Библиографическое описание:

Макиева М. Т. Темпы реализации программы капитального ремонта общего имущества МКД [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 115-117.



В статье рассмотрены темпы реализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, представлен анализ проведения мониторинга технического состояния МКД и на графике представлен профиль исполнения региональной программы капитального ремонта.

Ключевые слова: жилищный фонд, многоквартирные дома, имущество, износ, программа, капитальный ремонт

Современное состояние жилищного фонда Российской Федерации обуславливает необходимость проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В настоящее время в России происходит большое количество дискуссий о капитальном ремонте многоквартирных домов. Данная проблема очень актуальна, в виду огромного износа жилищного фонда и постоянного увеличения доли ветхого и аварийного жилья. По данным Федеральной антимонопольной службы, капитального ремонта требует более 55 % многоквартирных зданий в России и около 3 % жилищного фонда страны находится в ветхом или аварийном состоянии [1, c. 1]

Поступает большое количество жалоб от собственников многоквартирных домов (далее — МКД), о том что состояние их общего имущества МКД в очень плохом состояние (крыши текут, трубы ржавые, лифт постоянно застревает, подвалы затоплены и т. д.).

В связи с этим возникла потребность в создании системы, которая позволит исправить плачевное состояние МКД в Российской Федерации (далее — РФ). В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в субъектах Российской Федерации на системной основе Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на введение новых правил организации проведения капитального ремонта много- квартирных домов через создание региональных систем капитального ремонта, финансируемых за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах [2]. В основу данных систем положена обязанность собственников помещений формировать фонды капитального ремонта, необходимые для финансирования затрат на проведение работ по капитальному ремонту, путем уплаты обязательных ежемесячных взносов [4]. Поэтому было принято решение о создании программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2014–2044 гг.».

Региональными системами капитального ремонта предусмотрены:

− планирование капитального ремонта в отношении каждого многоквартирного дома;

− организация целевого финансирования из всех источников, включая средства государственной и муниципальной поддержки, средств собственников; финансирование расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам;

− организация работы инфраструктуры — регионального оператора капитального ремонта, обеспечивающего сбор целевых средств и организацию капитального ремонта многоквартирных домов.

Многие собственники МКД с недоверием отнеслись к этой программе. Поэтому в своей статье хочу рассмотреть темпы реализации программы, какие работы были уже проведены в рамках этой программы на всей территории РФ.

Начнём с самого начала. Для успешной реализации программы было запланировано провести мониторинг технического состояния МКД (далее — мониторинг). Мониторинг технического состояния МКД — очень важный пункт в программе. Мониторинг — включает сбор, систематизацию и анализ информации о техническом состоянии многоквартирных домов на территории РФ. По результатам мониторинга расставляются дома в очередь на капитальный ремонт.

Основными формами мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта являются: анализ периодической отчетности (ежемесячной и годовой), анализ материалов, представляемых по дополнительным запросам Фонда, выездной мониторинг (проверки в субъектах Российской Федерации), селекторные совещания с субъектами Российской Федерации, работа с обращениями граждан. В связи с созданием региональных систем капитального ремонта мониторингу подлежат не только мероприятия, реализуемые с участием средств Фонда, но и работа названных систем в целом.

Рис. 1. Мониторинг технического состояния, МКД

Как показано на рис. 1 мониторинг технического состояния МКД проходит успешно. Мониторинг на всей территории РФ проведен уже на 99,3 %, осталось малая часть (0,70 %) МКД без проведения мониторинга [3].

В 2015 году Фондом проведено 46 выездных проверок, в рамках которых 45 субъектов Российской Федерации проверены согласно утвержденному плану-графику [4].

Рис. 2. Профиль исполнения региональной программы капитального ремонта

На рис. 2 представлен график исполнения региональной программы капитального ремонта МКД.

Согласно годовому отчету государственной корпорации- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: в 2015 году в рамках программ капитального ремонта завершен ремонт в 21,7 тыс. многоквартирных домов общей площадью 66,0 млн. кв. м, в которых проживают 2,4 млн. человек. Стоимость выполненных работ составила 52,3 млрд. рублей. На реализацию программ капитального ремонта консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации на 2015 год предусмотрено 16,8 млрд. рублей, использовано 30,4 млрд. рублей средств собственников помещений в многоквартирных домах. Отмечается наращивание объемов капитального ремонта, проводимого в рамках программ капитального ремонта:

− в 2014 году из 20,2 тыс. отремонтированных многоквартирных домов 8,1 тыс. многоквартирных домов были отремонтированы в рамках программ (36,8 процента);

− в 2015 году из 24,4 тыс. отремонтированных многоквартирных домов 21,7 тыс. многоквартирных домов были отремонтированы в рамках программ (88,9 процента) [4].

По состоянию на 1 января 2016 года в 83 субъектах Российской Федерации у собственников помещений в многоквартирных домах наступила обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт (в 62 субъектах Российской Федерации такая обязанность наступила в 2014 году, в 21 — в 2015 году). В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе введение обязательного взноса на капитальный ремонт для собственников планируется с 1 июля 2016 года.

Как видно из рис. 1 и 2 программа реализуется в среднем темпе. Конечно, не всегда успешно достигаются объемы работы, которые прописаны в этой программе, но программа и не стоит на месте. Темпы реализации снижаются в основном из-за главной проблемы- неплатежи собственников МКД. Каждый 5 житель страны не платит взносы на капитальный ремонт. Потому что бояться быть обманутым. Люди перестали доверять органам, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. И их тоже можно понять. Но для того что бы ни быть обманутым собственники, должны изучить эту программу.

Программа очень своевременна. Но если не платить взносы на капитальный ремонт, то реализация программы может очень сильно замедлится. А этого нельзя допустить. Это повлечёт за собой очень много проблем. Собственникам не нужно бояться, а нужно больше проявлять заинтересованность в жизни своего МКД. Жители могут сами следить за темпами реализации программы, за ходом проведения мониторинга технического состояния своего МКД, в интернет ресурсе могут посмотреть на какой год их дом поставлен в очередь, какие виды работ предусмотрены непосредственно в их МКД, ну и самое главное за ходом проведения капитального ремонта на территории своего МКД.

Собственникам МКД, нужно понять, что это программа просто необходима. У каждого строения есть свой срок службы. И срок службы здания можно продлить благодаря своевременному проведению капитального ремонта. Если не провести капитальный ремонт МКД сейчас, то возникнут большие проблемы. Дома начнут разрушаться и ничего не останется, как присвоить им статус ветхого или аварийного жилья. Проведение программы необходимо, причем в ускоренном темпе. Но темпы реализации программы во многом зависят от самих собственников МКД.

Литература:

  1. Макиева М. Т., Хосроева Н. И. Программный подход к реализации реформы ЖКХ // Международный научный альманах. — 2016. — № 4.
  2. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  3. https://www.reformagkh.ru/overhaul/analytic/#overhaul_mkd_state_monitoring
  4. http://fondgkh.ru/wp-content/uploads/2016/05/God_ot4et_13_05_razvorot-na-sayt-1.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle