Библиографическое описание:

Сафарова М. Б., Абдулов Д. Н. Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003–2015 гг. [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 40-45.



Ключевые слова: система горючего, средних электростанций, топливно-энергетических ресурсов

Республика Таджикистан находится на 39 градусе к северу и 71 градусе к востоку в Центральной Азии и имеет протяженность в 700 км с запада на восток и свыше 350 км с севера на юг. Протяженность границ Таджикистана составляет 630 км с Кыргызстаном, 910 км с Узбекистаном, 1030 км с Исламской Республикой Афганистан и 430 км с Китайской Народной Республикой. Таджикистан по характеру поверхности типично горная страна с отметками абсолютных высот от 300 до 7495 метров, 93 процента ее территории занимают горы, относящиеся к высочайшим горным системам Средней Азии – Тянь-Шанской и Памирской. [1, с.25–28]

После приобретения независимости Республика Таджикистан осуществляет переход от централизованного к рыночным методам хозяйствования. Эта сложная по масштабам задача проходит в условиях кризиса и финансово-экономических трудностей, разрыве жизнеобеспечивающих, экономических и хозяйственных связей.

В этих условиях основной задачей государства становится достижение экономической безопасности, составной и наиболее важной частью которой является энергетическая безопасность, включающая в себя обеспечение непрерывности поставок энергоносителей и достижения максимальной энергетической независимости топливно-энергетического комплекса республики.

Республика обладает огромной привлекательностью по минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам. [2,с.12]

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные структуры, занятые в угле, нефте-, газо-, тепло- и электроснабжающих и потребляющих системах и территориальных подсистемах. [3, с.51–57]

Горюче-энергетический комплекс является одним из основных сфер экономики Таджикистана и обеспечивает сферы жизнедеятельности нашей страны.Всвою очередь данная сфера играет очень важную роль в развитии и специализации сельского хозяйства, потому что энергетический запас и его местонахождение не полностью соответствует во всех районах и регионах нашей страны. Если Республика Таджикистан не будет способна обеспечить себя горючими и энергетическими ресурсами, то в будущем она будет считаться одним из переводах стран по производству электроэнергии среди стран Центральной Азии.

Горюче-энергетический комплекс включает в свой состав сферы производства нефти, газа, угля, электроэнергии. Сферы горюче-энергетического комплекса, их места связаны со всеми энергетическими сферами нашей страны. Географическая позиция Таджикистана свидетельствует о том, что на её территории действительно имеются величайшие запасы водной энергетики Центральной Азии. Гидроэнергетический потенциал и ресурсы Таджикистана составляют около 527 млрд кВт/часов в год и это около 5 % мировых ресурсов. Но сегодня в стране используются только 3,1 % этих ресурсов. [4, с.174–181]

К сравнению, в Таджикистане имеются запасы угля в 28,8 раз, нефти – в 83 раза и природного газа в 211 раз больше, чем водно-энергетических запасов. Это является доказательством того, что в будущем этим будет определяться энергетическая безопасность нашей страны. А еще одна сторона гидроэнергетики состоит в том, что в будущем страна способна производить экологически чистую электроэнергию. Теперь огромные потенциальные запасы энергетики Таджикистана составляют в реках Пянджа (97,6 млрд. кВч), Вахша (45 млрд. кВс), Обихингоб (17,6млрд. кВч), Сурхоб (14,7млрд. кВч), Кофарнигоне (125 млрд. кВч) и Зарафшана (10,6млрд кВч). Среди этих рек Вахш имеет больше запасов энергетики по сравнению с большими реками Норак в 2 раза, Пянджа в 7 раз, Амударьи – в 7раз. Совместно реки Вахш и Пяндж имеют 9/10 части всех запасов. Среди стран Центральной Азии Таджикистан занимает первое место по запасу электроэнергии. Запас воды в 1м2 в Таджикистане в среднем по СНГ в 13 раз больше, чем остальные страны этого региона. Если в Таджикистане на каждый км2 приходится 2100 квч гидроэнергии, то данный показатель в Киргизстане составляет 720, Узбекистане 197 и Туркменистане 49 квч. В данное время в Таджикистане годовое производство электроэнергии составляет 14248 млн. кВч, из них 14025 млн. кВч относится к водной электрической ГЭС и 222 млн. – к другим ГЭС. Самый большой ГЭС – это Нурек, которая производит 3 млн кВч, Сарбанд 210 тыс кВч, Кайрокум 126 тыс кВч, Бойгози 600 тыс кВч,,Сангтуда-1670 тыс кВч, Душанбе 223 тыс кВч, Ёвон 280 тыс кВч. Нурекская ГЭС является основной кузницей горючего Таджикистана.

Здесь с помощью дешёвой электроэнергии реализуется производство минеральных удобрений алюминиевых цветных металлов. За последнее время сданы в эксплуатацию несколько маленьких ГЭС на реках Пяндж, Сурхоб, Кофарнигон, Бартанг и других. Важнейшие особенности постройки ГЭС заключаются в том, что кроме производства электроэнергии они имеют большое значение для орошения земель и обеспечения водными ресурсами.

Правительство Таджикистана утвердило «Программу по эффективному использованию гидроэнергетических ресурсов и энергосбережению на 2012–2016 годы (№ 551, 2 ноября 2011 г.). Программа направлена на повышение эффективности использования гидроэнергетических ресурсов, реализацию планов и мер в области энергоэффективности и на выполнение государственной программы по достижению энергетической независимости.

Программа включает ряд мер по энергоэффективности общим объёмом 2,65 Квт.ч за период 2012–2016 годов. Однако программа не содержит информации о том, как будет осуществляться реализация и финансирование этих мер; нет также какого-либо указания на результаты первого года ее реализации (2012 год). Указ Президента Республики Таджикистан от 24 апреля 2009 года № 653 «О дополнительных мерах по экономному использованию энергии и энергосбережению» способствовал повышению уровня энергоэффективности и энергосбережения в стране. Этот Указ ограничивает производство, импорт и продажу ламп накаливания. В соответствии с Указом от 1 мая 2009 года на всей территории Республики Таджикистан все государственные, промышленные и коммерческие организации (предприятия) должны перейти на использование энергосберегающих ламп.

Однако работе по внедрению стандартов отчасти мешает Закон «О стандартизации» от 2012 года, в соответствии с которым национальные стандарты могут применяться на добровольной основе. Применение какого-либо стандарта может быть обязательным, только если в конкретном техническом регламенте содержится ссылка на такой стандарт. [5, с.63–66]

Таблица 1

Спрос взимний период до ипосле реализации мер, предлагаемых Таджикистану Всемирным банком*

2012

2013

2014

2016

2018*

2020*

Зимний спрос до реализации мер (кВт.ч)

11.213

11.705

12.239

13.21

14.199

15.18

Зимний спрос после реализации мер (кВт.ч)

11.200

11.535

11.706

11.580

11.738

11.930

Снижение (%)

0,1

1

4

12

17

20

*Источник: ППУС / Всемирный банк, Альтернативные варианты обеспечения баланса спроса и предложения.

Республика Таджикистан обладает значительными запасами топливно-энергетических ресурсов. Основная часть водных ресурсов региона Центральной Азии формируется в Таджикистане (53 %). В структуре топливно-энергетического баланса республики гидроэнергетические ресурсы составляют более 90 %. Общие потенциальные запасы гидро- и энергоресурсов составляют 527 млрд.кВт.часов в год. [4, с.84–91]

Современный уровень производства электроэнергии составляет 6,5 % от технически пригодного гидро- и энергетического потенциала. Имеющиеся на сегодняшний день разведанные запасы нефти, газа и конденсата составляют менее 1 % суммарных ресурсов, которые оцениваются 1033 млн.тонн условного топлива. Для увеличения добычи нефти и газа требуются большие затраты, связанные с применением новых технологий, сложными горно-геологическими условиями и глубиной залегания более 5–7 км. Прогнозные запасы углей в настоящее время оцениваются в 4–5 млрд. тонн (из которых добывается незначительная часть, в 2001 году добыто всего 25 тыс. тонн). Запасы угольного топлива имеются практически во всех регионах республики, но многие месторождения расположены в труднодоступных высокогорных районах.
Республика Таджикистан в настоящее время переживает общий кризис социально-экономической системы. Сегодня нет необходимости доказывать, что дефицит топливно-энергетических ресурсов является сдерживающим фактором в развитии и подъёме экономики республики. Анализ производства топливно-энергетических ресурсов в Республике Таджикистан показывает, что в 2015 году по сравнению с 1990 годом произошло снижение добычи газа более чем в 2 раза, нефти, включая газовый конденсат — в 8,8 раза, выработки электроэнергии — на 14 %, добычи угля более чем в 28,6 раз. Одновременно снизилось потребление природного газа в 4,5 раза, нефти и нефтепродуктов — в 6 раз, угля — более чем в 70 раз. Импорт продукции отраслей топливно-энергетического комплекса в республику сократился по нефти и нефтепродуктам на 1,5 млн. тонн, по природному газу — на 1,6 млрд.м3, по сжиженному газу – на 100 тыс.тонн, уголь поставляется в незначительном объеме. [7, с.51]

В критической ситуации находится вопрос расчётов за потреблённую электрическую и тепловую энергию, природный газ. Сбор средств за реализованную продукцию энергетических ресурсов не превышает 60 % и все это при очень низких по сравнению даже с соседними республиками тарифах. В результате чего энергоснабжающие организации не в состоянии произвести реабилитацию источников, генерирующих электроэнергию, увеличить производство угля, добычу нефти и газа в республике.

Особое место занимает вопрос низкой платежеспособности населения республики. Неплатежи на внутренних рынках и в межгосударственной торговле в рамках Содружества катастрофически снижают поступление средств в отрасли топливно-энергетического комплекса и в результате выводят их на отрицательный уровень рентабельности.

В соответствии с предварительными прогнозными данными потребность в энергоносителях по первому варианту в 2015 году по сравнению с 2001 годом возрастёт: имеющийся потенциал энергосбережения, который оценивается порядка в 30–40 %, должен стать приоритетом энергетической политики по обоим вариантам. Темпы роста потребности в топливно-энергетических ресурсах должны быть ниже темпов роста валового внутреннего продукта ВВП за счёт проведения жёсткой и устойчивой энергосберегающей политики.

Энергоёмкость ВВП должна иметь тенденцию к устойчивому снижению. Прогноз развития отраслей топливного комплекса Республики Таджикистан должен основываться на завершении строительства начатых и весьма важных объектов, восстановлении существующих мощностей производства и переработки топливно-энергетических ресурсов, а также ввода новых объектов топливно-энергетического комплекса.

Отрасль топливно-энергетического комплекса республики целесообразно совершенствовать в три этапа. На первом этапе (2003–2007 годы) основными задачами являются приостановление спада добычи и производства энергоресурсов не ниже уровня 2000–2001 годов путём восстановления существующих мощностей производства энергетических ресурсов, использование передовых технологий и установление рыночных цен на энергоносители, обеспечивающие самофинансирование отраслей топливно-энергетического комплекса и нормативный уровень их рентабельности.

На втором этапе (2010–2015 годы) развитие топливно-энергетического комплекса должно быть обеспечено за счет ввода новых объектов по гидроэнергетике, проведения геологоразведочных работ и обустройства новых месторождений нефти и газа, а также совершенствования технологии добычи и переработки угля, развития нетрадиционной энергетики (гелиоустановок, ветровых станций и т. д.).

На третьем этапе (2011–2015 годы) совершенствование топливно-энергетического комплекса должно обеспечиваться на основе экспорта энергоресурсов (электроэнергии и угля) Республики Таджикистан на рынках евроазиатских стран и стран дальнего зарубежья. Одним из весьма важных факторов, определяющих развитие топливно-энергетического комплекса является сырьевая база республики. Создание надёжной сырьевой базы и обеспечение устойчивого и эффективного развития топливно-энергетического комплекса достигается путём увеличения геологоразведочных работ на нефть, газ и уголь. На период 2003–2015 годов главными приоритетами развития топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан, обеспечивающих энергетическую безопасность республики являются:

‒ реанимация ГЭС Вахшского каскада, Кайракумской ГЭС, Душанбинской и Яванской ТЭЦ, завершение строительства Сангтудинских ГЭС, строительство первого этапа первой очереди Рогунской ГЭС, Памирской ГЭС, строительство и ввод в эксплуатацию ряда малых ГЭС, в результате чего достигается производство дополнительной электроэнергии в объёме до 13,0 млрд.кВт.часов;

‒ восстановление и увеличение мощностей по добыче угля на месторождениях Фан-Ягноб, Шураб, освоение и добыча на месторождениях Зидды, Назар-Айлок, Сайёд, Миёнаду карьерным способом, что позволит в целом к 2015 году увеличить добычу угля до 700–800 тысяч тонн;

‒ восстановление и освоение нефтегазовых месторождений юга и севера республики способствуют добычи 300 тыс. тонн нефти и 500 млн. м3 природного газа к 2015 году. Вместе с тем, при благоприятном исходе геологоразведочных работ на перспективных площадях имеется возможность увеличения объемов добычи нефти и газа:

‒ строительство высоковольтной линии ЛЭП 500 кВт «Юг-Север»;

‒ строительство тепловой электростанции на севере республики;

‒ строительство нефтеперерабатывающих мощностей на юге и севере республики;

‒ электроснабжение населения, проживающего на удаленных от энергетических установок и от централизованных систем энергоснабжения территориях на базе нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

‒ поиск и обеспечение инвестициями предприятий топливно-энергетического комплекса республики с целью скорейшей реабилитации существующих производственных мощностей, приобретение высокопроизводительной и энергосберегающей техники, технологии, оборудовании и т. д.

Для развития рыночных отношений в энергетической отрасли Республики Таджикистан и повышения эффективности деятельности предприятий необходимо развитие многообразия и обеспечения равноправия различных форм собственности на основе осуществления демонополизации и реструктуризации предприятий энергетической отрасли. Целями демонополизации и реструктуризации в энергетической отрасли являются:

‒ освобождение государства от содержания наиболее неэффективных предприятий (убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства);

‒ создание условий для широкомасштабного развертывания процесса акционирования и приватизации в отраслях топливно-энергетического комплекса;

‒ оптимальное регулирование процесса разгосударствления с сохранением основных технологических связей между предприятиями топливно-энергетического комплекса;

‒ вовлечение в процесс реструктуризации широкого участия коллективов, соблюдение гласности, равенство прав коллективов и обеспечение их социальной защищенности. Процесс демонополизации и реструктуризации в энергетической отрасли предусматривает выполнение нескольких последовательно-взаимосвязанных мероприятий на первый этап в период 2003–2015 годов в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

На первом этапе необходимо:

‒ передавать имеющиеся объекты коммунального и социального назначения на баланс местных органов исполнительной власти;

‒ преобразовать организации и предприятия энергетической отрасли в акционерные общества с последующей их приватизацией;

‒ предусматривать приватизации вспомогательных (строительных, транспортных, ремонтных) производств. На втором этапе, согласно приватизации по индивидуальным проектам, необходимо завершить проведение приватизации энергетической отрасли в целях широкого привлечения иностранного капитала в экономику республики.

Энергетика занимает в Таджикистане особое место, являясь главной составляющей и стержнем промышленного и сельскохозяйственного производства, неотъемлемой частью систем жизнеобеспечения граждан, а также образования, транспорта и телекоммуникаций. Энергетика Таджикистана — это платформа цивилизованного образа жизни его граждан. [4, с.21–41]

Главной целью в области развития топливно-энергетического комплекса является сбалансированное использование топливно-энергетических и водных ресурсов и обеспечение стабильности энерго- и топливоснабжения в республике. В целях надёжного снабжения топливно-энергетическими ресурсами на период 2003–2015 годов необходимо решение следующих задач:

‒ разработка перспективного прогноза потребностей Республики Таджикистан в энергоресурсах и возможных путях их обеспечения;

‒ освоение топливно-энергетических и водных ресурсов, создание соответствующей инфраструктуры с привлечением государственных и иностранных инвестиций;

‒ на основе перспективного прогноза заключения долгосрочных двух- и многосторонних межгосударственных соглашений между странами-производителями и странами-потребителями на поставку энергоресурсов с взаимным обязательством сторон по выполнению этих соглашений;

‒ восстановление хозяйственных и экономических связей в областях топливно-энергетического комплекса, энергомашиностроения, энерго-оборудования и других смежных отраслей на основе разработки межгосударственных научно-технических программ между странами Евроазиатского региона и подготовки кадров для их реализации;

‒ восстановление функционирования единых систем газо-, нефте-, угле-, электроснабжения;

‒ повышение надёжности и технологической безопасности работы трубопроводного транспорта, высоковольтных линий электропередач и другого оборудования;

‒ активного использования экологически чистых и безопасных энергоустановок и нетрадиционных видов энергии.

Литература:

1. Национальная Программа действий по борьбе с опустыниванием в Таджикистане. Душанбе, 2000 г., с.-25–28;

2. Регионы Республики Таджикистан. Государственный комитет статистики при Правительстве Республики Таджикистан, 2009г., с.12;

3. Научный журнал «Таджикистан», углубленный обзор энергоэффектвности 2015 год., с.- 51–57;

4. Мухаббатов Х. М., Диловаров Р. Д., Образование, культура, география экономики Таджикистан Душанбе 2011 год., с.21–41.,с. 84–91с. 174–181;

5. Таджикистан: углубленный обзор энергоэффективности 2013,стр. 63–66;

6. Статистика Республика Таджикистан 2015г., с.51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle