Библиографическое описание:

Николаев А. И. Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 31-34.

Лесное хозяйство является крупной отраслью Российской экономики и хотя ее доля в ВВП с каждым годом все ниже, это не говорит о малой значимости отрасли для благополучия страны и населения. Однако взгляд на нынешнее положении дел в лесном хозяйстве говорит о плачевном состоянии отрасли. В предлагаемой статье рассматриваются проблемы и решения некоторых отдельных видов деятельности лесного хозяйства с экономической точки зрения.

Ключевые слова: экономика лесного хозяйства, учет древесины, бюджетные ассигнования, экономика научной отрасли.

 

Основные принципы, на которых основывается деятельность лесного хозяйства прописаны в ст. 1 ЛК РФ, которые направлены на рациональное использование, сохранение и возобновление лесных богатств России. Не стоит забывать, что лес не только сырьевой ресурс, но еще экологический и социальный, поэтому изменения в одном из аспектов неизбежно приводят к изменениям в другом, порой в гораздо более сильной форме.

Огромный ущерб, причем по всем функциям леса, наносят повсеместные незаконные рубки лесных насаждений. Не существует и единой системы контроля за объемами незаконных рубок, в силу отсутствия материальной и методической базы. Различность в подходах контроля за объемами незаконно заготовленной древесины приводят к весьма сильно различающимся результатам, не в пользу заинтересованных государственных органов, склонных к занижению показателей. Усугубляется ситуация бюрократической и коррупционной составляющей. Так по отчетам Рослесхоза за 2011 год объем незаконных рубок составил 1,8 млн. м3, что примерно равно 1 % от общего объема заготовки древесины. Однако по данным Всемирного банка объем незаконно заготовленной древесины в том же году оценивается в 20 % от общего объема, что примерно составляет 39 млн. м3. [1] Принимаемые в последнее время государственные меры в области учета оборота древесины и лесобумажной продукции, согласно принятому закону №415-ФЗ [2], направлены на ужесточение требований отчетности и контроля за всей цепочкой поставок «продавец-покупатель». Разбирая указанный Закон становится понятно, что действие его сводится к сопроводительным документам и отчетности, тем самым сохраняется разделение ресурс-документ, оставляя возможность подлогов. Не лучше ситуация с учетом древесины и у арендаторов лесных участков. Отсутствующий контроль за движением заготовленной древесины на предприятии, позволяет работникам сбывать лес «на сторону». Согласно анализу арендных отношений многими независимыми организациями, недополученные прибыли отдельных арендаторов доходят до 40% от общего объема заготовленной древесины, что в конечном счете сказывается на качестве ведения лесного хозяйства в области защиты, охраны и воспроизводства арендованных лесных участков. Действительно, для уменьшения расходов предприятия в первую очередь сокращаются затраты на выполнении обязательных лесохозяйственных мероприятий, не связанных с рубкой целевых лесных насаждений. Повсеместная экономия на высококвалифицированных рабочих приводит к нарушениям технологий выполнения работ и низкому их качеству, выполняемых работниками без профильного, а зачастую и вовсе без образования. Даже незначительные погрешности в количественных и качественных работах приводят к большим упущениям и материальным потерям в итоге, что подтверждается научными исследованиями [3]. Низкое качество выполняемых работ проявляется в нарушениях экологической и пожарной безопасности в лесах РФ, нарушениях границ разрешенных мест рубок, вырубке особо ценных пород древесины и другим опасным факторам бесконтрольного изменения биогеоценоза.

В области защиты лесных насаждений от пожаров существует целый ряд проблем, требующих незамедлительных мер. Недостаточное финансовое обеспечение в купе с коррупционной составляющей не позволяют оперативно и в достаточном количестве принимать меры к обнаружению и ликвидации возгораний лесного фонда. Распределение полномочий между организациями способными принимать меры к ликвидации лесных пожаров и строгому постатейному расходованию бюджетных субсидий, создают бюрократический барьер в работе. Доходит до ситуаций, когда прибывшие на место тушения лесного пожара силы и средства, вынуждены разворачиваться и уезжать, потому что не в их полномочиях тушить этот участок. Время необходимое на тушение возгорания в начальной, наименее опасной фазе тратится на принятие координационных мер и согласования режимов и способов тушения. При этом огромные средства тратятся на малоэффективные способы обнаружения и предотвращения распространения огня в лесах, к примеру, прокладка минерализованных полос плугом ПКЛ-70, хотя существуют научные исследования их крайне малой эффективности. Применение большой авиации в облетах лесов с целью выявления возгораний является одной из самой расходной статей в области пожарной охраны лесов, которую можно сократить в десятки и даже сотни раз применяя беспилотные летательные аппараты (БДПЛА). Отсутствие вышеупомянутого контроля за происхождением древесины, еще больше провоцирует возникновение очагов лесных пожаров, когда незаконные рубки прикрывают поджогами рядом растущего леса.

Бюджетные ассигнования выделяемые на защиту леса от вредных и особо опасных вредных организмов расходуются в большинстве случаев бесконтрольно, без оценки эффективности и корректировки мероприятий на основе анализа. Страдают в такой ситуации и лесовосстановительные работы. Согласно отчетам региональных департаментов лесных комплексов, только 30 % высаженных саженцев древесных растений выживают ко второму году. Это говорит о крайне малой эффективности материальных и трудовых ресурсов, затраченных на это направление, являющееся крайне важным в деле сохранения лесных богатств страны. По факту получается, что большинство лесохозяйственных мероприятий выполняется только для количественной отчетности, вопрос о качестве и целесообразности уже не стоит. Многоцелевое не истощительное использование лесов в сложившихся условиях практически неосуществимо. Огромные материальные ресурсы затрачиваются на цели таксации лесных насаждений и государственную инвентаризацию лесных ресурсов (ГИЛ), качество которых оставляет желать лучшего, по понятным, рассмотренным выше причинам.

Для изменения негативных тенденций в лесном хозяйстве необходим комплексный подход к проблемам. Любое решение должно быть научно-обосновано и апробировано перед внедрением, как было во времена Советского Союза, системой ведения лесного хозяйства которого пользовались и за рубежом. В настоящее время не проводится должная работа в целях оценки и повышения эффективности выполняемого комплекса лесохозяйственных работ, что приводит к малоэффективному растрачиванию сил и средств. Стоит признать, что научные организации заинтересованные в улучшении положений в лесном хозяйстве на данный момент времени находятся в упадке. Существующая экономическая структура финансирования государственных бюджетных организаций, относит науку в разряд бизнеса, заставляя фактически выживать в рыночных условиях, занимаясь работами приносящими доход. Основным видом доходной деятельности в научных организациях связанных с лесом, являются проектные работы (освоения лесов, противопожарного обустройства и т.п.), а не перспективные научные разработки.  Основное рабочее время сотрудников тратится именно на выполнение упомянутых работ, на выполнение важных и действительно полезных для лесного сектора научных исследований практически не остается времени. Материальная база большинства НИИ изношена, большая ее часть осталась еще со времен СССР. Бюджетные ассигнования покрывают только основные расходы на содержание НИИ, с минимальными заработными платами научных сотрудников в размере должностных окладов, понятно, что в таких условиях научный энтузиазм угасает, и заставляет искать приработок на стороне (проектные работы). Для развития научных исследований приходится самостоятельно изыскивать пути финансирования (гранты, спонсоры, заинтересованные арендаторы лесных участков и др.), на все это тратятся время и силы. В рамках рыночной экономики, спонсоры хотят быстрого возврата своих вложений и получения прибыли, которую в долгосрочном (ротационно) лесном хозяйстве сложно добиться за короткий срок.

Несмотря на все проблемы и сложности, наука, силами настоящих и увлеченных ученых, все же не стоит на месте, пытаясь вернуть свое истинное значение - показать необходимость и важность теоретических и прикладных научных исследований. Появляются новые технологии и пути решения существующих проблем. В охране лесов от пожаров, вредителей и таксационных исследованиях насаждений, предлагаются разработанные технологии на основе БДПЛА и высокоинтеллектуальных программных средств [4]. Исследования в этих областях показывают высокую эффективность и сравнительно низкую стоимость на единицу работы, по сравнению с аналоговыми используемыми в настоящее время технологиями. Применение интеллектуальных программных комплексов позволяет нивелировать ошибки человеческого фактора, снизить бюрократические барьеры и повысить эффективность траты бюджетных средств. Одной из важнейших отраслей в которой просто необходимо внедрении высоких технологий – контроль и учет за оборотом древесины в РФ, ее легализация и предотвращение незаконных рубок. Уже разработана технология учета древесины по одному лишь скану среза древесного ствола, как совершенно новый вид дендрохронологии [5, 6]. Повсеместное внедрении этой технологии позволит создать единую базу данных по всей заготавливаемой древесине, причем без необходимости подтверждающей сопроводительной документации, сам ресурс является гарантом и идентификатором. Силами ведущих НИИ прикладной лесной науки РФ разработаны целые системы научно-обоснованного не истощительного комплексного использования лесных ресурсов, которые так и не внедряются в практику ведения лесного хозяйства.

Стоимость необходимого оборудования с подготовкой специалистов для реализации указанных проектов в сотни раз ниже существующих, используемых в настоящее время методов, парадоксально что это и является сдерживающим фактором для развития и внедрения разработок. Если мы хотим сохранить и приумножить лесные богатства нашей страны, чтобы они остались действительно ценными, необходимо менять саму структуру экономики ведения лесного хозяйства, прекратить нецелевое и малоэффективное растрачивание бюджетных средств. Требуется научная оценка эффективности всех проводимых работ, с последующей корректировкой систем их финансирования. Необходима финансовая и правовая поддержка научного потенциала лесной науки и смежных отраслей, как со стороны государства так и со стороны бизнеса. Вклад в лесное хозяйство – долгосрочное и довольно рискованное дело, но крайне необходимое.

 

Литература:

 

1.      Тураев О. Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования. http://www.umocpartner.ru.

2.      Федеральный закон Российской Федерации №415-ФЗ: принят Гос. Думой 28 дек. 2013 г., одобрен Советом Федерации 25 дек. 2013 г.: "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". М.: «РГ» - Федеральный выпуск №6271, 2014 г.

3.      Николаев А.И., Штоль В.А. Точность измерительных работ в лесном хозяйстве. // Лесохозяйственная информация, Пушкино, 2014. №3. С. 51-56.

4.      Николаев А.И. Исследования лесных насаждений с применением беспилотных дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (БДПЛА). // Молодой ученый, Чита, 2014. №13. С. 113-115.

5.      Николаев А.И. Разработка искусственного интеллекта на основе выявления закономерностей биометрических данных древесных растений и построения персонифицированных информационных моделей – биоинформационных паспортов каждого древесного ствола. // Молодой ученый, Чита, 2014. №19. С. 157-159.

6.      Николаев А.И. Инновационная сертификация древесины. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, Воронеж, 2014. Т. 2. №3-3 (8-3). С. 210-213.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle