Библиографическое описание:

Сторожилова А. В. Рекомендации по совершенствованию жилищной политики в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 145-147.

Обеспечение доступным жильем широких слоев населения в последнее время стала одной из самых актуальных в России. Квартира для семьи — проблема, которая является практически постоянной. Кроме того, в целях решения актуальных вопросов социально-экономического развития страны Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, решения по обеспечению жильем других приоритетных категорий граждан Российской Федерации.

Жильё по своему месту расположения и по качеству является индикатором имущественного статуса, частной характеристикой благосостояния населения. Вместе с тем, жилище повсеместно рассматривается в качестве одной из самых основных потребностей, удовлетворение которой в отношении социально-уязвимых групп и индивидов происходит чаще всего за счёт средств государственного бюджета. При этом в России задачи обеспечения жильём становятся трудно решаемыми для многих граждан. В особенности, данная проблема актуальна для воспитанников и выпускников интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она проявляется часто, остро и многогранно на протяжении всей жизни.

Отсутствие денежных накоплений у сирот является препятствием экономического характера в использовании механизмов рыночной экономики для самостоятельного решения проблем приобретения жилья, улучшения жилищных условий.

Для решения жилищной проблемы в стране с 2005 года реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а в рамках нашего региона — областные целевые программы. Законами Правительства Краснодарского края введены в действие программы: «Обеспечение жильём молодых семей»; «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования»; «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

При обеспечении жильем отдельных категорий граждан федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации используются следующие механизмы:

1.                  строительство и приобретение в федеральную собственность жилых помещений для последующей передачи соответствующей категории граждан на праве собственности;

2.                  предоставление гражданам социальных выплат на строительство и приобретения жилья.

Отсутствие обоснованной ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса в рамках реализации таких мероприятий различными федеральными органами исполнительной власти, координации такого спроса в различных регионах страны приводит к неэффективному расходованию средств федерального бюджета.

При этом государство, как крупный покупатель жилья, не использует возможность влияния на рынок жилищного строительства для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья.

Жилищное строительство на территории муниципального образования ведется разрозненно, застройка территорий носит порой точечный характер, отсутствуют долгосрочные планы муниципального образования по выделению земельных участков для комплексного освоения.

Проблема обеспечения жильем начинается на стадии подачи документов, поскольку эта процедура занимает значительную часть времени, а так же немалых затрат.

Для решения этой проблемы возникает необходимость усовершенствовать технологию подачи документов на рассмотрение заявок и признание за гражданином, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Оно должно быть направлено на:

1.                  усовершенствование нормативно — правовой базы;

2.                  развитие научно — методических основ деятельности;

3.                  увеличение числа квалифицированных кадров, а так же укрепление материально — технической базы;

4.                  координацию межведомственных организаций.

В связи с этим можно создать Интернет — систему, которая бы позволила сократить время на оформление документов, что в свою очередь упростило бы работу сотрудников администрации и сэкономило бы средства обращающихся граждан за помощью.

Данная система позволит сократить количество повторных, многократных обращений.

После определенного промежутка сбора документов для заявки, необходимо собирать и подавать повторно некоторые документы, но с использованием данной Интернет — системы возможно решить эту проблему будет намного проще, ведь никому не придется отстаивать очереди и тратить много времени, специалисту будет нужно лишь обработать поданные заявки и пригласить гражданина на дальнейшее оформление документов.

Рис. 1. Принцип работы Интернет-системы

 

Так же необходимо создать систему потокового ввода данных, которая может вводить, проверять и классифицировать их автоматически.

Это позволит:

1.                  создать единое хранилище документов;

2.                  повысить исполнительскую дисциплину;

3.                  повысить оперативность контроля выполнения сроков обработки поданных документов;

4.                  оперативно предоставить аналитическую информацию;

5.                  сократить время на заполнение документов (например, благодаря шаблонам);

6.                  сократить время поиска (40 % рабочего времени может уйти на поиск исходных данных документов).

7.                  уйдет необходимость складирования документов, которые сами по себе представляют не малый объем.

Для минимизации бюрократического подхода в жилищной политике можно сократить пакет документов, требуемых для разрешения гражданами жилищных проблем, к которым относятся документы для постановки на жилищный учет и для различных социальных программ, существующих в настоящее время.

Так, можно ограничиться документами:

1.                  документами, удостоверяющими личность гражданина;

2.                  заявлением о постановке на учет

3.                  справкой о регистрации заявителя и членов его семьи (форма № 9);

4.                  характеристика занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения (форма № 7);

5.                  свидетельствами о рождении детей заявителя (при их наличии).

Сокращением количества требуемых документов можно решить кадровый вопрос в сфере юридических, а также паспортных услуг, частично высвободив работников, занимающихся подготовкой бесконечного потока документации.

Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.

На территории Муниципального Образования Приморско-Ахтарский район жильем обеспечиваются граждане отдельных категорий, нуждающиеся в жилье (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, больные заразными формами туберкулеза, вынужденные переселенцы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участники ликвидации последствий на ЧАЭС, ветераны ВОВ, а так же граждане нуждающиеся в улучшении жилищных условий.)

Применяемый в течение длительного времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности и отчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации. Население же было поставлено в крайне пассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.

Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью.

Процесс обеспечения жильем граждан носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.

 

Литература:

 

1.      Федеральная программа «Жилище» 2010–2015 гг.

2.      ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. о внесении изменений в ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3.      Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

4.      Закон Краснодарского края от 24.12.2008г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

5.      Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 года N° 1512 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle