Библиографическое описание:

Зубарев М. М. Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации инновационных программ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 6-8.

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2013–2014 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, Выявлены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации и предложены основные направления преобразований на рынке.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структурные параметры развития, импортозависимость, государственное регулирование, международные стандарты, лекарственные препараты.

 

Фармацевтическая промышленность считается одной из самых высокотехнологичных и приоритетных направлений в развитии экономики. Следовательно, ее развитию, стоит уделять серьезное внимание на пути реализации государственной политики по изменению структуры российской экономики, смещая ее от сырьевых к высокотехнологичным отраслям. Фармацевтический рынок так же имеет колоссальное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Рынок работает как отлаженный механизм распределения лекарственных средств от производителя к потребителю и основывается на принципе открытой системы, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих. Динамика развития фармацевтического рынка Российской Федерации демонстрирует устойчивую тенденцию к ежегодному увеличению его объемов. Так как человечество с самого начала своего существования нуждается в постоянном потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, чтобы поддерживать свое здоровье на необходимом для полноценной жизни уровне, то динамичное развитие фармацевтического рынка, прежде всего, определяется его жизненным приоритетом.

Исследование и анализ структурных параметров фармацевтического рынка, позволяет выявить тенденции его развития и дальнейшие перспективы. Основным структурным параметром, характеризующим ассортимент лекарств на российском фармацевтическом рынке, является: соотношение импортных и отечественных лекарственных средств.

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка (I квартал 2014г.)

 

В отличие от стран Евросоюза или США в России коммерческий сегмент продолжает занимать большую часть рынка, чем государственные закупки (например, большинство стран Европейского союза компенсирует пациентам расходы на покупку большей части рецептурных препаратов — от 60 до 85 % от их стоимости). В России в первом квартале 2014 года доля коммерческого сегмента (включая рынок БАД и парафармацевтики) составила, по данным DSM Group, 72 % [2]. Устойчивое развитие фармацевтической отрасли представляет собой непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития фармацевтической отрасли как социально-экономической системы, предполагающий совершенствование сферы разработки, производства и продвижения фармацевтической продукции в стране, которое в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды обеспечивает национальные интересы государства и положительно влияет на укрепление здоровья нации.

К сожалению, российский фармацевтический рынок остается на 3/4 импортоориентирован. 77 % лекарств в стоимостном объеме, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: NOVARTIS, SANOFI-AVENTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ — единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущих игроков на фармрынке России. Соотношение импортных и российских препаратов на рынке в дореформенный период было совсем иным и составляло 45 и 55 %. Первые годы реформ сильно сказались на российских производителях, либерализация импорта и одновременное нарастание хозяйственных трудностей у российских производителей преумножили долю иностранных лекарственных средств. Сегодня отечественная продукция не готова удовлетворить повышенную потребность населения в лекарственных средствах. Таким образом, большая часть лекарств закупается в США, Восточной Европе, Индии и Китае.

Рис. 2. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных ГЛС России с 1991 по 2014 г., %

 

Для увеличения национальной безопасности Министерством промышленности и торговли РФ в 2008 г. была разработана долгосрочная стратегия развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». Стратегия призвана определять пути реализации приоритетных направлений развития фармпроизводства России, быть основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития фармацевтической промышленности, обеспечивать согласованность действий органов государственной власти по направлениям развития отрасли, определять векторы разработки и корректировки нормативно-правовой базы фармацевтической промышленности и служить основой для принятия государственных решений по разработке и реализации целевых программ и проектов развития отрасли. В 2009 г. в России была утверждена «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»), а в 2010 г. — Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5].

Для ее реализации предусматривается три варианта: инерционный, инвестиционный и инновационный. Оценкой преимуществ и рисков всех вариантов предпочтительным был выбран инновационный вариант реализации Программы, в рамках которого достижение цели Программы обеспечивается путем участия государства в стимулировании запуска полного инновационного цикла в фармацевтической и медицинской промышленности с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий обеих отраслей. Инновационный вариант реализации Программы позволит не только модернизировать производственные мощности предприятий на базе организационных и технологических инноваций, но и стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс к развитию в области фармацевтической и медицинской промышленности получат российская прикладная наука, инженерия, образование.

Несмотря на небольшие успехи, российский фармацевтический рынок сильно уступает мировым лидерам в развитии биомедицинских технологий и инновационной медицины и проигрывает по производственному потенциалу и уровню научно-технического развития. Низкий объем экспорта готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций; практически полное отсутствие доли инновационных отечественных лекарственных средств от их общего количества в России; несовершенство и непрозрачность законодательного регулирования и ценообразования; дефицит квалифицированных кадров; нежелание крупных отечественных компаний финансировать инновационные разработки — все это можно отнести к факторам, препятствующим развитию российского фарм. рынка. В добавление, банковская система ограничивает выдачу кредитов российским фармацевтическим предприятиям в виду длительного и наукоемкого цикла разработки лекарственных препаратов. В проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015г. и плановый период 2016–2017гг»., доля расходов федерального бюджета на здравоохранение составляет лишь 0.4 % в 2015г. Однако стоит отметить, что государство не пытается дистанцироваться от решения проблем медицинского сообщества: сегодня полным ходом идет реализация федеральной целевой программы. Стратегия «Фарма-2020» начинает давать первые результаты: иностранные компании локализуются, отечественные — переходят на международные стандарты GMP (Good Manufacturing Practice), улучшая качество производимых лекарств, планируется запуск пилотных проектов по лекарственному страхованию. В итоге, есть основание сделать вывод о том, что фармацевтическая промышленность РФ имеет значительный потенциал импортозамещения, а реализация этого потенциала может обеспечить увеличение доли российских лекарственных средств на внутреннем рынке и повышение уровня национальной безопасности.

 

Литература:

 

1.         Андрианов В., Горст М., Торопылин Ю., Шварева Н. Российская фармацевтическая промышленность: состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. — 2012. —№ 11–12. —С. 67.

2.         Аналитические данные компании DSM, 20013–2014 гг. — www.dsm.ru.

3.         Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 г. № 965 «Об утверждении стратегии развития фармацевтической промышленности российской Федерации на период до 2020 года».

4.         Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 401 г. Москва «О Научно-координационном совете федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

5.         Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

6.         Стратегия инновационных преобразований экономики России в посткризисный период: материалы научной конференции: Лебедевские чтения / под общ. ред. А. Н. Фоломьева. — М.: РАГС, 2010. — 416 с.

7.         Демидов Г. Г. Социально-экономические проблемы фармацевтического рынка России // Российское предпринимательство. — 2007. —№ 4 Вып. 2 (89). —С. 139–143.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle