Библиографическое описание:

Коблова Д. В. Анализ методов бюджетного финансирования [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 49-51.

Управление финансами государственной бюджетной организации взаимосвязано с функционированием бюджетной системы страны. Достижение необходимых целей в области финансового обеспечения функций органов государственной власти определяется эффективностью функционирования бюджетной системы. Бюджетный риск, связанный с недополучением средств, является важным фактором, снижающим эффективность всего государственного управления в условиях рыночной экономики. Надлежащий уровень и эффективность управления во многом зависят от форм и методов бюджетного финансирования.

В настоящее время существуют следующие концепции организации бюджетного процесса:

1)      постатейное бюджетирование (управление затратами);

2)      бюджетирование, ориентированное на результат (программно-целевое планирование);

3)      финансирование капиталовложений.

Одним из признаков, характеризующих первую модель является то, что распределение средств происходит в зависимости от видов затрат в соответствии с классификацией бюджетных расходов. Как правило, планирование при постатейном бюджетировании происходит на годичный период. Основой данного метода является обоснование потребности в ресурсах с учетом индексации расходов прошлых периодов. Финансирование направляется в зависимости от определенной цели, а перераспределение средств между затратными статьями затруднено либо отсутствует. Ответственность сотрудников за расходование бюджетных средств минимальная, поскольку они не имеют возможности участвовать в программах по повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Для Российской Федерации наиболее распространенной и актуальной в последние годы стала концепция бюджетирования, ориентированного на результат. Среди основных принципов данной концепции выделяется то, что финансовые ресурсы должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей. В то же время важной характеристикой реализации этого метода является проведение мониторинга и контроля за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение качественного бюджетного планирования и управления.

Суть реформы состоит в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Концепция бюджетирования, ориентированного на результат, состоит в смещение акцентов в сторону бюджетного планирования, когда уже при формировании бюджета формулируются конкретные цели расходов и измеримые индикаторы, которые свидетельствуют о достижении цели. Средствами концепции являются доклады о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств, программно-целевой метод бюджетного планирования, реестр расходных обязательств и усовершенствованная бюджетная классификация. Использование указанных инструментов способствует достижению набольшей эффективности и результативности бюджетных расходов.

На практике целесообразность системы бюджетирования, ориентированного на результат, можно объяснить существованием определенных условий:

1)      ситуация, когда классические методы увеличения эффективности бюджетных расходов почти исчерпали себя и не в состоянии решать проблемы несбалансированности бюджета либо невысокого уровня качества бюджетных услуг;

2)      ситуация бюджетного кризиса, решение которой предполагает радикальные способы сокращения расходов при сохранении позиций в области достигнутого результата при оказании бюджетных услуг;

3)      появление требований в экономической и политической сферах, при которых учитываются основные изменения, происходящие в условиях реформирования в Российской Федерации;

4)      принятие системы бюджетирования, ориентированного на результат, как способа введения управления по результатам в органах исполнительной власти [2, с. 28].

Согласно данной модели, для каждого вида деятельности создается система мероприятий, включающая описание приоритетных направлений, ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей, а также анализ показателей результативности программы мероприятий и процедур измерения этих показателей. Выделим наиболее существенные преимущества использования концепции бюджетирования, ориентированного на результат, для правительства:

1)      наличие полной информации о реализации задач и использовании бюджетных средств в различных сферах деятельности государства;

2)      возможность наиболее оптимального распределения бюджетных средств между статьями расходов в результате получения достоверной и полной информации о результатах реализации приоритетных программ государства;

3)      возможность оценить и сопоставить ожидаемые результаты нескольких предлагаемых вариантов программ;

4)      создание системы эффективного контроля за деятельностью ведомств с помощью сравнения достигнутых и намеченных результатов;

5)      обнаружение неэффективных программ и отмена дублирующих друг друга программ.

Для общества преимущество этой модели заключается в том, что ее применение позволяет понимать цели и задачи правительства, оценивать средства, направленные на их реализацию, выявлять, насколько поставленные цели отвечают потребностям населения.

Итак, тема бюджетирования, ориентированного на результат, является приоритетной в современных условиях развития экономики государства. Например, новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств. Однако остается ряд существенных проблем управления общественными финансами. Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.

Кроме описанных моделей выделяют финансирование капиталовложений, которое представляет собой обеспечение денежными средствами, предназначенными для создания новых основных фондов или модернизации имеющихся. При этом финансирование капиталовложений означает выделение средств на определенный (ограниченный) перечень объектов, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Анализ указанных методов и направлений реформирования бюджетной системы показал, что современное управление ориентируется как на повышение эффективности среднесрочного планирования, так и на функциональное введение в практику стратегического бюджетирования.

Таким образом, среди существующих форм бюджетного финансирования особое место занимает бюджетирование, ориентированное на результат, заменяющее постатейное бюджетирование. Реализация актуальной концепции позволит достигнуть максимальной открытости бюджетной информации, что, в свою очередь, создаст условия для заинтересованных пользователей оценить, насколько эффективно расходуются деньги налогоплательщиков. Вместе с тем, адаптированность данного метода к меняющимся экономическим условиям составляет важную особенность — способность к модификации в зависимости от выбора средств и методов реализации бюджетной политики и межбюджетных отношений.

 

Литература:

 

1.       Кувалдина Т. Б., Батракова О. С. Бюджетирование, ориентированное на результат, в системе управления государственными финансами // Публичное управление и общественные финансы. — 2013. — № 4. — С. 55–59.

2.       Макашина О. В. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ. — 2008. — Вып. 1. — С. 23–28.

3.       Николаева Т. П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. — 380 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle