Библиографическое описание:

Шевченко Т. В. Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 34-38.

На фоне деградации муниципальных рынков сбыта продукции происходит понижение товарного потенциала сельской местности, и как следствие большой уровень потерь сельхозпродукции и ухудшение её качества. Создание сети оптово-распределительных центров по примеру зарубежных стран поможет стимулировать деловую активность сельхозпроизводителей, снизить потери продукции и удовлетворит внутренние потребности на продовольствие.

Ключевые слова: государственная программа; отечественные производители; формирование сбыта; оптово-распределительные центры.

 

Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Это отражается в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны. В настоящее время проблема дополнительно обострилась в связи с введением запретов на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Как показывают расчеты, проведенные ВНИИ экономики сельского хозяйства, если в полной мере реализовать потенциал аграрного сектора России при наиболее благоприятных экономических условиях можно было бы не только достигнуть параметры Доктрины продовольственной безопасности, но выйти на баланс экспорта-импорта на уровне 20–25 млрд. долл. США, даже с учетом роста потребления до рациональных норм [3]. Ученых просчитали, что при проведении модернизации производства и применении интенсивных технологий на имеющихся сельскохозяйственных угодьях, объемы производства продовольствия можно увеличить в 5–7 раз.

В настоящее время по прогнозу Минсельхоза при сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные с проведением сезонных полевых работ и реализацией инвестиционных проектов увеличиваются примерно в 1,5 раза. Происходит удорожание кредитов, вызванное корректировкой денежно-кредитной политики России, существенный рост цен на минеральные удобрения, химзащиту, семена, ГСМ, запчасти, коммунальные платежи и прочие материальные затраты.

Сложное положение в отрасли вынуждает основную часть руководителей сельхозпредприятий думать не о развитии бизнеса, а пытаться сохранить достигнутые результаты. Рентабельность предприятий АПК по итогам года находится на уровне 7,3 %, практически вся прибыль отрасли по сути, государственные субсидии. Постройке новых мощностей и закупке оборудования мешает большая кредитная задолженность сельхозпроизводителей, а банки тем временем уже серьезно ограничили кредитование отечественного АПК. В условиях ограниченного финансирования именно эффективность использования активов выходит на первый план.

Одна из основных проблем низкой рентабельности российского агробизнеса, в отсутствии четкого планирования в этой отрасли экономики. Многие сельхозпроизводители до последнего не могут определить, какую культуру посеять и по какой цене они смогут продать урожай. При этом невозможно просчитать затраты, затруднительно планировать результаты, определять рентабельность производства. Сложившаяся структура сбыта не отвечает интересам производителей. Поэтому от решения проблем реализации продукции напрямую зависит финансовое состояние сельхозпроизводителей.

В нашей стране до сих пор не создана эффективная система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Это подтверждается и напряжением на потребительском рынке в связи с неожиданным ростом цен на многие продукты питания. Интервенционное вмешательство (торговое, закупочное) пока не стало действенным регулятором объема производства отечественной сельскохозяйственной продукции.

Особенно актуальна проблема сбыта для микропредприятий и малых форм хозяйствования. Так согласно проведенному Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России опросу, 70 % крестьянских (фермерских) хозяйств определяют трудности сбыта продукции как проблему номер один.

В настоящее время личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальные предприниматели производят около половины мяса, более половины молока и овощей (таблица 1).

Таблица 1

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % хозяйств всех категорий

2010

2011

2012

2013

2014

Сельскохозяйственные организации

44,5

47,2

47,9

47,6

48,6

в том числе:

растениеводство

40,8

45,5

45,1

43,8

42,8

животноводство

47,5

49,1

50,6

51,7

54,7

Хозяйства населения

48,3

43,8

43,2

42,6

41,4

в том числе:

 

 

 

 

 

растениеводство

48,0

41,0

41,4

41,7

42,1

животноводство

48,6

46,7

44,9

43,5

40,6

Крестьянские (фермерские) хозяйства1

7,2

9,0

8,9

9,8

10,0

в том числе:

растениеводство

11,2

13,5

13,5

14,5

15,1

животноводство

3,9

4,2

4,5

4,7

4,7

1 Включая индивидуальных предпринимателей.

 

На фоне деградации муниципальных рынков сбыта продукции происходит понижение товарного потенциала сельской местности, и как следствие большой уровень потерь сельхозпродукции и ухудшение её качества.

Создание сети оптово-распределительных центров (ОРЦ) по примеру зарубежных стран поможет стимулировать деловую активность сельхозпроизводителей, снизить потери продукции и удовлетворит внутренние потребности на продовольствие.

Опыт развитых стран Европейского союза показывает, что наиболее эффективной организационной структурой по формированию сбыта является ОРЦ на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В Германии и Франции на оптовые центры, принадлежащие кооперативным объединениям сельхозтоваропроизводителей, приходится порядка 60 % объема поставок свежей плодоовощной продукции. Кроме того в Германии существует закон о структуре сельскохозяйственных рынков, согласно которому государственные субсидии предоставляются перерабатывающим организациям, в случае, если в закупках значительная доля приходится на продукцию малых организаций, что должно подтверждаться долгосрочными договорами на закупку сырья.

В декабре 2014 года Правительством была утверждена новая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы [1]. В рамках подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» будет выделено 93 млрд. рублей, в том числе на 2015 год — 2,4 млрд. рублей, на 2016 год — 10,3 млрд. рублей. Цель подпрограммы — обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки (рис.1).

При этом доля в обороте продукции оптово-распределительных центров и производственных логистических центров, реализуемой через государственный и муниципальный заказ, в том числе для оказания внутренней продовольственной помощи населению устанавливается в размере 20 процентов.

Рис. 1. Сведения о показателях подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания»

 

Средства будут направлены на выполнение следующих задач:

-                   строительство, реконструкция и модернизация сети оптово-распределительных и производственно-логистических центров для сбыта сельскохозяйственной продукции;

-                   увеличение закупок сельскохозяйственного сырья для переработки предприятиями перерабатывающей промышленности;

-                   развитие биржевой и электронной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием; совершенствование механизма закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания внутренней продовольственной помощи населению; проведение научно-исследовательских работ и подготовка методических разработок по созданию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, в том числе по организации мониторинга в сфере госзакупок.

К 2020 году планируется создать сеть из 15 крупных межрегиональных центров и свыше 200 мелких.

В соответствии с научно-методические рекомендациями ГНУ ВНИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии ОРЦ в стадии своего полного развития и при наличии возможностей сбыта своей продукции (услуг) могут выполнять следующие функции [2]:

-        закупка (заготовка сельхозпродукции) и возможность приобрести сельхозтоваропроизводителю необходимые товары (взаимозачет за товары);

-        хранение;

-        предпродажная подготовка (сортировка, мытье, фасовка);

-        первичная переработка (производство полуфабрикатов) и их фасовка;

-        деятельность эколого-аналитических лабораторий, осуществляющих ветеринарный контроль, контроль закупаемой сельхозпродукции на входе, и произведенной продукции на выходе;

-        реализация сельскохозяйственной продукции (создание клиентской базы поставщиков, оптовых покупателей, сетевых магазинов и т. д.);

-        создание информационно-аналитического центра и предоставление оперативной маркетинговой информации покупателям и продавцам;

-        анализ и гибкое управление товарооборотом через комплексную систему автоматизации управления;

-        оказание транспортных услуг (доставка сельхозпродукции от производителя и готовой продукции — потребителю);

-        оказание финансовых и других услуг (кредитование, страхование);

-        сдача в аренду универсальных торговых и складских помещений;

-        охрана грузов и имущества клиентов и арендаторов ОРЦ;

-        благоустройство территории ОРЦ;

-        организация сети общественного питания (кафе, закусочные) и гостиничных услуг.

Однако, в каждом конкретном случае, учитывая специфику территориального размещения, наличие в непосредственной близости перерабатывающих предприятий, свободных складских помещений и холодильных мощностей, сдаваемых в аренду по приемлемым ценам, наличие финансовых средств и прочих факторов ОРЦ могут иметь в собственности не все необходимые для деятельности объекты и выполнять ограниченный перечень функций.

Так, например, они могут арендовать складские помещения и холодильные камеры, сдавать на переработку закупленную продукцию близлежащим перерабатывающим предприятиям (колбасным заводам, коптильням и пр.).

В самом своем начале развития и при недостатке финансовых средств ОРЦ могут представлять собой торгово-закупочные комплексы с цехом первичной обработки продукции:

-        для овощей — мойка, сортировка, фасовка, реализация;

-        для молока — сбор, первичная обработка, фасовка, реализация;

-        для мяса — сбор, убой, подготовка к продаже, реализация.

Работа ОРЦ строится по принципу «все необходимое в одном месте» и в зависимости от объемов и наименований закупаемой продукции, наличия собственной перерабатывающей базы или использования мощностей близлежащих перерабатывающих предприятий в каждом конкретном случае может иметь различные составные части.

Таким образом ОРЦ способствует увеличению товарооборота и концентрации производственной базы для предпродажной подготовки сельхозпродукции, обеспечивает соблюдение стандартов, эффективного ветеринарного и фитосанитарного контроля безопасности и качества продукции, оказывают поддержку малому и среднему бизнесу.

Доступ к рынкам сбыта и получение справедливой цены за произведенную сельхозпродукцию в совокупности будут способствовать увеличению объемов производимого малым бизнесом продовольствия, увеличению количества субъектов малого агробизнеса, развитию здоровой конкуренции. При этом кооперативный путь развития муниципальных ОРЦ фермерское сообщество считает основным и главным.

Комплекс мероприятий по созданию оптово-логистических центров и производственных логистических центров способствует развитию торгово-закупочной деятельности, увеличению доли отечественной продукции на внутреннем рынке, а также решает вопросы занятости сельского населения.

 

Литература:

 

1.      Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы с изменениями от 19 декабря 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

2.      Научно-методические рекомендации ГНУ ВНИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии «Создание и функционирование сельскохозяйственных оптовых распределительных центров на базе сельхозпотребкооперативов Ростовской области», Ростов-на-дону, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.don-agro.ru

3.      Ушачев, И. Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков, А. Г. Папцов, В. И.Тарасов, В. С. Чекалин // АПК: Экономика, управление. — 2014. — № 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle