Библиографическое описание:

Сундукова Ю. Н. Территориальное общественное самоуправление города как дополнительный источник решения вопросов местного значения в условиях ограниченных финансовых ресурсов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 129-132.

В статье говорится о том, что такое территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС), о направлениях деятельности ТОС на территории города (на примере города Ульяновска), а также предлагаются рекомендации органам местного самоуправления по активизации ТОС.

 

В статье 27 ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения (внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1].

Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, а в условиях ограниченного местного бюджета именно ТОСы приобретают важную роль в решении решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения. ТОС принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении.

Кроме того, органы ТОС могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет личных средств граждан, так и с использованием средств местного бюджета. Как самостоятельный общественный институт он находится в стадии постоянного обновления и нуждается в регулировании и поддержке со стороны органов местного самоуправления.

С 2011 года, когда в структуре администрации города Ульяновска был создан отдел, занимающийся вопросами развития территориального общественного самоуправления, прослеживается четкая динамика увеличения количества ТОС и вовлеченных в их деятельность жителей города (см. таблицу 1).

Таблица 1

Динамика увеличения количества ТОС на территории города Ульяновска, 2011–2014 годы

 

Январь 2011 года

Сентябрь 2011 года

Декабрь 2011 года

Июнь 2012 года

Декабрь 2012 года

Декабрь 2013 года

Декабрь 2014 года

Количество ТОС

3

21

41

44

46

50

60

в том числе юридических лиц

1

7

20

37

39

43

52

Количество жителей, проживающих в границах ТОС

30, 7 тыс.

56, 4 тыс.

88 тыс.

94, 8 тыс.

97, 1 тыс.

102, 2 тыс.

110, 4 тыс.

Количество жилых домов в границах ТОС

272

586

694

757

768

777

803

 

Как видно из таблицы 1, в настоящее время на территории города Ульяновска осуществляют свою деятельность 60 ТОС, из которых 52 зарегистрированы в качестве юридического лица и имеет право на предоставление субсидий из бюджета города. Являясь самоорганизацией граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив местного значения, ТОС города объединяют более 110,4 тысяч человек, что составляет 17,1 % от населения всего города, а количество многоквартирных домов, входящих в ТОС, составляет 803.

Хорошо организованная система ТОС представляет собой огромный ресурс для осуществления стратегии развития города Ульяновска и эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью всех структурных подразделений органов местного самоуправления, отвечающих за улучшение качества жизни населения.

Деятельность ТОС Ульяновска условно можно разделить на несколько крупных направлений: благоустройство территорий, культурно-массовая и спортивно-массовая работа, реализация социально значимых проектов, иная деятельность. Считаем важным, подвести итоги деятельности ТОС в 2014 году в сравнении с 2013 годом и проследить динамику, тем самым показав значимость ТОС для жизнедеятельности города.

В рамках благоустройства территории города и территорий ТОС в частности, в 2014 году муниципальной программой «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Ульяновск» была предусмотрена такая стимулирующая мера как городской смотр-конкурс «Лучшее мероприятие по благоустройству придомовых территорий и уборке домов, проводимое территориальным общественным самоуправлением», который проходил с 26 мая по 29 августа 2014. По результатам конкурса среди ТОС было определено 14 победителей. Победителями конкурса установлено 256 малых архитектурных сооружений различного назначения, обустроено более 700 метров декоративных ограждения и более 400 квадратных метров пешеходных дорожек, разбито более 350 квадратных метров клумб. Общая сумма бюджетных ассигнований по данному конкурсу составила 1 199 200 рублей (максимальный размер субсидий, который ТОС получил на реализацию своего плана, равен 100 000 рублей). Сумма софинансирования проектов ТОС из внебюджетных источников составила около 400 000 рублей.

Для сравнения: по итогам конкурса по благоустройству, проводимого в 2013 году, было высажено свыше 6 500 саженцев цветов и 100 саженцев кустарников, установлено 129 малых архитектурных форм. Общая сумма бюджетных ассигнований по данному конкурсу в 2013 году составляла 1 947 162,42 рублей, привлечённых более 900 000 рублей.

Помимо конкурса ТОС города участвуют в ежегодных весенних и осенних месячниках по благоустройству. В ходе благоустроительной кампании 2014 года было проведено 272 субботника на территориях 54 ТОС, в которых приняли участие более 4500 жителей города Ульяновска. Для сравнения: в течение 2013 года в субботниках приняли участие около 3 800 жителей ТОС, а в 2012 году — около 3 000 человек.

В результате озеленительных работ ТОС в 2014 году были высажены 227 деревьев и 2029 кустарников. Часть из них были приобретены жителями за счет собственных средств и в качестве спонсорской помощи: ель, каштан, яблоня, береза и акация, туя, сирень, можжевельник, кипарис. Для сравнения: в 2013 году было посажено 550 деревьев и 535 кустарников, в 2012–911 деревьев и 1 591 кустарников.

Зачастую при подготовке к конкурсу ТОС жители вкладывают в улучшение условий проживания своих граждан больше средств, чем они могут получить в случае победы. Это говорит о неравнодушии граждан к своей территории проживания и подтверждает рост гражданской активности. Кроме того, при выполнении благоустроительных работ жители ТОС максимально используют собственный труд, что снижает стоимость работ, а также формирует бережное отношение к результатам труда.

Рассматривая культурно-массовую и спортивно-массовую деятельность ТОС, следует отметить прогресс в увеличении количества жителей, принимающих участие в мероприятиях, и развитии дворового спорта.

В 2013 году муниципальной программой был запущен «пилотный» проект развития дворового спорта посредством работы в ТОС дворовых инструкторов. В течение года в 22 ТОС постоянно работали инструкторы, которые занимались с подрастающим поколением: проводили тренировки по различным видам спорта, организовывали соревнования, знакомили ребят со спортсменами, приучали к здоровому образу жизни. В физкультурно-оздоровительную работу вовлечено более 1900 человек, из них 90 % детей и подростков по различным видам спорта: футбол, мини-футбол, настольный теннис, дартс, баскетбол, оздоровительная гимнастика, бадминтон, легкая атлетика, общая физическая подготовка и другие.

В 2014 году такую работу на постоянной основе ведут 28 ТОС, в каждом из которых занимается в среднем по 25 ребят. В последующие годы в муниципальной программе развития ТОС предусмотрено предоставление субсидий на данные цели из расчета 35 ставок дворовых тренеров по 9 000 рублей в месяц. Это должно сделать систему развития дворового массового спорта более системной и эффективной, а также содействовать привлечению к занятиям физической культурой лиц всех возрастных категорий, в том числе маломобильных граждан.

Кроме того, в 2014 году на территориях ТОС города было проведено 87 праздничных мероприятий (праздников двора). В ходе данных мероприятий были организованы театрализованные представления и концерты, конкурсы и викторины, спортивные турниры и подвижные игры. Победители конкурсов и состязаний, а также самые активные жители ТОС награждались памятными сувенирами и подарками. Сумма субсидий на возмещение затрат, понесенных в связи с проведением данных мероприятий, составляет 980 000 рублей.

Культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия проводятся каждым ТОС по согласованному с администрацией района плану не реже одного раза в месяц в рамках субсидий на осуществление уставной деятельности. Эта мера поддержки обеспечивает и само существование ТОС: обслуживание банковского счета, оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, расходы на проведение мероприятий, уплату налогов и взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Следует также отметить и роль ТОС в реализации социально значимых мероприятий.

В 2014 году победители конкурса «Лучший социально значимый проект территориального общественного самоуправления» реализовывали свои проекты в сферах культуры, здорового образа жизни и спорта, социального обеспечения и социальной защиты населения, патриотического воспитания и работы с молодёжью.

Сумма субсидий на возмещение ТОС затрат, понесённых в связи с реализацией социально значимых проектов, составила около 1 100 000 рублей. Сумма привлеченных внебюджетных средств составила 60 500 рублей.

Одним из обязательных условий предоставления ТОС субсидий является деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, деятельность в области развития институтов гражданского общества, правовое просвещение населения.

На сегодняшний день в 52 ТОС города данная работа ведется в ежедневном режиме. ТОС организуют проведение юридических консультаций, осуществляют приём граждан по вопросам местного значения, проводят координационные совещания с членами совета МКД и ТОС, выявляют и обобщают инициативы жителей по вопросам местного значения, проводят отчётные конференции граждан ТОС. Кроме того, члены органов ТОС активно участвуют и помогают в организации семинаров и семинаров-практикумов МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска», являются помощниками в ретрансляции актуальных практик на местах.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что ТОС в Ульяновске является тем «инструментом», при помощи которого органы местного самоуправления города совместно с жителями решают многие жизненно важные вопросы. Также ТОСы становятся центрами возрождения культурных традиций, проводят большую патриотическую работу, организуя встречи жителей с ветеранами войн, труда, проводя на своих территориях разнообразные общественные мероприятия.

В современных условиях для эффективного функционирования институтов ТОС необходима поддержка со стороны органов власти, которые помогут гражданам объединиться, легитимизировать им свою деятельность и затем будут лишь координировать действия ТОС в общей структуре жизни города. Кроме того, необходимо оказать содействие органам ТОС в установлении взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, образования, социальной защиты, а также органами правопорядка, национальными и общественными организациями, предприятиями города и, конечно, организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Для стимулирования деятельности ТОС по развитию местных территорий необходимо осуществлять материальную поддержку ТОС в виде субсидий на реализацию лучших идей ТОС из местного бюджета, так и с помощью спонсорских средств и грантов.

Для привлечения дополнительных средств органам ТОС необходимо иметь планы реализации проектов с обоснованием его социальной или экономической значимости, размеры финансовых средств, сроки реализации, предполагаемое число участников и участия самих жителей. Как правило, с просьбами об оказании помощи в выделении финансовых и материальных средств органам ТОС следует обращаться к руководителям предприятий и организаций, предпринимателям, ведущим свою деятельность на территории ТОС, которые заинтересованы в решении наиболее острых проблем микрорайона.

Правовое обеспечение деятельности ТОС в Ульяновске в настоящее время находится на достойном уровне. На базе Контакт-центра при главе города создан отдел по взаимодействию с ТОС, который занимается методической и юридической поддержкой городских ТОС.

Для дальнейшего совершенствования института ТОС следует развивать механизмы публичной поддержки движения, а также создать новые стимулы для развития инициативы «снизу» и формирования соседских сообществ. Здесь необходима широкая информационная кампания, которая познакомит граждан с явлением ТОС и результатами деятельности лучших ТОС. К примеру, можно предложить такие мероприятия, как выставки достижений и форумы ТОС, а также создание своеобразного банка идей ТОС.

Кроме того, необходимо заниматься обучением действующих и потенциальных лидеров ТОС, в частности, на базе муниципального учреждения создать Школу ТОС и приглашать специалистов для проведения теоретических и практических занятий по правовым основам, организационному обеспечению деятельности ТОС и развитию лидерства в целом.

Жители ТОС становятся не сторонними наблюдателями, а хозяевами территорий проживания, равноправными партнёрами местной власти, союзниками в решении повседневных вопросов. Чем больше будет таких жителей, тем более благоустроенным и развитым будет город.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html

2.         Решение Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 г. № 88 «Об утверждении Положения «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «город Ульяновск» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ugd.ru/docs/solutions/1522/3597/7/

3.         Сайт территориального общественного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tos73.ru

4.         Сайт администрации города Ульяновска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ulmeria.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle