Библиографическое описание:

Кострюкова В. В. Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 90-92.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.

Система пенсионного страхования неоднократно преобразовывалась, реформировалась. С принятием Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в 2002 году началась пенсионная реформа. Пенсионное страхование — обязательный вид страхования для всех граждан РФ. Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы. Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 года эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 %- накопительная. [4]

Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Взносы, поступающие на лицевой счёт в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам — таким образом финансируется пенсия каждого будущего поколения. С учетом роста инфляции и заработных плат Пенсионный фонд России ежегодно проводит индексацию страховой части трудовой пенсии. Накопительная же пенсия — это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счёте вплоть до пенсионного возраста, и получить эти средства гражданин может лишь при достижении данного возраста. Следует отметить, что такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т. е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования вновь претерпела ряд существенных изменений. [1] Появляется пенсионный норматив, сдать который обязан каждый гражданин России. Так, при расчёте стажа каждый трудовой год измеряется в «Индивидуальном пенсионном коэффициенте», по-другому — в пенсионном балле. Теперь, каждому человеку для получения страховой пенсии необходимо набрать 30 пенсионных баллов, но условия их получения могут быть различны. Привилегированные условия в балловой системе получает та часть населения, которая отказалась от накопительной пенсии. К примеру, максимальное количество баллов, которое может получить человек за год, оформив страховую пенсию, — 10; при оформлении и страховой, и сберегательной пенсии в соотношении 16 к 6 максимальное количество баллов — 6,25. Количество баллов, в свою очередь, зависит от количества МРОТ, получаемых страхователем. Таким образом, чем больше у человека заработная плата, тем больше баллов будет зачислено на его лицевой счёт, и, следовательно, пенсионные выплаты будут более высокие. Кроме того, за 1 год военной службы по призыву, за уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и первым ребёнком можно получить 1,8 балла; 3,6 балла можно получить за второго ребёнка за год, а 5,4 балла — за третьего и четвёртого (оплачиваются только 1,5 года на каждого ребёнка).

Большому риску при этой системе подвержены те, кто оформил накопительную пенсию и чей МРОТ составляет единицу, в данном случае, человек, доживший до пенсионного возраста, не получает страховую пенсию и вынужден дальше зарабатывать страховые баллы. Так же изменилось и количество трудового стажа для получения трудовой пенсии: если до 2015 года достаточно было и 5 лет, то, начиная с 2015 года, трудовой стаж будет увеличиваться на 1 год, и к концу 2024 года составит 15 лет, после чего его рост прекратиться. Нововведения затрагивают и процесс индексации — индексация будет направлена на стоимость 1 пенсионного балла. С 1 января 2015 года 1 балл был равен 64,1 руб., а после индексации 1 февраля вырос до 71,41 руб. Так же, с 1 февраля на 11,4 % проиндексировали страховые пенсии, в результате чего средняя пенсия по старости в РФ составила 12 930 руб. — эта сумма почти в два раза превышает прожиточный минимум пенсионеров разных регионов России. К примеру, в городе Волгограде прожиточный минимум пенсионеров на 2015 год составляет 6769 рублей.

Наряду с обязательным пенсионным страхованием существует добровольное негосударственное страхование. [2 с.230] Есть несколько основных критериев разграничения этих двух видов страхования:

Во-первых, добровольное негосударственное пенсионное страхование второстепенно по отношению к обязательному и не может существовать самостоятельно, так как оно направлено на расширение возможностей обязательного вида страхования.

Во-вторых, размер пенсионных взносов страхователь определяет по своему желанию.

В-третьих, обязательное пенсионное страхование предусмотрено Федеральным законом, добровольное же осуществляется на базе договорных отношений в письменной форме.

Пенсионные реформы, нововведения, направленные на повышение эффективности страховой пенсионной системы, устраняют далеко не все проблемы, возникающие в этой отрасли. К наиболее масштабным проблемам, искоренить которые государство пока не в силах, относится заработная плата в конвертах, неофициальное трудоустройство. «Чёрная бухгалтерия» заинтересована и в наименьших отчислениях в пенсионный фонд, и в привлечении на работу людей нелегальным путем. Предприятие, фирма, организация остаются в выигрыше благодаря такой политике, но права рабочих при этом будут ущемлены, так как работодатели при такой системе, зачастую, лишают рабочих достаточного уровня пенсионных выплат, а иногда и самой пенсии в целом. [3 с 104] Эти расходы берет на себя государство в виде выплат социальных пенсий, что подрывает и уровень жизни населения, и в целом экономическое положение в стране. Так же хотелось бы отметить, что в пенсионной системе наряду с теми проблемами, которые представляют собой опасность для экономической системы страны, существует ряд проблем, непосредственно затрагивающих только население РФ. Лидирующее место в перечне таких проблем занимает недостаточная информированность граждан о своих пенсионных правах.

Структура пенсионного законодательства объемна, многослойна; для правильного и полного её понимания требуется грамотность граждан в правовой сфере. Такой грамотностью чаще всего владеют люди, получившие специальное образование — юристы, правоведы, но для большинства населения правовое регулирование пенсионных выплат остаётся неизвестным. Многие граждане лишаются надлежащих им пенсионных выплат из-за отсутствия осведомленности о своих правах. Часто это происходит потому, что Пенсионный фонд России выплачивает пенсии при условии подачи заявления с соответствующими документами, о которых граждане иногда не имеют ни малейшего представления.

Для того чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, государству необходимо проводить периодическую информатизацию населения. Для достижения наибольшего эффекта следует проводить такую политику, учитывая целевую аудиторию. Информирование населения может проходить следующими путями: организация тематических встреч с определенными группами населения, массовое распространение информации посредством газет, телевидения, радио.

Как показала практика, пенсионная реформа 2002 года себя исчерпала. Реформа 2015 года произвела коренное изменение системы пенсионного страхования. Её политика направлена, прежде всего, на сокращение расходов бюджета страны. К примеру, если человек (в силу жизненных обстоятельств или минимальной заработной платы) не отработал стаж в 15 лет, т. е. не заработал 30 баллов на своём лицевом счёте, то, независимо от того, находится ли этот человек в пенсионном возрасте или нет, ему, в любом случае, придётся работать дальше для прохождения минимального баллового порога и получения страховой пенсии. Несомненно, это выгодно государству, так как налоги выплачиваются в государственную казну, но при этом интересы человека остаются без внимания, ведь мало людей возрасте 55–60 имеют достаточное количество сил и здоровья для продолжения трудовой деятельности. Кроме того, новая реформа обладает функцией стимулирования населения. К примеру, те категории людей, которые живут за счет пособий по безработице, вынуждены устраиваться на работу с целью прохождения порога минимального трудового стажа при оформлении страховой пенсии, это же относится и к категории нелегально работающих граждан. Бесспорно, такая мотивация населения положительно скажется на государственном бюджете: увеличение налоговых отчислений, рост производства, меньшее количество расходов бюджета на пособия. В любом случае, реформа выгодна и удобна государству, однако того же нельзя с уверенностью сказать относительно граждан нашей страны.

 

Литература:

 

1.                  URL: http://www.pfrf.ru/

2.                  Алиев Б. Х., Махдиева Ю.М «Страхование» Учебник; ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3.                  Блау С. Л., Романова Ю. А. «Страхование внешнеэкономической деятельности» Учебное пособие для бакалавров; ДАШКОВ И К, 2014.

4.                  Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle