Библиографическое описание:

Шкаева Л. М. Investor Relations как один из инструментов маркетинга в целях привлечения инвестиций в предприятие [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 83-87.



В данной статье рассматривается понятие «InvestorRelations» как одногоиз инструментов маркетинга в целях привлечения инвестиций в предприятие, возникновение понятия, основная задача, цели и аспекты применения технологииInvestorRelations.

Ключевые слова:привлечение инвестиций, инвестиционная привлекательность, маркетинг, инструменты маркетинга, методы маркетинга, Investor Relations, связи с инвесторами, PublicRelations, связи с общественностью

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. В современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Поэтому первостепенное значение приобретает разработка методов и способов привлечения инвестиций, достоверная оценка и решение проблем реальных возможностей их привлечения в предприятие.

Привлечение инвестиций в предприятие — стратегическая задача, и решается она с помощью стратегического управления. В свою очередь, стратегический менеджмент немыслим без применения методов маркетинга.

Стоит отметить, что существует широкий комплекс инструментов и технологий, присущих именно маркетингу и ориентированных на решение специфических маркетинговых проблем, имеющих место в привлечении инвестиций в предприятие. К таким инструментам, в частности, относятся связи с инвесторами.

Во многих развитых странах (США, Германия, Канада, Австралия и др.) концепция управления отношениями с клиентами реализуется в инвестиционной сфере и называетсяInvestorRelations (связи с инвестором).

Термин «связи с инвесторами» (англ. Investor Relations, IR) был сформулирован в 1953 году Ральфом Кординером, председателем совета директоров американской компании General Electric [6]. Обязанности первых IR-служб заключались в распространении финансовой информации о компании или пресс-релизов о финансовых результатах и годовых отчётов. В 1969 году в США была создана профессиональная ассоциация — Национальный институт по связям с инвесторами (National Investor Relations Institute, NIRI). Позднее аналогичные организации появились в Бразилии, Великобритании, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Японии и других странах, а в 1990 году они объединились в Международную федерацию по связям с инвесторами (International Investor Relations Federation, IIRF). 4 сентября 2008 года Международная федерация по связям с инвесторами (IIRF) была преобразована в Глобальную сеть IR (Global Investor Relations Network, GIRN) [].

По определению Национального института по связям с инвесторами, Investor Relations — это вид стратегической деятельности компании, включающей вопросы раскрытия информации, финансовой политики и предоставления существующим и потенциальным инвесторам сведений о текущем положении дел в компании и об её перспективах. [6]

Стоит отметить, изначально этот подход успешно использовался на фондовом рынке и только в последнее десятилетие внедряется в такие сферы как привлечение инвестиций в предприятия. На Западе вопросу отношений с инвесторами уделяется очень важное внимание. Существует отдельная индустрия, в которой работают консультационные фирмы, специализирующиеся в области IR. Это мощная отрасль, оборот которой только в США исчисляется несколькими сотнями миллионов долларов в год.

В научной среде нет единого мнения относительно того, к какой сфере — менеджмента или маркетинга — в большей степени относится IR. Так, специалисты издания «Рынок ценных бумаг» утверждают, что InvestorRelations — это специфическая форма маркетинга — маркетинга инвестиционных идей [1]. В то же время существует мнение, что IR — это одна из технологий коммуникационного менеджмента [2, с. 154]. Мнение автора по этому поводу сводится к позиции, чтоIR является технологией маркетингового подхода в управлении инвестиционной деятельностью как предприятий и компаний, так и на уровне государственного (регионального) управления.

InvestorRelations подразумевает проведение комплекса мероприятий, призванного убедить инвестора вложить его средства с предлагаемый объект. По мнению C. B. Михайлова, работа в сфере IR на сегодняшний день заключается в следующем [2, с.156; 3]:

  1. Прямая коммуникация с инвестором;
  2. Индивидуальные встречи с инвестором;
  3. Периодические мероприятия;
  4. Взаимоотношения со СМИ.

Именно то, что со стороны предприятия не установлены вообще или установлены неправильно отношения с инвесторами и вызывает наибольшее недоверие со стороны потенциальных инвесторов. Именно это повышает уровень совокупного риска предприятий, а значит, снижает их инвестиционную привлекательность для стратегических инвесторов.

Деятельность в области InvestorRelations не стоит путать с PublicRelations (связи с общественностью). InvestorRelations входит в PublicRelations одной из составных частей, но в целом реализацию программы взаимоотношений с инвесторами необходимо понимать как гораздо более широкий фронт работ. Кроме этого, наиболее существенным моментом является то, что оказанием услуг в области InvestorRelations на Западе, как правило, занимаются люди, имеющие большой опыт работы в финансовой сфере, а не в чистой журналистике, как это обычно бывает в фирмах, занимающихся PublicRelations.

В основе InvestorRelations лежит углубленный анализ инвестиционных настроений российского и общемирового инвестиционного сообщества и их использование для реализации инвестиционных целей. Основная задача IR — создание информационно — коммуникативной среды для принятия инвестиционных решений, среды, доступной и понятной для потенциальных инвесторов. Для того, чтобы убедительно и профессионально представлять информацию об инвестиционных проектах людям, принимающим инвестиционные решения, представители регионального менеджмента и заинтересованные предприятия (как и другие субъекты инвестиционной деятельности), должны хорошо понимать какие именно вопросы и почему больше всего интересуют потенциальных инвесторов. Только при этом условии могут быть достигнуты основные три цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами:

  1. убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что конкретные проекты или предприятия являются для них привлекательными;
  2. достижение наиболее благоприятной цены продукта (инвестиционного проекта или объекта);
  3. создание благоприятной среды для инвестирования и будущих капитальных вложений.

Успешное выполнение этих задач обусловлено тем, насколько правильно будут сформулированы и отработаны следующим моменты:

1. целевые группы, являющиеся потенциальными и желаемыми инвесторами;

2. ожидания инвесторов по поводу данных проектов или вложения в предприятие;

3. знание этапов процесса принятия инвестором решения о вложении инвестиций и применение соответствующих инструментов продвижения;

4. основные критерии принятия решения об инвестировании;

5. основные критерии, обуславливающие долгосрочное партнерство данного инвестора с контрагентами (предприятиями).

К основным функциям IR-специалистов с учетом интеграции их деятельности в части решения проблемы инвестиционных ресурсов относятся [4]:

  1. разработка IR-стратегии компании;
  2. создание планов (перспективных, текущих, комплексных) с целью продвижения компании;
  3. участие в работе по совершенствованию инвестиционного законодательства (федерального, регионального);
  4. формирование региональной инвестиционной программы;
  5. разработка внутренних и внешних IR-процедур и регламентов;
  6. подготовка и проведение годовых собраний акционеров;
  7. раскрытие информации в годовом и квартальном отчете;
  8. обеспечение инвесторов ежеквартальными и годовыми отчетами;
  9. раскрытие информации на интернет-сайте;
  10. презентация финансовых результатов на интернет-сайте;
  11. взаимодействие с деловыми/финансово-экономическими СМИ;
  12. взаимодействие с рейтинговыми агентствами;
  13. взаимодействие с PR, GR, маркетингом, рекламой;
  14. подготовка Положения об информационной политике и других документов;
  15. организация регулярных встреч между инвесторами и руководителями компании;
  16. подготовка и проведение road-show;
  17. подготовка участия топ-менеджеров в конференциях;
  18. подготовка материалов о деятельности компании, сбор и подготовка аналитической и статистической информации;
  19. подготовка презентационных материалов, специальная аналитика по теме, общение с аналитиками, со специализированными СМИ;
  20. контроль за информационными потоками о финансовой и операционной деятельности (в том числе на корпоративном интернет-сайте компании, при подготовке годовых отчетов и выступлении топ-менеджмента);
  21. организация обратной связи с инвесторами;
  22. подготовка мероприятий для инвесторов;
  23. создание и мониторинг базы инвесторов;
  24. организация и проведение выездных бизнес-встреч за пределами региона, презентаций инвестиционного и экономического потенциалов региона;
  25. работа с торгпредствами зарубежных государств;
  26. взаимодействие с информационно-инвестиционными ресурсами федеральных и региональных органов власти в сети Интернет;
  27. работа с внешними (иностранными) инвесторами;
  28. сопровождение особо важных или крупных инвестиционных проектов;
  29. подготовка материалов к заседаниям инвестиционной комиссии при главах администрации, губернаторах областей, краев;
  30. организация проведения экспертиз инвестиционных проектов, подготовка материалов к изданию массовым тиражом;
  31. проведение конференц-звонков, подготовка заявлений и пресс-релизов, справочных материалов о компании;
  32. поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждений;
  33. организация отношений с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании;
  34. деятельность по снижению репутационных и других рисков.

Все перечисленные аспекты применения технологии IR не оставляют сомнения в целесообразности её применения в управлении привлечением инвестиций в предприятие. Именно IR, создавая информационно- коммуникативную среду, решает одну из основных задач повышения инвестиционной привлекательности предприятий на рынке инвестиций.

Литература:

  1. Официальный сайт журнала «Рынок ценных бумаг». http://www.rcb.ru;
  2. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации: Учебное пособие. / Под ред. Гапоненко А. Л., Орловой T. M., М.: ИД «Социальные отношения», 2003г;
  3. Материалы доклада на семинаре «Коммуникационный менеджмент: международные PR-технологии». Лондон, 2–9 июля 2000г, PR News, № 1, 2000 (Электронная газета) http://pr-news.su/publicat/n1/1_6.htm;
  4. Зимин В. Профессия IR: становление, тенденции развития и перспективы. РЦБ. 2007. № 22;
  5. Коллер Т. Истинные цели связей с инвесторами. Вестник McKinsey. 2005. № 6;
  6. Варвус С. А. Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компании. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle