Библиографическое описание:

Неронова А. В., Захарян А. В. Совершенствование реализации налоговой политики РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-5.



Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

В 2010–2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики оставались такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика впервые после долгого перерыва проводилась в условиях дефицита федерального бюджета.

Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:

‒ поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

‒ совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

‒ развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

‒ налогообложение природных ресурсов;

‒ акцизное налогообложение;

‒ введение налога на недвижимость;

‒ сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

‒ совершенствование налога на прибыль организаций;

‒ совершенствование налогового администрирования;

‒ противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

‒ страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование [1].

Эффективность и законность применяемых административных методов управления во многом зависит от управленческого персонала, его правовой культуры, образования, условий осуществления управленческой деятельности.

Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, на наш взгляд, необходимо:

‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;

‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;

‒ производить максимальное налогообложение у источников выплат;

‒ упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот;

‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;

‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

‒ добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.

Налоги и налоговая политика государства не должны сдерживать предпринимательство, расширение производства товаров и услуг. Чрезмерно высокие налоги отнюдь не способствуют стабилизации бюджета.

Налоговую культуру нельзя создать и существенно повысить ее уровень ни за месяц, ни за год, ни за три года — потребуется значительно больший промежуток времени.

Необходимо существенно увеличить оклады работников налоговых органов, доведя их до рыночного уровня, и предусмотреть специальный социальный пакет. Также целесообразно применять систему стимулирования исходя не только из уровня собираемости налогов и налоговых доначислений, но и использовать дополнительные качественные показатели работы: количество обращений налогоплательщиков и налоговых органов в судебные инстанции, количество выигранных дел налоговыми органами и налогоплательщиками, количество жалоб налогоплательщиков, профессионализм и качество «обслуживания» и т. п.

В результате таких мероприятий можно увеличить общий уровень образования, профессионализма, интеллигентности работников налоговых органов.

Связанное с указанными выше мероприятиями увеличение расходов государства может быть компенсировано более эффективным перераспределением трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов, снижением уровня коррупции, повышением доверия общества государству и уменьшение доли теневого сектора экономики за счет ее легализации (конечно не в краткосрочном периоде) [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными целями налогообложения наряду с обеспечением необходимых поступлений в бюджет являются также стимулирование позитивных тенденций в экономике и обеспечение необходимого уровня социальных гарантий. В этой связи выбор инструментов налогового воздействия, характера и механизма их использования не может быть случайным — они должны быть определены государственной стратегией и направлением развития налоговой системы. Однако существующая политическая, экономическая и социальная специфики, насущные проблемы вызывают необходимость корректировки форм и методов налогового воздействия и определения их приоритетности и сочетания. При этом только комплексное и продуманное использование всех инструментов налоговой политики может привести к наиболее эффективным результатам.

Литература:

  1. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах/ Солнышкова Ю. Н. —М.: Альфа-пресс, 2013.- 242 с.
  2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2012.- 428 с.
  3. Способы минимизации налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей/Кузнецова М. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 39–41.
  4. Место налогов как категории финансов в воспроизводственном процессе/Неронова А. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95–98.
  5. Проблемы реформирования налоговой системы РФ и пути их решения/Трегуба К. В., Захарян А. В., Тюпакова Н. Н.//Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 97–100.
  6. Модернизация налоговых органов РФ/Одуд А. А., Захарян А. В.//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4–1 (75). С. 90–92.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговой политики, налоговой системы, Международной научно-практической конференции, статей Международной научно-практической, налоговых органов, Сборник статей Международной, развития налоговой системы, налоговая политика, налоговая политика государства, работников налоговых органов, доходной части бюджета, реализации налоговой политики, Реализация налоговой политики, совершенствования налоговой политики, области налоговой политики, налоговой системы общества, эффективной налоговой системы, инструментов налоговой политики, Налоговая политика, реформирования налоговой системы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle