Библиографическое описание:

Неронова А. В., Захарян А. В. Совершенствование реализации налоговой политики РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-5.



Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

В 2010–2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики оставались такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика впервые после долгого перерыва проводилась в условиях дефицита федерального бюджета.

Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:

‒ поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

‒ совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

‒ развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

‒ налогообложение природных ресурсов;

‒ акцизное налогообложение;

‒ введение налога на недвижимость;

‒ сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

‒ совершенствование налога на прибыль организаций;

‒ совершенствование налогового администрирования;

‒ противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

‒ страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование [1].

Эффективность и законность применяемых административных методов управления во многом зависит от управленческого персонала, его правовой культуры, образования, условий осуществления управленческой деятельности.

Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, на наш взгляд, необходимо:

‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;

‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;

‒ производить максимальное налогообложение у источников выплат;

‒ упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот;

‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;

‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

‒ добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.

Налоги и налоговая политика государства не должны сдерживать предпринимательство, расширение производства товаров и услуг. Чрезмерно высокие налоги отнюдь не способствуют стабилизации бюджета.

Налоговую культуру нельзя создать и существенно повысить ее уровень ни за месяц, ни за год, ни за три года — потребуется значительно больший промежуток времени.

Необходимо существенно увеличить оклады работников налоговых органов, доведя их до рыночного уровня, и предусмотреть специальный социальный пакет. Также целесообразно применять систему стимулирования исходя не только из уровня собираемости налогов и налоговых доначислений, но и использовать дополнительные качественные показатели работы: количество обращений налогоплательщиков и налоговых органов в судебные инстанции, количество выигранных дел налоговыми органами и налогоплательщиками, количество жалоб налогоплательщиков, профессионализм и качество «обслуживания» и т. п.

В результате таких мероприятий можно увеличить общий уровень образования, профессионализма, интеллигентности работников налоговых органов.

Связанное с указанными выше мероприятиями увеличение расходов государства может быть компенсировано более эффективным перераспределением трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов, снижением уровня коррупции, повышением доверия общества государству и уменьшение доли теневого сектора экономики за счет ее легализации (конечно не в краткосрочном периоде) [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными целями налогообложения наряду с обеспечением необходимых поступлений в бюджет являются также стимулирование позитивных тенденций в экономике и обеспечение необходимого уровня социальных гарантий. В этой связи выбор инструментов налогового воздействия, характера и механизма их использования не может быть случайным — они должны быть определены государственной стратегией и направлением развития налоговой системы. Однако существующая политическая, экономическая и социальная специфики, насущные проблемы вызывают необходимость корректировки форм и методов налогового воздействия и определения их приоритетности и сочетания. При этом только комплексное и продуманное использование всех инструментов налоговой политики может привести к наиболее эффективным результатам.

Литература:

  1. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах/ Солнышкова Ю. Н. —М.: Альфа-пресс, 2013.- 242 с.
  2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2012.- 428 с.
  3. Способы минимизации налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей/Кузнецова М. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 39–41.
  4. Место налогов как категории финансов в воспроизводственном процессе/Неронова А. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95–98.
  5. Проблемы реформирования налоговой системы РФ и пути их решения/Трегуба К. В., Захарян А. В., Тюпакова Н. Н.//Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 97–100.
  6. Модернизация налоговых органов РФ/Одуд А. А., Захарян А. В.//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4–1 (75). С. 90–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle