Библиографическое описание:

Занько А. И. Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 41-43.



ГЧП является результатом развития и диверсификации традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов, в том числе с целью привлечения дополнительных источников финансирования.

Анализ определений ГЧП приводится как организациями — Международным валютным фондом (МВФ), Европейским сообществом, Всемирным банком, Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), так и странами США, Франция, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Бразилия, Гонг-Конг, Ирландия, и частными компаниями — компания Deloitte&Touche, компания PricewaterhouseCoopers.

Можно выделить следующие аспекты экономической категории «государственно-частное партнерство», отражаемые в определениях:формы взаимоотношений государственной и частной стороны; описание сторон; цели ГЧП; принципы ГЧП; конкретные способы реализации ГЧП.

Обобщив базовые признаки ГЧП, выделяющие его среди всего многообразия взаимоотношений между государством и бизнесом можно выделить следующие:

стороны — государство и частный бизнес;

взаимодействие закрепляется на юридической основе, имеет равноправный и долгосрочный характер;

общественная направленность;

объединение финансовых и иных ресурсов сторон, привлечение частных инвестиций;

разделение рисков и ответственности сторон. При этом риски возлагаются на ту сторону, которая может более эффективно их покрыть, от чего выигрывает общество в целом;

внедрение инновационных методов управления в реализации проектов и оказание государственных услуг.

Особенности ГЧП в жилищном строительстве через критерии сторон заключаются в следующем:

ГЧП может обеспечить обществу большую экономическую эффективность за счет снижения издержек и более высокого качества предоставляемых услуг благодаря привлечению имеющихся у частного сектора опыта, технологий и компетенций;

государство рассматривает частный сектор как инвестора, позволяющего снизить нагрузку на бюджет (в том числе распределить расходы более равномерно во времени, снизив расходы текущего периода) при реализации крупных проектов, тем самым высвобождая ресурсы для решения текущих задач;

заинтересованность частной организации в минимизации издержек, внедрении эффективных решений и сокращении сроков реализации проектов снижают риск неэффективного использования государственного имущества и бюджетных средств при производстве общественных благ.

В связи с этим обозначаются следующие цели развития ГЧП:

повышение эффективности и качества предоставления услуг в общественном секторе, а также ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов;

внедрение инновационных технологий и механизмов управления в государственный сектор экономики и сферу публичных услуг;

привлечение внебюджетных источников финансирования в развитие отраслей, ответственность за которые традиционно несет государство, а также выравнивание нагрузки на бюджеты различных уровней;

стимулирование развития экономики в целом, за счет вовлечения частной стороны в реализацию крупных долгосрочных проектов, а также развития смежных отраслей (например, строительство в случае инфраструктурных проектов, машиностроение в случае проектов в сфере энергетики, и т. д.).

Среди принципов ГЧП в жилищном строительстве, а также практики реализации проектов, выделим следующие:

принцип равенства и свободы участников ГЧП;

принцип стабильности соглашения и одновременно его гибкости;

принцип ответственности сторон за выполнение условий контракта;

принцип конкурентности и прозрачности;

принцип невмешательства государства в сферу ответственности частного партнера;

принцип стимулирования и гарантий; принцип возмездности.

Для зарубежных девелоперских проектов характерны следующие факторы развития:

реализация исключительных финансовых технологий инвестиционно-строительных проектов;

создание долгосрочных партнерских отношений с финансовыми институтами;

умение организовать строительство самого высокого класса;

изменения представлений о качестве и функциях недвижимости;

феноменальное понимание рынка и способность использовать свои возможности;

формирование групп специалистов высокого класса.

Основные мероприятия, реализуемые в рамках разработки механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли, сводятся к следующим направлениям (рисунок 1).

Рис. 1. Основные мероприятия в рамках разработки механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли

Эффективность реализации механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли в области жилищного строительства находится в зависимости от оценки рисков, возникающих в процессе реализации механизма со следующими факторами:

макроэкономический — осуществление незапланированных изменений во внешнеэкономической конъюнктуре или механизмах государственного регулирования в строительной отрасли;

политический — отмена запланированных в рамках механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли мероприятий, обусловленная сменой политического курса;

законодательный — внесение изменений в нормативно-правовую базу, приводящих к нивелированию мероприятий, предусмотренных в рамках реализации механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли;

информационный — отсутствие информации или неправильная ее трактовка при разработке мероприятий в процессе реализации механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли;

кадровый — отсутствие достаточного количества специалистов, способных участвовать в процессе реализации мероприятий в рамках механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли.

Система управления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли основывается на следующих элементах:

осуществление мероприятий на основе программно-целевого подхода;

осуществление контроля и общего мониторинга;

прозрачность осуществляемых преобразований;

ориентация на результат при стимулировании участников;

координация действий органов власти и участников.

Организационная схема управления реализацией механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Блок-схема соотношения целей, задач и мероприятий механизмауправления инвестиционной деятельностью в строительной отрасли

Для того чтобы государственно-частное партнёрства стало эффективным средством модернизации жилищной политики, необходимо предпринимать мероприятия, способные устранить препятствия развитию ГЧП при помощи комплексной стратегии развития государственно-частного партнёрства в сфере строительства жилья. В данной стратегии рекомендуется совершенствование законодательства в сфере ГЧП, модернизация финансовой системы, подготовка квалифицированных специалистов в сфере ГЧП.

Литература:

  1. Габдуллина Э. И. Оценка эффективности ГЧП как механизма взаимодействии власти и бизнеса // Современные проблемы науки и образования, 2012. — № 2 [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.science-education.ru/102–5928 (Дата обращения: 12.02.2013).
  2. Гордеев А. Механизм государственно-частного партнёрства в сфере науки: в чьей воле его запустить? [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.strf.m/material.aspx?CatalogId=347&d_no=14562#.VABm1H-MK1A/(Дата обращения: 01.04.2014)
  3. Грицай С. В. Использование частно-государственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2006. С. 13–15.
  4. Дерябина, М.А Государственно-частное партнерство: теория и практика [Электронный ресурс] / М. А. Дерябина [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.financial-master.ru/news/5-articles/603-gosudarstvenno-chastnoe_partnerstvo_teoriya_ijpraktika.html (Дата обращения: 01.04.2014)
  5. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. TheWorldBank, 2010 [Электронный ресурс]//Режим доступа http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/Jeff %20Delmon_PPP_russian.pdf (Дата обращения: 21.02.2014).
  6. Кияницкий С. Н. Об особенностях формирования финансового механизма инвестиционно-строительной сферы // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: Ученые записки. Вып. 10. — Ростов н/Д: Рост. Гос. Строит. Ун-т, 2008. — С. 182–188.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle