Библиографическое описание:

Некрасова Е. С. Развитие экономики в условиях нестабильности валютного курса [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 16-19.



На данном этапе развития экономики в РФ можно выделить много факторов, повлиявших на нынешнюю не слишком оптимистичную ситуацию в стране. Геополитические проблемы наслаиваются на экономические: спад цен на нефть совпал с войной санкций и международной изоляцией, а подешевевший рубль так и не помог развитию импортозамещения в большинстве отраслей. С какими вызовами столкнулась страна, и надолго ли у нее хватит запаса прочности экономики?

Резкое падение цен на нефть и введение санкций привели к масштабной девальвации рубля. Эта ситуация потребовала изменения валютной политики и проведения согласованных мер по стабилизации финансовой системы. Значительное ужесточение денежно-кредитной политики не смогло стабилизировать инфляционные ожидания, вызванные ослаблением рубля и введением Россией запрета на импорт продовольствия.

В период с начала октября по 10 ноября 2014 года давление на рубль усилилось на фоне резкого падения цен на нефть и ограничений валютной ликвидности, обусловленных введением санкций. Был установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы экономики, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещены поставки оборудования и оказание финансовых и страховых услуг для этих секторов, также установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые, минералы и углеводороды.

В этот период Банк России ввел ряд экстренных мер по предоставлению валютной ликвидности; только в октябре он потратил 30 млрд. долларов США для поддержания национальной валюты. Однако позже для того, чтобы приостановить падение валютных резервов, Банк России перешел к режиму свободного плавания валютного курса. К концу года в условиях валютного кризиса Банк России и правительство были вынуждены принять согласованные меры по обеспечению финансовой стабильности.

Ответным шагом России стал запрет на ввоз продовольствия из стран, которые ввели санкции против РФ. В основном это коснулось стран Евросоюза, многие из которых ранее осуществляли крупномасштабные поставки сельхозпродуктов в Россию. Запрет на ввоз европейских продовольственных товаров должен был позволить России дополнительно поддержать собственное сельское хозяйство, но падение национальной валюты не позволило реализовать эту возможность в полной мере. Кроме того, были увеличены поставки из стран Таможенного союза, а также из стран Азии и Латинской Америки (ещё до конца 2014 года был увеличен объём поставок из Бразилии, Аргентины и Ирана).

Дополнительными факторами, усилившими давление на рубль, стали масштабный отток капитала, придержание валютной выручки экспортерами в условиях ограничения доступа к внешним финансовым ресурсам для попавших под санкции банков и корпораций, а также перевод российскими гражданами сбережений в доллары. В ответ на беспрецедентный уровень волатильности Ба1нк России повысил ключевую процентную ставку на 650 базисных пунктов. Первоначальная реакция рынка была резко негативной: на следующий день курс рубля рухнул на 11 %, вынудив Банк России и правительство принять экстренные меры по обеспечению стабильности финансовой системы. Эти меры, наряду со значительным повышением ключевой ставки, помогли стабилизировать валютный курс, но ввиду опасений по поводу сохраняющегося негативного прогноза цен на нефть, угрозы рецессии и ослабления шансов на отмену санкций, давление на рубль сохранилось.

В начале 2015 года инфляция выросла еще на 3 %, достигнув 15,0 % к соответствующему периоду предыдущего года. Основными факторами вновь стали высокая продовольственная инфляция (20,7 %) и влияние девальвации рубля в декабре и январе. В результате базовая инфляция составила 14,7 % год к году. Такого высокого уровня не наблюдалось с 2002 года.

В целях стабилизации инфляционных ожиданий Банк России продолжал ужесточать денежно-кредитную политику. В течение 2014 года регулятор шесть раз повышал ключевую процентную ставку, доведя ее до 17 %, при этом суммарное повышение составило 1150 базисных пунктов. В результате рост денежной массы замедлился с 15,2 % в 2013 году до 8,5 % в 2014 году; кроме того, впервые с 2009 года уровень монетизации экономики снизился. Поскольку инфляционное давление и ожидания были в большой степени связаны с немонетарными факторами, ужесточение денежно-кредитной политики оказалось малоэффективным.

В свою очередь, стоит заметить, что импорт составляет примерно 15–20 % потребительской корзины в России — как по продовольственным, так и непродовольственным позициям. Вместе с тем на долю некоторых категорий импортных товаров (мясо, овощи и фрукты) приходится значительно более весомая часть в общем потреблении.

Таким образом, влияние запрета, ограничившего ввоз импортных продуктов, на инфляцию различалось по наименованиям продовольственных продуктов. В феврале рост инфляции продолжился. ИПЦ за 12 месяцев превысил 16 %, что в основном было обусловлено продовольственной инфляцией, которая взлетела выше 20 %. Однако замедление месячной инфляции в феврале указывает на некоторое снижение инфляционного давления до умеренных значений, что, вероятно, связано с ослаблением эффекта переноса девальвации рубля и ограничениями в части потребительского спроса.

Международные санкции, ограничившие доступ многих крупных российских банков к среднесрочному финансированию, а также ужесточения денежно-кредитной политики в связи с ослаблением рубля, стали серьезным стрессом для банковской системы. Для ряда банков, имеющих валютную задолженность перед внешними кредиторами, в сложившихся условиях стоимость обслуживания долга повысились, что привело к снижению чистых денежных потоков и прибыли. Между тем девальвация рубля и последовавшее за этим ужесточение денежно-кредитной политики привели к значительному росту стоимости фондирования для банков. В результате рост кредитования замедлился, а процентные ставки повысились. Так, процентные ставки по кредитам сроком на 1–3 года предприятиям малого и среднего бизнеса в среднем превышают 14 %, а ставки по межбанковским кредитам для поддержания ликвидности в банковской системе в среднем составляют 11–12 %. По всей вероятности, текущее состояние финансового сектора представляется чрезмерно оптимистичным с учетом того, что Банк России воздерживается от применения текущих регуляторных норм в отношении банков в целях оказания им поддержки в период волатильности.

По состоянию на 2014 год доходность активов банковского сектора составила 1,5 %, доходность капитала — 12,1 %, а уровень проблемных кредитов (с учетом неприменения регуляторных мер) был менее 7 %. Уровень достаточности капитала в банковском секторе составлял 11,9 %. Банк России допустил некоторое смягчение подхода к классификации просроченных кредитов и правил формирования резервов на возможные убытки по таким ссудам в течение кризиса. Это означает, что уровень проблемных кредитов фактически намного выше, чем следует из отчетности, и банки столкнулись бы с более значительным дефицитом капитала, если бы надлежащим образом классифицировали активы и формировали резервы под кредитный портфель.

Банк России решил не применять регуляторные меры, разрешив банкам не корректировать стоимость всех своих активов с учетом рыночной стоимости (т. е. позволил им отражать активы по первоначальной балансовой стоимости), избавив их от необходимости немедленной рекапитализации балансов. Такая политика основана на ожиданиях властей, что снижение стоимости будет временным, и в ближайшее время произойдет разворот тенденции. Для обеспечения финансовой стабильности Банк России и правительство предоставили ликвидные средства и пополнили капитал банковского сектора, однако такие «вливания» были предоставлены лишь отдельным банкам, а не всей системе.

Россия вновь оказалась под воздействием сразу нескольких кризисов — структурного, циклического и падения цен на нефть и введение финансовых санкций. Каждую из этих проблем можно решить в рамках ответственной экономической политики, но, если накладывать их друг на друга это создает серьезные трудности, поскольку требуется принимать не просто различные, но и противоположные меры. Экономика страны вступает в период долгосрочного стагнационного депрессивного роста, который, если все оставить как есть, при всех самых благоприятных изменениях на сырьевых рынках приведет к дальнейшему отставанию России от средних темпов роста не только мировой экономики, но и развитых стран мира.

Не имеет значения в какую сторону будет нацелен вектор развития экономики страны, не стоит забывать о том, что цены на нефть не будут повышаться в краткосрочной, а возможно и в среднесрочной перспективе. Даже при условии положительного роста цен на нефть, данный фактор не сильно улучшит экономическое положение страны. На это есть несколько причин:

‒ В стране снижается экспорт нефти, так как страны-импортеры отказываются от российской нефти, покупая нефть у стран ОПЕК по демпинговым ценам.

‒ РФ наращивает обороты добычи сырой нефти, что является нецелесообразным решением, так как, снижается количество покупателей нефти.

‒ Снижается потребление нефти у Китая, который ранее был одним из основных потребителей.

Низкое качество продукции, производимое внутри страны на данном этапе, показывает, что импортозамещение не справляется с возросшим спросом на рынке, вследствие обесценивания национальной валюты и оттока иностранных инвестиций; так же падает уровень производства, который не позволяет покрыть разницу в спросе, возникшую из-за санкций. Несмотря на это, в кризисных условиях страна начала стремительно развивать свое внутреннее производство, следовательно, появляются новые перспективы для молодых рабочих и, собственно говоря, новые рабочие места. Кроме того, отечественное производство всевозможных товаров для внутреннего потребления делает государство более независимым и самостоятельным.

Так же одним из основных факторов, который оказывает существенное давление на экономику, является режим санкций. Основным рупором в этой ситуации является конфликт на востоке Украины. Если конфликт удастся урегулировать, то это будет поводом для конструктивного диалога с западными партнерами, и сокращению санкций. Однако, если произойдет эскалация конфликта, то санкции могут быть ужесточены. В этой ситуации прогнозировать, что-либо сложно.

Литература:

  1. Доклад об экономике России No. 33 апрель 2015 г. 63стр.
  2. Банк России [Электронный ресурс] — http://www.cbr.ru/
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — http://www.gks.ru/
  4. РБК [Электронный ресурс] — www.rbc.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle