Библиографическое описание:

Авдаева М. М. Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 127-131.



В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной инновационной политики. Для сравнительного анализа приведен пример развития региональной инновационной политики в зарубежных странах. В целях анализа состояния реализации инновационной деятельности на территории Российской Федерации были использованы труды отечественных политологов и аналитиков.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, инновации.

В последнее десятилетие инновационная деятельность из уровня «зарождающегося механизма» технологического и экономического развития страны, прочно утвердила позиции как незаменимая составляющая социально-экономического блока государства, регионов, отраслей и предприятий, в частности. Для поступательного внедрения инновационной деятельности в промышленность страны, возникла необходимость в мобилизации теоретических составляющих данного вида направления. Новые идеи, новшества, изобретения, научные исследования должны стимулироваться как внутри организации, так и внешней средой, в том числе государством. Таким образом, важность инновационной политики встала на общегосударственный уровень. [1]

В промышленно развитых странах государственная инновационная политика направлена на модернизацию производства и выпуска готовой продукции различных отраслей. В общих, конкретизированных чертах, представляет собой комплекс инновационных мер по коммерциализации накопленных знаний, использования и переработке сырьевого блока, способов управления и контроля за производительностью труда. Грамотная разработка инновационной политики является одним из рычагов «калькуляционного» и непрерывного развития экономики и инновационной конкурентоспособности любой страны и предприятия, в частности.

Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N2227-р, реализация которой призвана качественно изменить структуру экономики страны. [3]

В рамках данной Стратегии, предусмотрена реализация следующих федеральных пакетов программ:

За нормативную базу можно взять Доклад Министерства образования и науки РФ к Обзору ОЭСР инновационной политики России. Однако, законодательная база в области инновационной деятельности, и научная система понятия «инновационная политика», и сам механизм формирования и реализации аспектов инновационной системы находится на стадии развития и носит теоретический характер. К примеру:

− отсутствие Федерального закона «Об инновационной политике РФ», который, по мнению отечественных экономистов и менеджеров, создает ряд проблем и не позволяет решить существующие;

− отсутствие института управления наукой для прямого контакта с государственным аппаратом, представители которого в лице научных деятелей России, будут непосредственно представлять реальное состояние, перспективу и проблемы научно-технического состояния;

− отсутствие прямого контакта и взаимодействия министерств и ведомств с академическим сектором науки в определении реальных задач в области науки, решении определенных проблем и разработки общего стратегического плана по реализации поставленных целей для повышения научно-технической базы страны;

− многие отечественные экономисты отмечают, что отсутствие реальной статистики науки и инноваций [2] Наличие достоверной статистической информации позволит проводить эффективные аналитические исследования внутреннего и внешнего состояния науки России и выявить сильные и слабые стороны и позиции.

Проблему отсутствия прямого государственного регулирования разработки и внедрения на рынок инновационного продукта, Россия унаследовала от Советского Союза. Однако, научно-исследовательская деятельность в Советском Союзе поощрялась и были лояльные и доступные методы патентования, регистрации и т. д. Отсутствия должного внимания и акцента на данную проблему, должный инновационный потенциал в России так и не сложился. В первую очередь, главным барьером развития инновационной системы была и продолжает оставаться неконкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. Слаженное регулирование инновационной деятельности (рис. 1.) приведет к объективной оценке и масштабному регулированию инновационной деятельности.

Рис. 1. Государственное регулирование инновационной деятельности России

Основным «продуктом» внешнеэкономических отношений России на мировом рынке являются энергосырьевые ресурсы. По данным таможенной службы, экспорт готовой продукции России в 2014 году составил 3 %, когда в Советском Союзе он равнялся 30 %. Следовательно, данная проблема требует не только точечного решения на отдельных регионах или предприятиях, а масштабное непосредственное регулирование на федеральном уровне. [6]

Региональная инновационная политика органами государственной власти признана одним из важнейших направлений экономической политики страны в целом. Уровень инновационной политики в каждом регионе зависит от факторов и условий в самом регионе, инвестиционной привлекательности субъекта и активной позиции региональных властей, так как, нет четкого государственного рычага регулирования региональной инновационной политики. А отсутствие единой системы оценки инновационной деятельности в регионе существенно затрудняет анализ ее эффективности и уровня развития. И, таким образом, для формирования общего видения о состоянии инновационной системы в регионах страны, как правило, приводятся за счет таких статистических показателей, как численность ВУЗов, научно-исследовательских институтов, технопарков, занятиях в отдельных отраслях и т. д. В настоящее время, на территории Чеченской Республики функционируют:

  1. Комплексный научно-исследовательский институт РАН им. Х. Ибрагимова;
  2. Академия наук Чеченской Республики;
  3. ГНУ Чеченский научно-исследовательский институт сельского-хозяйства;
  4. Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт;
  5. Научно-исследовательский институт математической физики и сейсмодинамики Чеченского государственного университета;
  6. Технопарк при Чеченском государственном университете.

По единому мнению отечественных экономистов самым развитым инновационным регионом России является город Москва. Синхронное развитие региональной инновационной политики по всей стране в целом, разумеется, по соответствующим отраслям, приведет к реальному росту национальной экономики, увеличению ВВП, и существенному росту импортозамещения.

Инновационная политика в Чеченской Республике за последнее десятилетие, буквально, зародилась и выросла «на глазах». В следствие военной кампании 90-х годов прошлого столетия, высококонкурентная, как на внутреннем, так и на мировом, рынках промышленность республики была сведена к нулю, вплоть до 2000-х гг. Политика региональных властей, направленная на восстановление и развитие республики «оживила» инновационную деятельность. Однако, в регионе доминирует сфера услуг, слабо реализуется агропромышленный-комплекс и производство и переработка сырья, относительно показателям 1970–1990-х гг. В промышленности республики в тот период были достигнуты определенные успехи в повышении качества выпускаемой продукции. На Государственный знак качества было аттестовано более 100 видов изделий, доля которых в общем объеме выпускаемой промышленности продукции составляла около 25 %.

Таблица 1

Сравнительные показатели (в процентах) структуры экономики Чеченской Республики 1980 и 2012 годов

Отрасль

1980

2012

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6,7

10,0

добыча полезных ископаемых

3,5

0,05

обрабатывающие производства

-

0.01

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,4

1,0

строительство

8,6

14,1

торговля

12,0

23,0

гостиницы и рестораны

-

1,6

транспорт и связь

-

5,3

финансовая деятельность

-

0,4

предоставление прочих услуг

4,0

1,5

За последние годы динамика удельного веса Чеченской Республики в общероссийских социально-экономических показателях, в целом, положительная или стабильная. Однако, динамика удельного веса показателя «добыча полезных ископаемых» в последние годы стабильно отрицательная. В последнее десятилетие удельные веса показателей «экспорт» и «импорт», характеризующих внешнеэкономическую деятельность республики в общероссийских показателях, нулевые. Нынешние значения этих показателей показывают, что до сих пор регион реально не участвует в мирохозяйственных процессах. В таблице 2 приведены удельные веса Чеченской Республики в общероссийских основных социально-экономических показателях за 2010–2011 гг. [7]

Таблица 2

Удельный вес Чеченской Республики вобщероссийских основных социально-экономических показателях в 2010–2011гг. (в процентах)

Показатели

2010

2011

Площадь территории

0,09

0,09

Численность населения

0,90

0,91

Валовый региональный продукт

0,2

-

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, в том числе:

Добыча полезных ископаемых

0,06

0,05

Обрабатывающие производства

0,01

0,01

Продукция сельского хозяйства

0,4

0,4

Как считают отечественные экономисты, и показывает опыт развитых зарубежных стран, одним из рычагов успешно развитой инновационной политики является высокий уровень развитости малых и средних предприятий, участвующих в создании Внутреннего регионального продукта. Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организаций является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

На основании статистических данных, в таблице 3 приведена численность малых предприятий в различных отраслях экономики региона, которая показывает отношение численности преобладающих и требующих внимания со стороны государства, не столько со стороны ослабления налоговых обязательств предприятий, а в поддержке инновационной инфраструктуры в предприятиях регионов, как важной составляющей экономической и социальной активности. Так, для регионов России обеспечение инновационной инфраструктурой продолжает оставаться проблемой.

Таблица 3

Число малых предприятий Чеченской Республики по видам экономической деятельности (на конец года) [5]

2011

2012

2013

Всего

в том числе:

6911

6268

5245

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1328

1127

502

рыболовство, рыбоводство

9

7

4

добыча полезных ископаемых

43

38

37

обрабатывающее производство

468

450

432

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

25

26

22

строительство

2407

2162

1854

торговля

1457

1355

1310

деятельность гостиниц и ресторанов

68

57

55

транспорт и связь

229

235

236

финансовая деятельность

64

64

75

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление социальных услуг

556

502

489

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

14

18

10

образование

37

36

32

здравоохранение и предоставление социальных услуг

85

83

80

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

121

108

107

Если подходить к вопросу развития региональной политики с западной модели развития инновационной деятельности, зарубежная региональная инновационная политика «держится» на частном секторе предпринимательства за счет целевых программ государства. С помощью целевых программ, так же, успешно реализуется социальная политика, что, в совокупности, положительно влияет на экономический рост. Зарубежные страны подходят к формированию инновационной политики из расчета модернизации всей промышленности страны в условиях международной конкуренции, как важным условием обеспечения качественного роста, что невозможно без объединения усилий государства и человеческого капитала. Так, одним из антикризисных мер США было полная модернизация технического состояния старопромлышенных отраслей экономики. Так же, ряд стран (Бельгия, Великобритания, США, Испания, Франция) успешно проводят социально ориентированную политику, существенно ослабив налоговые обязательства юридических лиц страны, понизив пороги ставок страховых взносов и отчислений, реализация целевых программ по переоснащению предприятий и переподготовка профессиональных кадров.

В 90-е годы на первый план в инновационной политике развитых стран было выдвинуто применение передовых научных знаний по всему спектру промышленных технологий, включая и традиционные. В то же, время сформировалось 50 макротехнологий по наукоемкой продукции, и высокоразвитые страны обеспечивают конкурентоспособное производство по большинству этих макротехнологий (рис. 2). [4]

http://i5.rae.ru/mono/112/image042.gif

Рис. 2. Освоение макротехнологий передовыми странами

Таким образом, на основании выявленных характеристик инновационной политики России и ряда зарубежных стран, актуально говорить о государственном подходе к модернизации промышленности и инновационной политики Российской Федерации и его существенном влиянии на региональную инновационную политику.

Литература:

  1. Дипломная работа на тему: «Инновационный менеджмент в Чеченском государственном университете». Магомадов И. Р., 2013.
  2. Инновационная политика: варианты и перспективы. Иванов В. В. — Журнал об инновационной деятельности «Инновации», (02), 148. 2014.
  3. Инновационная политика России. Старт. Тв. — http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/579
  4. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Издательство «Академия Естествознания», 2011 год.
  5. Статистические отчеты Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике.
  6. Приоритеты формирования инновационного потенциала региона. Идигова Л. М. — Научно-экономический журнал. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, № 6, 2013 с.18–23, «ВНИОЭНГ», Москва, с. 17–21.
  7. Экономика Чеченской Республики: коллективная монография/Академия наук Чеченской Республики. Под ред. С. С. Решиева. — Грозный, 2013. — 151 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle