Библиографическое описание:

Зеленова Е. С. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 159-161.



Логистический подход в деятельности каждого предприятия предполагает наличие и выделение логистической службы, цель которой заключается в управлении материальными потоками на всех стадиях их движения.

Ключевые слова: логистика, конкурентоспособность, логистические концепции.

В связи с тем, что рыночные отношения развиваются и не стоят на месте, вместе с ними в последние годы в России стала широко распространяться и применяться логистика. Это можно объяснить тем, что данный опыт применения логистического подхода в экономике был заимствован у развитых капиталистических стран. Логистический подход первыми начали применять, такие знамениты компании как: General Motors, Ford Motors, Johnson & Johnson, Proctor & Gamble и IBM.

Логистика широко ориентирована на потребителя. Главная цель логистики — доставить продукцию в срок при минимальных затратах на производство, транспортировку, сбыт, упаковку и хранение. Путем решения данного комплекса задач осуществляется главная цель логистики.

Объектами изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки.

В условиях рыночной экономики основной целью любого предприятия является удержание позиций на рынке, получение прибыли и оптимизация издержек. При сложившихся в современной российской экономике условиях, самым важным показателем развития предприятия является конкурентоспособность, то есть способность товаров и услуг отвечать всем тем требованиям, который задает конкурентный рынок.

Логистический подход в деятельности каждого предприятия предполагает наличие и выделение логистической службы, цель которой заключается в управлении материальными потоками на всех стадиях их движения. Служба логистики должна работать в тесном взаимодействии с остальными службами предприятия, такими как: службой маркетинга, контроля качества, производственными службами, финансовой службой и отделом закупок.

Бесспорно, что правильно построенная логистика ведет к повышению конкурентоспособности фирмы. При разработке логистической стратегии фирмы, так же важно хорошо представлять себе ее возможности.

Конкурентное преимущество при использовании логистических приемов делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают умение фирмы разрабатывать, производить и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация — возможность обеспечения покупателя новым товаром с уникальной и большей ценностью потребительских свойств и его дополнительное обслуживание после продажи.

В современном мире экономика развитых стран основывается на принципах рыночной модели построения отношений. Данный принцип, возможно, применить и к российской экономике.

Самым важным признаком рыночной экономики является наличие конкуренции между производителями. В большинстве случаев само государство поддерживает конкуренцию путем осуществления антимонопольной политики, однако в мире есть страны, где антимонопольное законодательство отсутствует.

Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью товаров и услуг производимым предприятием. При первоначальном входе на рынок конкурентоспособность предприятия зависит от таких условий, как:

‒ конкурентоспособность товаров предприятия, как на внешнем, так и внутреннем рынках;

‒ разновидность производимого товара;

‒ ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

‒ однородность рынка;

‒ предприятия — конкуренты, работающие на данном рынке;

‒ отраслевая конкурентоспособность;

‒ возможность технических новшеств в отрасли;

‒ конкурентоспособность региона и страны.

Если конкурентоспособность предприятия при попытке входа на рынок ниже, чем у производителей, которые уже есть на рынке товаров и услуг, то есть несколько вариантов развития дальнейших событий: прекращение экономической деятельности фирмы, попытка повышения конкурентоспособности.

Имеется множество путей повышения конкурентоспособности предприятия. Выбор обуславливается анализом конкретного предприятия и сложившейся экономической ситуации. Самый известный и часто применяемый метод для увеличения конкуренции — это расширение линейки товаров и услуг. Но так же возможен вариант концентрации производства родственных видов продукции в пределах одного региона.

Данное понятие, конкурентоспособность — довольно сложное и охватывает несколько различных областей. Соответственно, факторы, которые влияют на изменение конкурентоспособности предприятия, необходимо рассматривать в комплексе.

Учёные Великобритании выяснили, что более чем 70 % стоимости продукта составляют расходы, связанные с транспортировкой, хранением и упаковкой товара. Все эти операции обеспечивают движение материального потока.

Применение логистики в сферах изготовления и обращения помогает:

1) Существенно снизить количество запасов на всем пути движения материального потока;

2) Уменьшить время передвижения товаров по логистической цепи;

3) Снизить расходы на транспорт;

Таким образом, больше 95 % операции отводится на логистическую деятельность. Именно поэтому логистика рассматривается как фактор увеличения конкурентоспособности фирмы. В связи с этим считается актуальным нахождение способа контроля издержек и показателей, которые наиболее корректно отражают связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирмы.

Западные ученые разработали несколько логистических концепций, которые уже успешно применяются во многих известных предприятиях и корпорациях. Внедрение данных концепций дало значительное конкурентное преимущество выпускаемым ими товарам, и позволило стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства. Ниже в качестве примера представлены часто встречаемые на сегодняшний день концепции и применение их на конкретном предприятии.

Первая концепция — «Justintime». Данная концепция считается широко распространенной. Она образовалась в конце 50-х годов, когда японская компания «Тойота Моторс», начала активно внедрять систему KONBAN. Лозунгом концепции служит потенциальное исключение запасов, материалов, компонентов и полуфабрикатов в процессе производства. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделениями и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

Рассмотрим так же макрологистическую концепцию «Leanproduction». Сущность данного подхода выражается в творческом сплаве следующих компонентов: высокого качества, маленьких размеров производственных партий, низких уровней запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название «тощее производство», потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство — меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

В заключении хотелось бы отметить, что, логистика является одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятия и эффективным инструментом увеличения рентабельности деятельности организации, так как более половины общих затрат фирмы приходится на логистические издержки: закупку материалов и комплектующих, хранение материальных ресурсов и готовой продукции, сбыт и т. д.

Подводя итог, можно сделать вывод, что реформирование логистической системы и выстраивание оптимальных каналов поставок значительно сокращают общие издержки, что в итоге приводит к повышению конкурентоспособности фирмы по сравнению с теми организациями, которые игнорируют логистический подход в управлении.

Литература:

  1. Виханский О. С.. «Стратегическое управление», Издательство Московского Университета, 2013г
  2. Дегтяренко В. Н. Основы логистики маркетинга. Ростов н/Д, 2011.
  3. Смехов А. А. Логистика и транспорт. М., 2012.
  4. Миротина Л. Б. Основы логистики: Учеб. пособие/ Под ред. и В. И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 200 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle