Библиографическое описание:

Гатауллина А. Р. Налоговый контроль индивидуального предпринимательства [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 131-133.



В статье обобщены особенности налогового контроля индивидуальных предпринимателей. Рассмотрены назначение налогового контроля, его цели и виды, а также недостатки применения налогового контроля в России.

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, налоговая проверка, индивидуальный предприниматель.

The paper summarizes the features of the tax control of individual entrepreneurs. We consider the appointment of a tax control, its objectives and types, as well as the disadvantages of the tax control in Russia.

Keywords: tax system, tax control, tax audit, individual entrepreneur.

Для отечественной финансовой науки исследования налогового контроля является новым направлением научного поиска, поэтому эта проблема лишь фрагментарно освещалась в публикациях, как ученых, так и практиков. Отдельные вопросы организации и проведения налогового контроля были частично рассмотрены в трудах ученых. Однако, пока не нашли своего решения проблемы комплексного исследования природы налогового контроля, процессов его становления, развития и обобщения практического опыта контрольно-проверочной деятельности налоговых органов.

Целью данной статьи является обоснование теоретических положений и формулирование практических рекомендаций по совершенствованию налогового контроля и методики осуществления контрольных процедур и принятия управленческих решений по результатам контроля.

В экономической литературе подходы к определению понятия «налоговая нагрузка» отличаются, по сути. В одних изданиях внимание акцентируется на его количественной характеристике, в других — дают его качественную характеристику, раскрывая его сущность. На микроуровне применение показателя налоговой нагрузки на предпринимательство приобрело широкое потребление.

В большинстве стран мира налоги являются «эффективным средством государственной политики» в отношении жизнедеятельности общества, а именно: перераспределения ВВП в социальном, возрастном, территориальном, отраслевом аспектах компенсации недостатков рыночных механизмов, размещения ресурсов и обеспечения общественных блага, поощрения бизнеса, деловой и инвестиционной активности, регулирования экономики, стабилизации рыночной конъюнктуры, поддержания уровня занятости. Основные обязанности по контролю за процессом налогообложения возложена законодательством на Государственную налоговую службу (ГНС). Именно ГНС контролирует большую часть налоговых поступлений в сводный бюджет страны и является одним из ведущих органов государственной исполнительной власти, представляющий интересы государства в правоотношениях между государством и налогоплательщиками. Тема налогового контроля очень актуальна, поскольку сегодня нельзя утверждать, что организация и деятельность налоговой службы приблизилась к уровню европейских государств [4, c. 61]. Отношения между органами налогового контроля и налогоплательщиками можно характеризовать как вызывающие взаимное недоверие. Причинами этого являются произвольные толкования налоговиками налогового законодательства, завышения своих служебных полномочий, игнорирование презумпции невиновности в отношении налогоплательщиков, проявления бюрократического произвола и коррупции, которые приводят к материальным потерям. По оценке экспертов, в бюджет не поступает 40–50 % суммы налогов, подлежащих уплате. Сегодня в деятельности органов Государственной налоговой службы пока превалируют фискальные методы работы, когда все усилия направляются, в первую очередь, на выполнение контрольно-проверочной функции.

Контроль за соблюдением требований налогового и валютного законодательства органы налоговой службы осуществляют в форме проверок, которые бывают плановыми, внеплановыми, документальными и фактическими, сплошными и выборочными, полными и частичными [2, c. 198]. Документальные проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводятся не реже 1-го раза в два года в соответствии с планом налогового органа, который составляется на начало каждого года и утверждается начальником соответствующего органа налоговой службы.

Считаем, что проверки должны проводиться не только для того чтобы выявить недостатки и нарушения, которые являются основой для привлечения к ответственности, но и для того, чтобы выявить и проанализировать причины нарушения налогового законодательства, внести определенные предложения по улучшению состояния субъекта предпринимательской деятельности, предоставить определенные разъяснения предпринимателям по улучшению их деятельности, что в дальнейшем поможет избежать нарушений [1, c. 32]. Полученные данные документального исследования, в случае установления нарушений налогового законодательства, могут быть использованы как основание для привлечения предпринимателей к административной ответственности.

Примером фактической проверки является обследование торгово-посреднической и производственной деятельности граждан — субъектов предпринимательской деятельности. Можно проследить дифференцированный подход к определенности периодичности проведения плановых проверок органами налоговой службы. Изъятию подлежат первичные документы, за исключением тех, что составляют государственную тайну. Изъятие производится на основании письменного мотивированного постановления, является документом строгой отчетности. Изъятие документов регулируется Кодексом об административных правонарушениях. По результатам проверки руководители органа налоговой службы обязаны не позднее 10 дней со дня составления акта проверки принять решение о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности и в течение 15 дней со дня получения протокола о административных правонарушениях определить меры административной ответственности. Исполнитель, который готовил проект решения, осуществляет последующий контроль за поступлениями в бюджет финансовых санкций и административных штрафов. Если в течение 10 дней со дня принятия решения финансовые санкции налогоплательщиком не выплачиваются, то руководитель структурного подразделения пишет рецензию и материалы передаются по реестру в отдел принудительного взыскания налогов. Считаем, что налоговое законодательство должно быть более понятным, доступным для понимания всеми лицами, как можно реже меняться, так много налогоплательщиков не могут свободно ориентироваться во всех тонкостях порядка уплаты налогов, и, возможно, нечаянно становятся нарушителями. Также, необходима постоянная работа с налогоплательщиками, сокращение годовых сроков отчетности, применения компьютерных систем, которые помогут постоянно осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью плательщиков и определенными отклонениями [3, c. 119].

Основой исследования освещенной темы стал налоговый контроль, теоретические и практические материалы, касающиеся деятельности государственной налоговой службы, особенно ее основной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Итак, основную часть поступлений в бюджет составляют налоги, по вопросу налогообложения является постоянным предметом исследования, но внимание в основном уделяется самым налогам и налоговой системе. Но жизнеспособность и надежность налоговой системы, а в основном стабильность экономики зависит также и от уровня организации налоговой службы государства, отлаженности ее работы, в том числе и контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов [5, c. 86]. Одной из форм совершенствования налогового контроля является взаимодействие органов налоговой службы с аудиторскими фирмами при осуществлении проверок. Аудиторы имеют достаточно широкие знания учета, хозяйственной деятельности, практические навыки, что позволит при осуществлении проверок легче и полнее отразить состояние проверяемого объекта. Необходимо также отметить, что эффективным средством уменьшения нарушений налогового законодательства является повышение сознания налогоплательщиков. В целом можно сделать вывод, несмотря на модернизацию Государственной налоговой службы, все еще уделяется мало внимания снижению расходов на персонал и повышению качества проверок, осуществляемых налоговыми органами. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению авторов, является внедрение в налоговую службу автоматизированной системы учета налогоплательщиков.

Литература:

  1. Боровикова Е. В. Развитие практики оценки рисков в налоговом и бюджетном контроле // Горизонты экономики. — 2014. — № 6 (18). — С. 27–34.
  2. Брызгалин А. В., Ильиных Д. А. Налоговый контроль // Налоги и финансовое право. — 2013. — № 4. — С. 197–200.
  3. Васюченкова Л. О. Рациональном налоговом контроле в отношении субъектов малого бизнеса // Предпринимательство. — 2013. — № 2. — С. 112–123.
  4. Максимовских Д. В. Перспективы совершенствования налогового контроля в РФ: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом // Академический вестник. 2015. № 2 (32). С. 57–70.
  5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. — № 3–3. — С. 84–88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle